К мирным заботам

510
Галина Вологодская

В Восточном Казахстане все центры обслуживания населения возобновили работу в штатном режиме.

Привычный ритм

– Мы думали, что после вынуж­денной паузы будет нап­лыв, – встречает меня директор облфилиала госкорпорации «Правительство для граждан» Азамат Есембулов. – Я вчера весь день провел в специализированном ЦОНе, так как решения нужно принимать на месте. Никакого ажиотажа, никакого скопления посетителей. День отработали в штатном режиме. Сегодня с утра проехал по всем ЦОНам в Усть-Каменогорске – везде людей принимают, Интернет есть, система действует без сбоя.

Я нахожусь в городском Цент­ре по проспекту Сатпаева, который обслуживает большой быстрорастущий район на левом берегу Иртыша. Были новогодние праздники, затем шоковая неделя беспорядков, режим ЧП. Решаю своими глазами увидеть, как возвращаются к привычному ритму учреждения, предоставляющие госуслуги.

У входа дежурит сотрудник. Он измеряет температуру, смот­рит, чтобы посетители были в мас­ках. Подставляю кисть – 36,2. «Можете проходить».

Зал полупустой. У столика с образцами заявлений стоит супружеская пара, они что-то ищут в своем смартфоне. «Сверяем электронный бланк, нужно оформить пособие на ребенка, – говорит молодая женщина по имени Дария. – Нам сразу на стойке дали консультацию, если будут вопросы – еще раз обратимся».

Кресла в зале ожидания помечены красной лентой – людям подсказывают, как расположиться с соблюдением социальной дистанции. Из нескольких рядов занято всего четыре сиденья. У молодого человека подошел срок замены удостоверения личности. Мужчине средних лет нужна электронно-цифровая подпись. Женщине потребовалась справка о несудимости – попросили в отделе кадров на работе.

– Пенсию оформляю, пришла за архивной справкой, – говорит жительница Усть-Каменогорска Кульзира Ластаева. – Утром пришло SMS, что все готово, я сразу сюда. Взяла талончик, жду. Очередь отражается на табло. Все быстро, грамотно.

Руководитель облфилиала подтверждает: все ЦОНы действуют в обычном графике. В 9 утра они открываются и работают до 18.00, без обеденного перерыва. Проблем с общественным транс­портом нет, сотрудники не переживают о том, как добраться до работы или вернуться домой. Посетители приходят, получают услуги, обстановка спокойная. Все как всегда. С 12 января специалисты вернулись к обслуживанию с выездом на дом. Такие заявки подают в cаll-центр 1414 люди с ограниченными возможностями. Кому-то нужна помощь в оформлении пособия, кому-то – в замене документов, кому-то требуется зарегистрировать недвижимость…

– Все услуги востребованы, – говорит специалист Асель Манабаева. – Нет такого, чтобы на одну был ажиотаж. Сейчас такой период, когда люди сдают декларацию о доходах и поэтому идут за ЭЦП. Но сами видите – нигде никаких очередей. Конечно, в дни беспорядков у нас была тревога. После выступления Президента Касым-Жомарта Токаева люди успокоились. Сейчас у всех нормальное настроение.

Большая работа

Показательно, что в разгар событий, когда не было Интернета, портал госуслуг продолжал работать. В Усть-Каменогорске на паузе была только работа специализированного ЦОНа, и то в связи с тем, что обработка документов осталась за сотрудниками административной полиции. Как известно, весь состав был задействован в охране общественного порядка. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК смогло запустить альтернативный канал связи, причем быстро и слаженно. «Для людей все прошло незаметно, но специалисты понимают, какая огромная работа была проделана», – говорит руководитель филиала.

