Мухтар Ауэзов: ұстаз от Алатау до Кавказа

6583
Арман Шауханов, кандидат педагогических наук, доцент Таразского регионального университета им. М. Х. Дулати

Мухтар Ауэзов, 125-летие которого отмечается в этом году в стране, известен как писатель и драматург, переводчик и ученый, знаменит выдающимся трудом – романом-эпопеей «Путь Абая», получившим широкое международное признание. Но еще одним важным направлением его деятельности была педагогическая работа. Об этом сохранились интереснейшие воспоминания его учеников и коллег.

Начало пути

Писатель Абдижамил Нурпеисов писал о Мухтаре Омархановиче так: «Хорошо помню: после войны в литературу шла совсем еще зеленая, безусая молодежь в пропахших пороховым дымом, потертых шинелях. Все мы были безумно влюблены в Ауэзова. К обаятельному образу писателя примешивалось, видимо, и наше пылкое юношеское воображение. Наряду с любовью я еще испытывал к нему какой-то необъяс­нимый, едва ли не священный страх молодого альпиниста перед величием горы».

Эта небольшая, но емкая цитата точно и красочно характеризует психологию, мировосприя­тие молодых людей тяжелых послевоенных лет – второй половины 1940-х годов. Мы видим их интерес и тягу к художественной литературе, нелегкому писательскому труду, которому они решили посвятить свою жизнь. Порой недоедавшая послевоенная молодежь, окутанная романтикой чистого листа и благородного пера, на первое место ставила духовные запросы, затрагиваю­щие интересы простых людей.

…Педагогический путь юного Мухтара начался с того, что в 1915 году он поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию и завершил обучение в
1919-м. В семинарии Ауэзов с большим увлечением читает художественные произведения, знакомится с книгами русских и зарубежных классиков. Под влиянием прочитанного сам пробует писать небольшие рассказы, стихи.

Первые работы будущего писателя, посвященные общим воп­росам культуры, педагогики, просвещения народа, стали появляться в периодической печати с 1917 года. В 1918-м он вместе с Жусупбеком Аймаутовым издавал в Семипалатинске журнал «Абай», в котором опубликовал немало статей в качестве журналиста. Однако после выхода двенадцатого номера журнал был закрыт по идеологическим мотивам.

В октябре 1923 года Мухтар ­Ауэзов поступил на филологи­ческое отделение Ленинградского государственного университета и в 1928-м успешно окончил его. В это время он также преподает в только что открывшемся Семипалатинском педагогическом техникуме, заканчивает работу над первым томом «Истории казахской литературы». В 1928–1930 годах учится в аспирантуре кафедры тюркологии восточного факультета Среднеазиатского университета в Ташкенте и одно­временно преподает казахскую литературу в Казахском институте народного просвещения и Лесном техникуме в Ташкенте.

Мухтар Ауэзов был одним из организаторов первого вуза рес­публики – Казахского педагогического института им. Абая в Алма-Ате. Занимался вопросами литературы и культуры, просвещения, народного образования, развития общеобразовательной школы в Казахстане.

Целая фольклорная энциклопедия

Писатель почти всю жизнь занимался преподавательской работой и воспитанием молодежи в разных вузах. Так, с 1932 года Мухтар Ауэзов в КазПИ им. Абая читал курсы лекций по фольклору и по казахской литературе (основным местом его работы был Казахский театр драмы, куда он поступил в качестве литературного работника). В те годы в институте преподавали известные писатели и ученые: Сакен Сейфуллин, Санжар Асфендияров, Кудайберген Жубанов, Митрофан Сильченко и другие.

Вот как описывает первое появление в вузе знаменитого писателя его бывший студент и ученик, впоследствии академик, литературовед Мухамеджан Каратаев: «Коренастый, среднего роста, смуглолицый молодой человек (это сейчас я говорю «молодой», а тогда Мухтар Омарханович казался нам пожилым человеком) вошел в аудиторию и приветливо поздоровался с курсом. Бросились в глаза широкий покатый лоб, черные вьющиеся волосы.

Много лет прошло с тех пор, много разных событий произошло в моей жизни, но первое знакомство с Ауэзовым свежо в памяти во всех мельчайших деталях. Это ярче сновидения, впечатлительнее прочитанной книги, выпуклей и зримей спектакля.

Мухтар Омарханович стал читать лекции по казахскому фольк­лору. Тихая, не совсем внятная поначалу речь постепенно начинает захватывать слушателей: образная речь – каждое слово имеет большую смысловую нагрузку; мы получаем много нового, неизведанного. Увлеченные лекцией, мы не замечали, как пролетало время. Поистине счастливые часы! Нас поражала глубина и широта познаний Ауэзова».

Долгие годы он изучал устное поэтическое творчество не только казахского народа, но и фольклор других народов СССР. Преподавал эту дисциплину и в Среднеазиатском университете в Ташкенте, и в МГУ им. М. В. Ломоносова.

Почетный гражданин города Риддера, бывшая студентка Мухтара Омархановича в КазПИ (1937-1941), позже партийный работник Прасковья Тихановская вспоминает о своем педагоге: «У Ауэзова был высокий лоб, свидетельствующий о незаурядной муд­рости. Мы с живейшим интересом слушали его блистательные лекции о казахском фольклоре.

Сквозь дымку прошедших десятилетий я вижу его оживленное лицо, сдержанный и точный жест, всю его крепкую, ладную фигуру, уверенный взгляд с кафедры на нас, студентов казахской и русской групп литфака. Его увлекательные лекции-импровизации вводили нас в быт казахских степей и предгорий. Он блестяще читал главы из эпоса, песни акынов на айтысах, лирические стихи, причем читал по-казахски, сразу же делая перевод на русский язык, чтобы мы почувствовали поэтическую особенность произведений».

О том, что он был прекрасным специалистом по фольклору, писал армянский критик и литературовед, профессор Аршалуис Аршаруни: «Мухтар Ауэзов – талантливейший фольклорист. Я уже не говорю о казахском эпосе… Пожалуй, никто лучше его не знает киргизского «Манаса». Он может свободно говорить с Санджи Каляевым о калмыцком «Джангаре» и с армянскими фольклористами –о «Давиде Сасунском». Ауэзов, на мой взгляд, – целая фольклорная энциклопедия».

Мудрость таланта

М. О. Ауэзов заложил основы новой научной отрасли – абаеведения, был главой формирую­щейся школы. Он первым ввел в программу университета специальный курс «Абаеведение», который многие годы преподавал в КазГУ им. С. М. Кирова (ныне КазНУ им. аль-Фараби). Будущие филологи, журналисты, писатели прошли этот курс у знаменитого писателя-современника. Читал он и курс литературы народов СССР.

Известный писатель Ануар Алимжанов, выпускник КазГУ 1954 года, в очерке «Мудрость таланта», посвященном Ауэзову, оставил теплые воспоминания о своем учителе, Мухтаре-ага: «Мы слушали его лекции о богатом поэтическом наследии народа, об истории родной литературы, о литературе стран Востока при переполненных аудиториях. Он был для нас мудрым собеседником. Красочная, поэтическая речь, удивительное знание истории и культуры народов Востока и, самое главное, глубоко человеческое обаяние и глубокий ум покоряли нас.

Мы любили его так, как только ученик может любить любимого учителя, сын – отца. Впрочем, я уже сказал, что для меня лично он был и остался навсегда муд­рым и великим сыном своего народа, простым и добрым человеком».

В статье «Явление ­поэтическое, знаменательное» Ануар Алимжанов вспоминал: «Мягкий голос, добрая улыбка, скрывающая постоянную озабоченность, медлительная густая речь – таким помнят его бывшие студенты, его ученики – молодые литераторы».

Мухтара Ауэзова считали своим учителем Каюм Мухамедханов (1916–2004), Абдижамил Нурпеисов (1924–2022), Габит Мусрепов (1902–1985), Ануар Алимжанов (1930–1993), Есмагамбет Исмаилов (1911–1966) и многие другие.

