Музей, хранящий свидетельства великих деяний

851
Дархан МЫНБАЙ, директор Национального музея Республики Казахстан
В поисках прошлого
«Возможно, оно не было государством в современном понимании этого термина, в нынешних границах, с такой известностью и авторитетом во всем мире. Но это можно сказать и про все другие государства той эпохи. Важно, что тогда была заложена основа, и мы – продолжатели великих дел наших предков», – сказал тогда Нурсултан Абишевич.
Слова нашего Лидера – позитивный стимул, толчок для деятельности музейных работников по популяризации исторических знаний среди различных слоев населения. Как сказал один из корифеев музейного дела, директор Государственного Эрмитажа М. Пиотровский: «Сегодня музейные события во всем мире становятся яркими событиями, а музейщики – фигурами, мнение которых имеет значение». На современном этапе музей приобретает статус неотъемлемого института культуры и начинает играть роль в повышении уровня образования людей, в их эстетическом воспитании. Более того, в сфере музейного дела складывается определенный спектр международных правовых соглашений, отражающих вопросы защиты и сохранения культурных ценностей.
Общество переживает бурный всплеск интереса к своему историческому прошлому. Это вызвано ростом патриотических настрое­ний в обществе и стремлением избавиться от идеологических стереотипов, восстановить объективную картину становления нашего государства. Президент страны, представляя пять институциональных реформ и «100 конкретных шагов» по их реализации, говорит о нации единого будущего и призывает к дальнейшему укреплению казахстанской идентичности, которая невозможна без знания истории, без изучения истоков казахской государственности. Разумеется, огромную роль в этом играют музеи.
Казахстанские музеи в массе своей созданы в советское время. К сожалению, отпечаток тех лет порой отчетливо виден в работе некоторых из них, и назрела необходимость качественного обновления содержания музейных экспозиций, в том числе и в спектре истории казахской государственности.
С открытием Национального музея, созданного по поручению Главы государства, начался новый этап в деятельности музеев страны. Уникальность этого проекта уже подчеркивают в музейном сообществе мира, отмечая инфраструктуру комплекса и содержание материалов, касающихся не только древней, но и новейшей истории современного Казахстана.
Собирательская работа, обширная научная деятельность, опирающаяся на новейшие достижения исторической науки, творческое осмысление и использование накопленного опыта позволяют нам надеяться, что вскоре наш музей станет крупнейшим центром изу­чения и популяризации истории казахской государственности. Мы собираем и исследуем исторические источники, документирующие социальную, политическую и экономическую историю нашей страны, духовное состояние общества на протяжении 550-летней истории его развития. Национальный музей готовит к выпуску сборник «Ұлт мұрасы» («Национальная идея») и новые экспозиции, которые смогут увидеть наши соотечественники и зарубежные гости.

Что имеем – храним
В настоящее время в Национальном музее хранится около ста семидесяти тысяч памятников истории и культуры. Музей сотрудничает со многими научно-исследовательскими учреждениями и вузами, а также с зарубежными партнерами. В работе нами используются современные выставочные технологии: уникальный изогнутый экран, медиа-пол, многочис­ленные медиа-экраны, голо­граммы, светодиодная LED-техника, сенсорные киоски, мультимедийный гид и другие. Благодаря этим технологиям фонды музея стали значительно доступней для посетителей и, конечно же, заметно расширился спектр наших услуг. Экспозиции музея призваны осветить роль и место казахской государственности в контексте мировой истории, отразить ключевые моменты и преемственность в развитии национальных государственных образований прошлого.
Судя по археологическим находкам последних десятилетий, особенно по энеолитическим памятникам из степных регионов, широко представленным в экспозициях Национального музея, самые ранние политические союзы и соответствующие атрибуты власти появились в эпоху господства на территории Казахстана коневодческих общин. В античных письменных источниках скифо-сакские конфедерации племен середины I тысячелетия до н. э. называются царствами, а их правящие группы – «царскими скифами». Древнегреческий автор Фукидид отмечал, что с ними (скифами) «не только не могут сравниться европейские царства, но даже в Азии нет народа, который мог бы один на один противостоять скифам, если все они будут единодушны». Слабая централизация скифов была связана с разным этнико-племенным составом. На этой непрочной базе тем не менее возникали государства, каковыми были государства азиатских саков, скифов Причерноморья и Крымское царство. Возможно, эти процессы становления государств связаны с седентаризацией, охватившей кочевых скифов, особенно в последние века до н.э., с их захватом оседло-земледельческих районов.
Первые имперские образования степных народов известны на рубеже нашего времяисчисления. Наименование хунну (гун) появилось в VII–VI в. до н. э. (протогунны) в китайских источниках. Развитие кочевого скотоводства привело к консолидации некоторой части племен Центральной Азии в племенные союзы. Одним из результатов этого процесса стали участившиеся набеги кочевников на раздробленные уделы Китая. Именно поэтому наш восточный сосед на пограничной территории начал строить Великую Китайскую стену. Судя по китайским летописям, генеалогия гуннских правителей восходит к Шунь Вэю, проживавшему 1 000 лет назад до Туман-шаньюя (III в. до н. э.). К сожалению, эта легендарная история остается до сих пор неизученной. Более или менее достоверные письменные источники появлялись со времен правления Моде (III–II вв. до н. э.).
В плане изучения истории государственности казахского народа, несомненно, ценной выглядит выставленная в одном из наших залов копия знаменитого памятника Кюль-Тегина, на котором руническими письменами изложена история одной из величайших кочевых империй раннего средневековья – Великого Тюркского каганата.

