К мирным заботам

494
Галина Вологодская

В Восточном Казахстане все центры обслуживания населения возобновили работу в штатном режиме.

Привычный ритм

– Мы думали, что после вынуж­денной паузы будет нап­лыв, – встречает меня директор облфилиала госкорпорации «Правительство для граждан» Азамат Есембулов. – Я вчера весь день провел в специализированном ЦОНе, так как решения нужно принимать на месте. Никакого ажиотажа, никакого скопления посетителей. День отработали в штатном режиме. Сегодня с утра проехал по всем ЦОНам в Усть-Каменогорске – везде людей принимают, Интернет есть, система действует без сбоя.

Я нахожусь в городском Цент­ре по проспекту Сатпаева, который обслуживает большой быстрорастущий район на левом берегу Иртыша. Были новогодние праздники, затем шоковая неделя беспорядков, режим ЧП. Решаю своими глазами увидеть, как возвращаются к привычному ритму учреждения, предоставляющие госуслуги.

У входа дежурит сотрудник. Он измеряет температуру, смот­рит, чтобы посетители были в мас­ках. Подставляю кисть – 36,2. «Можете проходить».

Зал полупустой. У столика с образцами заявлений стоит супружеская пара, они что-то ищут в своем смартфоне. «Сверяем электронный бланк, нужно оформить пособие на ребенка, – говорит молодая женщина по имени Дария. – Нам сразу на стойке дали консультацию, если будут вопросы – еще раз обратимся».

Кресла в зале ожидания помечены красной лентой – людям подсказывают, как расположиться с соблюдением социальной дистанции. Из нескольких рядов занято всего четыре сиденья. У молодого человека подошел срок замены удостоверения личности. Мужчине средних лет нужна электронно-цифровая подпись. Женщине потребовалась справка о несудимости – попросили в отделе кадров на работе.

– Пенсию оформляю, пришла за архивной справкой, – говорит жительница Усть-Каменогорска Кульзира Ластаева. – Утром пришло SMS, что все готово, я сразу сюда. Взяла талончик, жду. Очередь отражается на табло. Все быстро, грамотно.

Руководитель облфилиала подтверждает: все ЦОНы действуют в обычном графике. В 9 утра они открываются и работают до 18.00, без обеденного перерыва. Проблем с общественным транс­портом нет, сотрудники не переживают о том, как добраться до работы или вернуться домой. Посетители приходят, получают услуги, обстановка спокойная. Все как всегда. С 12 января специалисты вернулись к обслуживанию с выездом на дом. Такие заявки подают в cаll-центр 1414 люди с ограниченными возможностями. Кому-то нужна помощь в оформлении пособия, кому-то – в замене документов, кому-то требуется зарегистрировать недвижимость…

– Все услуги востребованы, – говорит специалист Асель Манабаева. – Нет такого, чтобы на одну был ажиотаж. Сейчас такой период, когда люди сдают декларацию о доходах и поэтому идут за ЭЦП. Но сами видите – нигде никаких очередей. Конечно, в дни беспорядков у нас была тревога. После выступления Президента Касым-Жомарта Токаева люди успокоились. Сейчас у всех нормальное настроение.

Большая работа

Показательно, что в разгар событий, когда не было Интернета, портал госуслуг продолжал работать. В Усть-Каменогорске на паузе была только работа специализированного ЦОНа, и то в связи с тем, что обработка документов осталась за сотрудниками административной полиции. Как известно, весь состав был задействован в охране общественного порядка. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК смогло запустить альтернативный канал связи, причем быстро и слаженно. «Для людей все прошло незаметно, но специалисты понимают, какая огромная работа была проделана», – говорит руководитель филиала.