Еще одна цитата Ануара Алимжанова: «Порою нам, наследникам и ученикам Мухтара Ауэзова, кажется, что он один вобрал в себя дыхание своей земли и сумел вместить в своем сердце все боли и радости родного народа в прошлом и настоящем, и со спокойной неторопливостью, с глубокой сдержанностью стремился показать людям все грани жизни своей столь сложной и стремительной эпохи». Так мог­ли сказать о нем – выдающемся писателе ХХ века, педагоге и наставнике – представители целого поколения отечественных писателей, ученых и журналистов.

Как педагог Ауэзов много внимания уделял вопросам формирования научного мировоззрения, трудового, нравственного и эстетического воспитания детей, молодежи, все это отражалось в его произведениях, речах, выступлениях.

Он всецело выступал за патрио­тическое и интернациональное воспитание молодежи, за дружбу между народами огромной страны. Подчеркивал, что родной язык, художественная и историческая литература на нем должны служить этой великой цели. Ауэзов ратовал за развитие национальной литературы, языка и культуры. Он, как и Ахмет Байтурсынов, полагал, что без литературы на родном языке нация будет несостоявшейся. В этом плане взгляды Ауэзова и Байтурсынова были едиными.

«Ауэзов – выразитель духа нации, он народен и национален каждой своей строкой, каж­дой мыслью, каждым мазком ­своей кисти, – характеризовал его Ануар Алимжанов. – Вот почему Мухтара-ага мы называем сегодня великим сыном родной земли и ставим на пьедестал рядом с Абаем. Вот почему мы, наследники Абая, гордимся тем, что у нас есть такой учитель, как Мухтар-ага, и стремимся быть его достойными учениками».

Зажечь сердца людей

Когда в 1954 году в МГУ им. М. В. Ло­моносова, на восточном отделении филологического факультета, была создана первая в Советском Союзе кафедра литературы народов СССР, Мухтар Омарханович Ауэзов стал первым профессором-казахом, читавшим там лекции по казахской литературе.

Бывший аспирант МГУ Сергей Даронян (1954 год) описал свои первые впечатления от встречи с лектором: «Профессор Ауэзов читал нам лекции по казахской литературе. Вспоминается первая лекция. Она проходила в просторной аудитории, было полно народу. Пришли его слушать студенты, аспиранты и преподаватели многих факультетов. Появление Ауэзова было встречено восторженными апло­дисментами. Говорил увлеченно, зажигательно. По окончании лекции посыпались вопросы. И в каждом ответе лектора ощущалась огромная эрудиция».

Ауэзов был замечательным оратором, умел зажечь сердца слушателей, увлечь своей идеей. И делал это не только на учебных лекциях. Поэт Николай Тихонов писал, что он был незаменим в комитете по ленинским и государственным премиям, умел обосновывать значимость творчества кандидатов на награды.

Писатель Алексей Пантиелев вспоминал: «Запомнилось, как Ауэзов отстаивал и обосновывал, например, награждение Ленинской премией композитора Соловьева-Седого или поэтов Расула Гамзатова и Мирзо Турсун-заде. А речь Ауэзова о Мусе Джалиле! Она обжигала умы и сердца».

Советский литературовед, критик Евгения Книпович пишет: «Я смотрела на тех, кто слушал речь Ауэзова. В большинстве это были люди с седыми головами, те, чьи книги уже стали нашей классикой, те, кто не только держал в своих руках перо, но и ставил советскую власть, защищал советскую власть в двух, а то и в трех войнах. Многие из собравшихся не раз и очень близко видели смерть. И, несмотря на это, а вернее именно поэтому я увидела, что у всех стоят слезы в глазах».