Как возникали города и ханства
Расцвет средневековой городской культуры на территории современного Казахстана, апогей которой приходится на X–XII вв., был прерван завоевательными походами монгольских войск. Были нарушены традиционные связи городов и кочевой степи, также жестоко пострадавшей в ходе нашествия. Но к середине XIII в. уже происходит оживление городской жизни. И хотя ее масштабы не идут в сравнение с той, что была накануне, все же постепенно в это время города восстанавливаются, вовлекаются в орбиту международных торговых и дипломатических связей, возрождаются экономические связи регионов.
Ярким свидетельством оживления экономической жизни южно-казахстанских городов служит нумизматический материал, который представлен в экспозициях музея. В середине XIII в. начинает интенсивно работать монетный двор Отрара, где чеканятся вначале золотые динары, затем посеребренные дирхемы, а также медные фельсы. Отрар был единственным городом в Казахстане и Средней Азии, выпускавшим в это время монеты всех трех традиционных номиналов.
В подъеме экономики края и городов Сыганак, Сауран, Отрар, бесспорно, важную роль сыграло и то, что в начале XIV в. они вошли в состав Ак Орды, которая была первым крупным государственным образованием, сложившимся в постмонгольский период на территории Казахстана. В музее представлены экспонаты, отражающие социально-экономическую жизнь и культуру наших городов того времени.
Определяющую роль в судьбе города Туркестан и прилегающих к нему поселений сыграло строительство грандиозного комплекса Ходжа Ахмеда Ясави. В свою очередь, этому способствовали стабилизация политической обстановки и рост экономической и культурной жизни региона в эпоху правления Тимура. Фрагменты мавзолея Ясави в виде майоликовой бордюрной плитки с позолотой из отделки фасадов, сталактита из ребристого купола гурханы можно увидеть в зале Национального музея.
Возникновение Казахского ханства было закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и-Кипчака, Семиречья и Туркестана. Постоянные войны, столкновения племен и родов, набеги ойратов (джунгар), показали неспособность хана Абулхаира защитить интересы различных слоев населения, поэтому с конца 50-х годов XV в. происходила массовая откочевка из Дешт-и-Кипчака, Туркестана как на юг – в сторону Мавераннахра, так и на запад – в сторону Семиречья, на территорию Могулистана.
Казахское ханство образовалось в сложный и тяжелый период истории Великой степи. Запустение прежних оживленных торговых путей в связи с открытием морских путей в Америку, Индию и Китай и, следовательно, перемещение центра мировой торговли в Европу завершили окончательный распад великой империи кочевников Евразии – Золотой Орды. Попытки возрождения степной империи, предпринятые отдельными чингизидами, не привели к положительным результатам. Таковыми были Ак Орда, Могулистан, Ногайская Орда и Государство Абулхаира.
В период раскола государства Абулхаира в 60-х годах ХV века часть кочевых племен Великой степи во главе с султанами Жанибеком и Кереем нашла себе убежище на границах «Улуса Джете». «Так как, – пишет Махмуд бин Вали, – в самом начале после прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмыков и кыргызов и грабежах их и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу пристало имя казах». Казахи-узбеки под предводительством Керея и Жанибека стали оплотом могулистанского хана Есен-буги – как от притязаний его брата Юнус-хана, постоянно угрожавшего с запада, опираясь на поддержку тимуридов, так и в борьбе против калмык-ойратов, которые в середине XV века часто беспокоили своими набегами улусы узбеков и могулов. Когда в 1462 году умер правитель Могулистана Есен-буга, и в стране воцарилась анархия, племена, покинувшие Абулхаира, провозгласили о создании нового государства, получившего название Казахское ханство.
Первоначально оно занимало Западное Семиречье, долины рек Чу, Талас и Козы-Баши. Мухаммед Хайдар Дулати датирует эти события 1465–1466 годами. Политический альянс, созданный в середине XV века между узбек-казахами и могулами, был начальной вехой самостоятельной этнической истории казахского общества. Постепенно в ходе ослаб­ления Ногайской Орды в этнический состав казахов вошли многочисленные племена Западного Казахстана. Из них образовался Младший жуз. Это событие произошло в середине XVI в. Возможно, генеалогические сказания казахов, объясняющие общность трех жузов и наличие у них одного прародителя Алаша-хана как необходимого элемента идеологического закрепления общности, появляются именно в это время. Самостоятельная история казахов вызвала к жизни соответствующие социально-политические институты. Формирование из субэтнических групп сословий – торе, ходжа и толенгутов – произошло в ходе становления Казахского ханства в XV–XVII в.
Основное содержание этнической истории XV–XVII в. заключается в завершении формирования казахского этноса, определении территориальных границ, упрочении этнического состава жузов, а также в выработке оптимальных моделей генеалогической иерархии.