В целом «цифра», online-, mobile-форматы с каждым днем все больше входят в жизнь казахстанцев. Государство по максимуму переводит услуги в Интернет. В ЦОНе вспоминают: во время жесткого карантина в 2020-м, когда центры закрылись для посещений, люди стали активней пользоваться порталом. Освоил один, другой, третий, научил супруга, родителей, друга, соседа... В отличие от ЦОНа портал Egov.kz и приложение eGov mobile действуют круглосуточно, без перерывов на выходные, праздники и даже форс-мажоры. Многие «распробовали», насколько это удобно – не надо никуда ехать, можно получить справку или подать заявку дома, сидя на диване. Документ сохраняется в личном кабинете. Скинул его в мессенджер или на электронную почту – и никакой бумажной суеты.

– Когда после локдауна цент­ры снова открылись, специалисты заметили, как снизилась динамика посещений, – делится наблюдением руководитель. – Сейчас левобережная часть города активно застраивается, население растет, но наплыва клиентов нет. Граждане, особенно молодые люди, спокойно получают услуги через Интернет.

Азамат Есембулов показывает сектор самообслуживания – столы с компьютерами, ряд стульев. Этот своего рода уголок компьютерного ликбеза есть в каждом центре, и его задача – увеличивать число активных пользователей. Среди тех, кому за пятьдесят, до сих пор немало тех, кто с гаджетами на «вы». Они не знают, как зайти в сис­тему, как зарегистрироваться, как пользоваться. Но их учат! С ними работают консультанты. При мне молоденькая девушка-специалист терпеливо начинает вести пенсионера по виртуальному маршруту: вот он создал логин, придумал пароль, вошел в личный кабинет, привязал номер мобильного телефона...

– Кому-то сложно с первого раза понять, поэтому он может прийти и во второй, и в третий раз, – поясняет руководитель. – Ему будут объяснять, подсказывать. Абсолютно бесплатно. Вспомните, когда появились первые мессенджеры, многие не знали, как ими пользоваться. Сейчас практически поголовно все являются активными пользователями. А как ходили в ЦОНы, когда они только появились? Под мышкой две папки, в одной СИК, РНН, домовая книга, удостоверение, еще масса бумаг. В другой копии. Сейчас ничего этого не надо, достаточно показать удостоверение личности, и то оригинал необязательно. Можно предоставить электронный документ в смартфоне. Смысл цифровизации как раз в том, чтобы сделать жизнь легче.

Двери в центр то и дело распахиваются: одни приходят, берут квиток, сдают документы, решают свои вопросы. Другие, получив услугу, уходят. Кто-то озабочен, кто-то говорит по телефону, кто-то улыбается. Атмосфера деловая и абсолютно спокойная. ЦОН, как подчеркивают сотрудники и посетители, работает в обычном режиме.

Популярное

Все
Соглашение о стратегическом партнерстве на $2,5 млрд: какие планы у John Deere в Казахстане
В партнерстве государства и общества
Установки на укрепление стабильности
Тут рождаются новые имена
Идеологические столпы Справедливого Казахстана
Ресурсы нужно экономить
Магнит для денег
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Беспорядки в Танзании: сообщается о сотнях погибших
За знаниями – в новые школы
Итоги открытого Кубка Президента РК
Театр имени Наталии Сац с триумфом отмечает юбилей
Новая казахстанская AI-платформа превращает ИИ в инструмент для бизнеса
Университеты должны стать "фабрикой будущего"
Елена Рыбакина попала в группу Серены Уильямс
Стерильно, автономно, бесперебойно
Зоозащитники предлагают
Казахстан может стать лидером на рынке критически важных минералов
Заглянуть в древнюю историю тюрков
Пленные из КНДР в Киеве просят передать их Южной Корее
Дом должен быть местом, где тебя любят и понимают
Дорожные службы готовы к зиме
В Алматинской области возрождают знаменитый «апорт»
Хаб больших возможностей
Обновили рекорд юношеских азиад
Сельчане добились закрытия незаконной свалки
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Лювак для бодрости
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зампред КНБ отправлен в отставку
За пловом и природой – в Таджикистан
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
«Жассарбаз»: прикоснуться к небу

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]