Ануар Алимжанов с душевным теплом развивает свою мысль об Ауэзове как о своем первом наставнике: «Учитель всегда приходит на помощь своему ученику… С самого начала своей литературной деятельности мы питались мыслью Ауэзова. Все, что мы в нем любили, все, чем мы восхищались, – все это остается с нами до конца наших дней. Его уроки – это уроки нашей литературы, которую он вывел на прекрасную дорогу. Наши идеи и наши труды, наши чувства и действия и даже мечты несут на себе отпечаток его величия…

Пока еще много нас – тех, кто жил и работал вместе с ним и был свидетелем его славной и нелегкой жизни, кто слушал его лекции, учился у него, и мы передадим память о нем последую­щим поколениям, а его книги раскроют их сердца для восприятия идеалов прекрасного.

Его духовная жизнь не умрет, как не умирает Сократ. Сократ жил в Платоне, а Платон жил в Аристотеле так же, как Аристотель жил в Абу Насре аль-Фараби, а сам Фараби жил в Авиценне. Такова логика жизни, такова преемственность поколений. Абай жил в Ауэзове так же, как Ауэзов живет в нас».

Писатель, переводчик произведений Ауэзова на русский язык Алексей Пантиелев отмечал: «Ауэ­зов был старшим товарищем, аксакалом и верным другом для многих писателей от Алатау до Кавказа, и его называли ұстаз (наставник) не только из вежливости».

Восхищался им и народный писатель и Герой Труда Казахстана Абдижамил Нурпеисов: «Глядя на него, мы все поражались, как могло совмещаться столько редких качеств в одном человеке… Ауэзова интересовало, увлекало, волновало решительно все, заставляя при этом постоянно бодрствовать его ум, работать его фантазию и воображение».

Добавим также, что друзьями и учениками Ауэзова были такие крупные ученые, как члены-корреспонденты Академии наук Казахской ССР Евгения Лизунова, аспирантка Мухтара Ауэзова, ученый-филолог и профессор Нина Смирнова, литературовед, академик Мухамеджан Каратаев, литературовед, доктор филологических наук Есмагамбет Исмаилов, доктор филологических наук Исхак Дюсенбаев (автор подстрочных переводов Ауэзова) и другие.

Замечательно, что Мухтар ­Ауэзов как ұстаз и педагог оставил после себя яркое созвездие деятелей литературного и научного труда, благодарных потомков. С момента ухода талантливого писателя и замечательного человека прошло уже более шес­тидесяти лет, но его значимость и уникальность с каждым годом и десятилетием будут ощущаться все сильнее. Так, как писал академик Мухамеджан Каратаев: «Чем дальше отдаляется он в летосчилении, тем величавее его фигура, тем ближе он нам, классик казахской литературы».

Популярное

Все
За силу духа
Дорога всегда прокормит
Воплощают на деле бизнес-идеи
Что нужно молодым ученым для реализации потенциала?
К числу пассажиров аэропорта Алматы добавился ноль
Ученые NU разработали качественный онлайн-переводчик
Друзья-казахи называют его Серикбай
«Горит пятно простого кумача над обгорелым куполом Рейхстага...»
Жизнь на грани невозможного
Родом из Казахстана
Обучение через игру внедряет креативный педагог
Начался сезон лавин
Не надо усложнять!
На первом аграрном форуме чествовали лучших
Повысить статус и полномочия сельских акимов
Закон Республики Казахстан
Приоритетной задачей остается исполнение социальных обязательств
Мужчины, помогайте женщинам!
Газ пришел в аулы Кокарал и Енбекши
Дико натурально
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Год большой работы и серьезных наград
Дружба – мотив серьезный
Эволюционирует «ныряющая» нить
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Майк Тайсон ударил Джейка Пола на финальной дуэли взглядов
АПК должен стать одним из основных драйверов экономического роста
Полный текст выступления президента на первом Форуме работников сельского хозяйства
Спрос на автогаз превышает предложение
Ерлан Карин встретился с делегацией Вьетнама
Путешествие длиною в жизнь
Токаев назначил ряд послов
Миссия – создавать учебники
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Приоритетной задачей остается исполнение социальных обязате…
Повысить статус и полномочия сельских акимов
На первом аграрном форуме чествовали лучших
Жизнь на грани невозможного

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]