Голос из глубины веков
Как свидетельствуют источники, первые казахские ханы обладали значительной силой, и по первому зову верховного хана население государства способно было выставить «четыреста тысяч одетых в кольчуги пехлеванов, каждый из которых по деянию своему равен двадцати дельным юношам». В начале XVI века верховным ханом казахов был Бурундук-хан, из крупных улусов были известны три: Таныш-султан, Джаныш-султан и Касым-хан. Историки Востока во всех случаях рядом с именем Бурундук-хана ставят имя Касым-султана как известного человека среди казахских султанов, «прославленного временем единственного воителя».
Знаменитый казахский поэт, мыслитель, историк, этнограф, востоковед и собиратель устного народного творчества казахского народа Машхур Жусуп Копеев связывает происхождение казахского народа и государства с именем легендарного первопредка казахов Алаша-хана. И это произошло, по мнению историка, в очень далекие времена, когда были живы еще родоначальники – патриархи Когам, Майкы, Котан, Кондыгер и др. Алаша-хан во главе трех сотен джигитов и тринадцати мудрых аксакалов в степях Улытау создал казахское государство. Предводителями сотен были названы сыновья аксакалов – батыры Уйсын, Аргын и Алшын. По легенде, джигиты подняли Алаша-хана на белом войлоке на самую вершину Улытау. Поэтому имя Алаш для казахов служит боевым кличем и общенациональной идеей: «Говорят, что его последователи тогда договорились, чтобы на врагов идти с кличем «Алаш», а если никто не откликнется на этот клич, будь даже он отцом родным, не жалеть». Отсюда и поговорка «Тогда племена алашские обрели общее название Алаш, когда Алаша стал ханом».
Как известно, тюрки и монголы, избрав хана, трижды поднимали его на белой кошме, демонстрируя величие и главенство нового властелина. Казахи не стали отказываться от древней традиции. В нашем музее посетители смогут увидеть диораму «Хан көтеру». Художники и декораторы до мельчайших деталей реконструировали процесс коронации. Здесь же можно увидеть золотые и серебряные атрибуты власти с драгоценными камнями, изготовленные мастерами-ювелирами восточной школы первой половины XVIII века.
По поводу обряда «Хан көтеру» А. И. Левшин в «Описании киргиз-казачих или киргиз-кайсатских орд и степей» пишет: «Как скоро назначенное для всего время и место начнет собираться народ, тот час открываются частные совещания, … и расстилают рядами ковры и войлоки, на которых султаны, старейшины, бии и родоначальники садятся по старшинству и в знатности или власти; а простой народ становится за ними сзади. …Когда же Хан избран, несколько знатных султанов и старшин идут объявлять ему о том, сажают его на тонкий белый войлок и, подняв на головы свои, опять опускают на землю. Тут на смену их с стремлением бросается народ, также поднимать нового повелителя своего и качать его несколько времени при громких восклицаниях и криках. В заключение войлок, служивший вместо трона, а иногда самую одежду Ханскую разрывают на мелкие части, и всякий старается унести с собою какой-нибудь из них лоскуток, как памятник того, что он был участником выбора».
Усиление Казахского ханства и как результат этого процесса – появление первых судебников, источники связывают с именем великого Касым-хана, сына Жанибека. Вероятно в эту эпоху в древний цикл этногоничес­ких сказаний об Алаша-хане были внесены существенные поправки, призванные служить интересам зарождающегося государства. Так появляется казахская версия интерпретации своего происхождения как этноса и государственной общности. Одновременно с этим в степях Центрального Казахстана строится мавзолей легендарному Алаша-хану. Макет этого священного мавзолея представлен в экспозиции нашего музея.
В истории казахов ХVІІ–ХVІІІ веков Тауке-хан является одним из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства. С его именем связано укрепление государства, утверждение внешнеполитических позиций в системе международных отношений. Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Он не только укреплял центральную власть, но и упорядочил деятельность биев, сделав заседание бийского совета постоянным и регулярным. Более того, он установил места их проведения. Очень скоро советы биев превратились в важный государственный орган, осуществляющий прямые и обратные связи в обществе. Среди экспонатов нашего музея есть личные вещи Толе-би и Казыбек-би, антропологическая реконструкция черепа Айтеке-би с мавзолея Нурата (Узбекистан).

