К мирным заботам

461
Галина Вологодская

В Восточном Казахстане все центры обслуживания населения возобновили работу в штатном режиме.

Привычный ритм

– Мы думали, что после вынуж­денной паузы будет нап­лыв, – встречает меня директор облфилиала госкорпорации «Правительство для граждан» Азамат Есембулов. – Я вчера весь день провел в специализированном ЦОНе, так как решения нужно принимать на месте. Никакого ажиотажа, никакого скопления посетителей. День отработали в штатном режиме. Сегодня с утра проехал по всем ЦОНам в Усть-Каменогорске – везде людей принимают, Интернет есть, система действует без сбоя.

Я нахожусь в городском Цент­ре по проспекту Сатпаева, который обслуживает большой быстрорастущий район на левом берегу Иртыша. Были новогодние праздники, затем шоковая неделя беспорядков, режим ЧП. Решаю своими глазами увидеть, как возвращаются к привычному ритму учреждения, предоставляющие госуслуги.

У входа дежурит сотрудник. Он измеряет температуру, смот­рит, чтобы посетители были в мас­ках. Подставляю кисть – 36,2. «Можете проходить».

Зал полупустой. У столика с образцами заявлений стоит супружеская пара, они что-то ищут в своем смартфоне. «Сверяем электронный бланк, нужно оформить пособие на ребенка, – говорит молодая женщина по имени Дария. – Нам сразу на стойке дали консультацию, если будут вопросы – еще раз обратимся».

Кресла в зале ожидания помечены красной лентой – людям подсказывают, как расположиться с соблюдением социальной дистанции. Из нескольких рядов занято всего четыре сиденья. У молодого человека подошел срок замены удостоверения личности. Мужчине средних лет нужна электронно-цифровая подпись. Женщине потребовалась справка о несудимости – попросили в отделе кадров на работе.

– Пенсию оформляю, пришла за архивной справкой, – говорит жительница Усть-Каменогорска Кульзира Ластаева. – Утром пришло SMS, что все готово, я сразу сюда. Взяла талончик, жду. Очередь отражается на табло. Все быстро, грамотно.

Руководитель облфилиала подтверждает: все ЦОНы действуют в обычном графике. В 9 утра они открываются и работают до 18.00, без обеденного перерыва. Проблем с общественным транс­портом нет, сотрудники не переживают о том, как добраться до работы или вернуться домой. Посетители приходят, получают услуги, обстановка спокойная. Все как всегда. С 12 января специалисты вернулись к обслуживанию с выездом на дом. Такие заявки подают в cаll-центр 1414 люди с ограниченными возможностями. Кому-то нужна помощь в оформлении пособия, кому-то – в замене документов, кому-то требуется зарегистрировать недвижимость…

– Все услуги востребованы, – говорит специалист Асель Манабаева. – Нет такого, чтобы на одну был ажиотаж. Сейчас такой период, когда люди сдают декларацию о доходах и поэтому идут за ЭЦП. Но сами видите – нигде никаких очередей. Конечно, в дни беспорядков у нас была тревога. После выступления Президента Касым-Жомарта Токаева люди успокоились. Сейчас у всех нормальное настроение.

Большая работа

Показательно, что в разгар событий, когда не было Интернета, портал госуслуг продолжал работать. В Усть-Каменогорске на паузе была только работа специализированного ЦОНа, и то в связи с тем, что обработка документов осталась за сотрудниками административной полиции. Как известно, весь состав был задействован в охране общественного порядка. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК смогло запустить альтернативный канал связи, причем быстро и слаженно. «Для людей все прошло незаметно, но специалисты понимают, какая огромная работа была проделана», – говорит руководитель филиала.

В целом «цифра», online-, mobile-форматы с каждым днем все больше входят в жизнь казахстанцев. Государство по максимуму переводит услуги в Интернет. В ЦОНе вспоминают: во время жесткого карантина в 2020-м, когда центры закрылись для посещений, люди стали активней пользоваться порталом. Освоил один, другой, третий, научил супруга, родителей, друга, соседа... В отличие от ЦОНа портал Egov.kz и приложение eGov mobile действуют круглосуточно, без перерывов на выходные, праздники и даже форс-мажоры. Многие «распробовали», насколько это удобно – не надо никуда ехать, можно получить справку или подать заявку дома, сидя на диване. Документ сохраняется в личном кабинете. Скинул его в мессенджер или на электронную почту – и никакой бумажной суеты.

– Когда после локдауна цент­ры снова открылись, специалисты заметили, как снизилась динамика посещений, – делится наблюдением руководитель. – Сейчас левобережная часть города активно застраивается, население растет, но наплыва клиентов нет. Граждане, особенно молодые люди, спокойно получают услуги через Интернет.

Азамат Есембулов показывает сектор самообслуживания – столы с компьютерами, ряд стульев. Этот своего рода уголок компьютерного ликбеза есть в каждом центре, и его задача – увеличивать число активных пользователей. Среди тех, кому за пятьдесят, до сих пор немало тех, кто с гаджетами на «вы». Они не знают, как зайти в сис­тему, как зарегистрироваться, как пользоваться. Но их учат! С ними работают консультанты. При мне молоденькая девушка-специалист терпеливо начинает вести пенсионера по виртуальному маршруту: вот он создал логин, придумал пароль, вошел в личный кабинет, привязал номер мобильного телефона...

– Кому-то сложно с первого раза понять, поэтому он может прийти и во второй, и в третий раз, – поясняет руководитель. – Ему будут объяснять, подсказывать. Абсолютно бесплатно. Вспомните, когда появились первые мессенджеры, многие не знали, как ими пользоваться. Сейчас практически поголовно все являются активными пользователями. А как ходили в ЦОНы, когда они только появились? Под мышкой две папки, в одной СИК, РНН, домовая книга, удостоверение, еще масса бумаг. В другой копии. Сейчас ничего этого не надо, достаточно показать удостоверение личности, и то оригинал необязательно. Можно предоставить электронный документ в смартфоне. Смысл цифровизации как раз в том, чтобы сделать жизнь легче.

Двери в центр то и дело распахиваются: одни приходят, берут квиток, сдают документы, решают свои вопросы. Другие, получив услугу, уходят. Кто-то озабочен, кто-то говорит по телефону, кто-то улыбается. Атмосфера деловая и абсолютно спокойная. ЦОН, как подчеркивают сотрудники и посетители, работает в обычном режиме.

Популярное

Все
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
Актау станет международным курортом
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Полевые работы в интерьере проблем
Где можно будет увидеть военный парад 7 мая
Всегда на линии огня
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
На острие волны – соломенные тюки
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
Промышленные роботы ускорят автосборку
Пылят, грохочут, загрязняют реки…
В Астане презентовали 10-томное собрание трудов Каныша Сатпаева
Не прошедшие модернизацию рынки Алматы будут закрыты с 2026 года
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика
Потребителей приучат к бережливости
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»

Читайте также

Забота о ветеранах – приоритет социальной политики государс…
Неоценим вклад Казахстана
Незабываемые огненные годы
В Семее открылась выставка «Ерлік – елге мұра, ұрпаққа ұран»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]