В целом «цифра», online-, mobile-форматы с каждым днем все больше входят в жизнь казахстанцев. Государство по максимуму переводит услуги в Интернет. В ЦОНе вспоминают: во время жесткого карантина в 2020-м, когда центры закрылись для посещений, люди стали активней пользоваться порталом. Освоил один, другой, третий, научил супруга, родителей, друга, соседа... В отличие от ЦОНа портал Egov.kz и приложение eGov mobile действуют круглосуточно, без перерывов на выходные, праздники и даже форс-мажоры. Многие «распробовали», насколько это удобно – не надо никуда ехать, можно получить справку или подать заявку дома, сидя на диване. Документ сохраняется в личном кабинете. Скинул его в мессенджер или на электронную почту – и никакой бумажной суеты.

– Когда после локдауна цент­ры снова открылись, специалисты заметили, как снизилась динамика посещений, – делится наблюдением руководитель. – Сейчас левобережная часть города активно застраивается, население растет, но наплыва клиентов нет. Граждане, особенно молодые люди, спокойно получают услуги через Интернет.

Азамат Есембулов показывает сектор самообслуживания – столы с компьютерами, ряд стульев. Этот своего рода уголок компьютерного ликбеза есть в каждом центре, и его задача – увеличивать число активных пользователей. Среди тех, кому за пятьдесят, до сих пор немало тех, кто с гаджетами на «вы». Они не знают, как зайти в сис­тему, как зарегистрироваться, как пользоваться. Но их учат! С ними работают консультанты. При мне молоденькая девушка-специалист терпеливо начинает вести пенсионера по виртуальному маршруту: вот он создал логин, придумал пароль, вошел в личный кабинет, привязал номер мобильного телефона...

– Кому-то сложно с первого раза понять, поэтому он может прийти и во второй, и в третий раз, – поясняет руководитель. – Ему будут объяснять, подсказывать. Абсолютно бесплатно. Вспомните, когда появились первые мессенджеры, многие не знали, как ими пользоваться. Сейчас практически поголовно все являются активными пользователями. А как ходили в ЦОНы, когда они только появились? Под мышкой две папки, в одной СИК, РНН, домовая книга, удостоверение, еще масса бумаг. В другой копии. Сейчас ничего этого не надо, достаточно показать удостоверение личности, и то оригинал необязательно. Можно предоставить электронный документ в смартфоне. Смысл цифровизации как раз в том, чтобы сделать жизнь легче.

Двери в центр то и дело распахиваются: одни приходят, берут квиток, сдают документы, решают свои вопросы. Другие, получив услугу, уходят. Кто-то озабочен, кто-то говорит по телефону, кто-то улыбается. Атмосфера деловая и абсолютно спокойная. ЦОН, как подчеркивают сотрудники и посетители, работает в обычном режиме.

Популярное

Все
В Туркестане открыт гребной канал
Духовный центр Жетысу
В Мажилисе ­Парламента прошла ­презентация проекта закона «О банках и банковской деятельности»
Межэтнический диалог на страницах СМИ
В Национальном музее проходит выставка «Бесценные сокровища религиозных традиций мира»
Стараться помочь каждому
В Алматы проводится второй этап дератизации
О новых горизонтах ахметтану
Новый взгляд на старые фасады
Сельское хозяйство – стратегический актив
Первый IQ Test Center
С упором на качество
Работа для настоящих мужчин
Карметкомбинат получил газ
Выстрелы в ночной степи
Высокие технологии – в производство, ИИ – в образование
Семья Дуйсебаевых: пятьсот лет учительства
Культура труда и неприятие иждивенчества
Высшая награда для мастера
Конкуренция за таланты резко обострится
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Цифровая трансформация судебной системы
Началось возведение энергоблока
Apple презентовала iPhone 17
Началось строительство плодоконсервного завода
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Политические реформы и цифровой суверенитет
Состояние основателя Oracle увеличилось на $70 млрд за сутки
Контуры будущего определены
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
Уголовное дело завели на казахстанского блогера за призыв к убийству детей с аутизмом
В Отбасы банке разьяснили вопрос по выдаче денег из ЕНПФ на лечение зубов
Обсужден проект строительства ТЭЦ
На Кубе полный блэкаут
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
Как изменились цены на жилье в Казахстане
День кино отмечают в Казахстане
Признание в любви
«Маскарад» в Шымкенте
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]