Воспитательный и образовательный потенциал
Большое социальное и политичес­кое влияние в казахском обществе в период XVIII в. – первой половины XIX в. имели батыры. Наиболее сильно возросли авторитет и значение института батыров в первой половине XVIII в. Необходимость организации эффективного отпора джунгарской агрессии привела к появлению сначала на военной, а затем и политической сцене выдающейся плеяды народных предводителей. Благодаря их мужеству и полководческому таланту удалось сохранить нашу землю от полного захвата и физического уничтожения в ходе столетней казахско-джунгарской войны.
Воинские доспехи «Бес қару», которые хранятся в Национальном музее, позволяют представить облик казахского воина того времени. В наших экспозициях представлены материалы, связанные с Абылай-ханом: копия печати, отреставрированный шапан, письма и антропологическая реконструкция черепа хана из мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Абылай-хан был одной из наиболее ярких политических фигур и государственным деятелем своего времени. С его именем связано новое возрождение казахской государственности.
Во внутренней политике Абылай придерживался линии укрепления ханской власти как яркого олицетворения централизованной системы управления в государстве. Поэтому он нередко усмирял своеволие сильных родоначальников и султанов, ограничивал полномочия третейских судов, не позволял им выносить приговоры на смертную казнь. В годы его правления право выносить смерт­ный приговор теперь мог только сам хан. Абылай-хан восстановил все привилегии, которых ханы были лишены по предыдущим законам, а территория Среднего и Старшего жузов была распределена в качестве уделов между сыновьями Абылая.
Во внешней политике Абылай стремился сохранить независимость Казахского ханства, вел очень гибкую внешнюю политику, укрепляя его обороноспособность, содержал многочисленную гвардию из толенгутов. Абылай-хан способствовал укреплению экономических связей с соседними государствами (Россия, Китай, Бухарское ханство и др.), а для торговли с ними выделял специальные территории в приграничных областях, организовав охрану торговых караванов и торговых путей. Благодаря этим мерам во времена Абылая соседние владения поддерживали тесные связи с Казахским ханством. Абылай сыграл огромную роль в объединении всех трех казахских жузов для борьбы против Джунгарского ханства и Китайской империи.
Большой интерес у посетителей музея вызывают копии печатей ханов и султанов XVIII–ХIХ веков: Айшуак-хана, Ералы-хана, Жангир-хана Бокейханулы, Махамбета, Кенесары. В первой четверти ХIХ века Российская империя все более проникала в глубь казахских степей. Колонизация Казахстана вызывала массовые протесты казахов. Именно в этот период в ходе национально-освободительной борьбы казахов хан Кенесары выдвинулся в политические лидеры своего народа. Современники отмечали его ум, сметливость и прирожденные качества руководителя. Словом, экспозиции Национального музея содержат немало предметов, представляющих собой особую историческую ценность, как свидетельства высокого развития государственности.
Хороший музей не может ограничивать себя лишь функцией хранилища древностей. Его воспитательный и образовательный потенциалы во многом зависят от того, насколько эстетически и психологически выверены, исторически грамотно подобраны материалы экспозиций и выставок. Кроме того, музей ведет научную работу, популяризирует и пропагандирует развитие социально-политических институтов и культуры. Существенным компонентом научного мировоззрения является историческое сознание нашего общества. Правильное восприятие прошлого у большинства людей поможет понять специфику развития нашей страны и то место, которое занимает Казахстан в современном мире.

Популярное

Все
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Актау станет международным курортом
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Полевые работы в интерьере проблем
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Где можно будет увидеть военный парад 7 мая
Всегда на линии огня
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
На острие волны – соломенные тюки
Промышленные роботы ускорят автосборку
Пылят, грохочут, загрязняют реки…
В Астане презентовали 10-томное собрание трудов Каныша Сатпаева
Не прошедшие модернизацию рынки Алматы будут закрыты с 2026 года
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Полководец. Писатель. Патриот
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика
Потребителей приучат к бережливости
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»

Читайте также

Забота о ветеранах – приоритет социальной политики государс…
Неоценим вклад Казахстана
Незабываемые огненные годы
В Семее открылась выставка «Ерлік – елге мұра, ұрпаққа ұран»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]