![](/media/uploads/publication2/126/79/126792-image.jpg)
Аскар Нурша, руководитель алматинского офиса ИМЭП при Фонде Первого Президента РК – Лидера нации
Если смотреть объективно, политизируя экономические вопросы, Кыргызстан пытается «продавить» сохранение мягкого контроля на своем участке границы Евразийского экономического союза.
Называть введение мер контроля на казахстанско-кыргызской границе «блокадой» – в корне неверное определение. Во-первых, нужно учесть, что в соответствии с нормами Евразийского экономического союза от Казахстана ожидались меры по укреплению таможенного, ветеринарного и фитосанитарного контроля на границе ЕАЭС.
Учитывая, что Кыргызстан все это время находился в процессе вступления в ЕАЭС, объективно на границе существовал мягкий контроль. А то, что мы наблюдаем сейчас, началось не спонтанно. На протяжении последнего года Казахстан постепенно принимает меры по приведению ситуации на границе в соответствие с нормами ЕАЭС, эти действия проводятся планомерно и последовательно.
Вопрос в том, что политизируется это все на фоне предвыборной и поствыборной ситуации в соседней стране. В любом случае заявлять, что наши меры противоречат требованиям ЕАЭС – неоправданно. Дело в том, что на протяжении уже последних нескольких лет со стороны России в адрес своих партнеров по ЕАЭС – Беларуси и Казахстана – высказывались настоятельные рекомендации укрепить границу ЕАЭС и сделать ее менее прозрачной, в том числе непроницаемой для потоков контрабандных товаров. Значительные объемы контрабанды в конечном итоге оборачиваются сокращением налоговых поступлений, увеличивается теневая сфера экономики, идет криминализация. Поэтому так или иначе от Казахстана давно ожидалось принятие мер на границе.
Если смотреть объективно, Кыргызстан готовился к этой ситуации на протяжении нескольких лет. Но в конечном итоге оказался не готовым. Между тем должен был принять меры для обеспечения соответствия стандартам и критериям ЕАЭС в сфере ветеринарного и фитосанитарного контроля, таможенных регламентов, создать у себя инфраструктуру – лаборатории, современное оборудование на пунктах пропуска. Для страны это были существенные затраты, поэтому Россия и Казахстан пошли навстречу и выделили финансовую помощь. Эти средства должны были помочь подготовить Кыргызстан к ужесточению мер контроля. Сейчас представители этой страны апеллируют к тому, что деньги пришли поздно, и они не сумели воспользоваться ими. Но в действительности, вероятнее всего, вопрос в том, что Кыргызстан был занят внутриполитическими процессами, избирательной кампанией, а работа по созданию инфраструктуры, лабораторий замедлилась.
Сейчас «цена вопроса» для Кыргызстана очень высока. Это тот поток легальной и нелегальной торговли, который идет через казахстанско-кыргызскую границу. Наш Премьер-министр открытым текстом указал на это. Естественно, усиление контроля очень больно ударяет по кыргызской экономике, и, по-хорошему, стоит ускорить принятие в стране необходимых мер по приведению ситуации на внешней границе экономического союза в соответствие с нормами ЕАЭС.
Тимур Шаймергенов, политолог, заместитель директора ГУ «Библиотека Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации»