​Поезд на Экибастуз

2740
Игорь Прохоров

Потомок породнившихся с дворянами купцов Судогодского уезда Владимирской губернии приехал в казахскую степь не с пустыми руками. Стеклянная посуда с его «деровской» маркой расходилась от Польши до Сибири. Постепенно Деровым стало тесно во Владимирской губернии, да и конкуренция в бизнесе оказалась слишком велика. Артемий, чья коммерция была многосторонней, окончательно решил осесть в Казахстане.

Он приехал в небольшой по тем временам городок Павлодар и выст­роил здесь несколько кирпичных заводов, благодаря которым стали застраиваться новые улицы.

Также Деров открыл магазины с промышленными товарами в большинстве городов и сел Северного Казахстана. Одновременно вел большую торговлю хлебом, участвуя в семипалатинском «Обществе мукомолов» (Павлодар тогда входил в Семипалатинскую область), покупал хлеб в области, по Иртышу сплавлял его к станциям Сибирской железной дороги, в центр России и дальше за границу. Выгодная и счастливая женитьба на дочери павлодарского градоначальника и богатейшего купца Семена Козьмина дала предпринимательству Дерова невиданный размах, у него словно выросли крылья.

Не жалея средств Артемий Иванович покупал крупные земельные участки в Прииртышье, видимо, уже тогда располагая сведениями о подземных богатствах края. Он стал другом и компаньоном казахского рудознатца Косума Пшембаева и профинансировал несколько его геологоразведочных экспедиций в Павлодарской степи. Одна из легенд утверждает: обнаружив огромные залежи каменного угля, Пшембаев пометил то место двумя соляными глыбами. От казахских слов «екi бас тұз», то есть «две головы соли», и пошло название уникального угольного месторождения – Экибастуз.

Весной 1895 года Деров официально приступил к работам в Экибастузе. Разведочный шурф глубиной 6,4 м заложили в 2,5 км от западной части соленого озера. Пробы угля из него показали наличие здесь мощного угольного пласта хорошего качества. В том же году Деров закладывает три разведочных шахты (Владимирская, Мариновская, Ольговская).

Не остановившись на достигнутом, Артемий Иванович вновь профинансировал масштабное изучение экибастузских залежей угля геологами, учеными, инженерами. В 1896 году начальник Западно-Сибирской горной партии Александр Краснопольский направляет в Экибастуз в распоряжение Дерова своего помощника и тезку – главного инженера Александра Мейстера, а также французского ученого Жоржа Кателена, которые в течение четырех месяцев вели детальную разведку месторождения. Анализ результатов этой разведки подтвердил надежность запасов Экибастузского месторождения.

В своей книге «Очерки исследований рудных владений А. И. Дерова в Южной Сибири», изданной на французском языке в Париже в 1897 году, Кателен писал: «Угольное богатство Экибастузского бассейна громадное, мы даже не думаем, чтобы в Европе существовало другое подобное накопление минерального топлива».

Своим исследованием Жорж Кателен подчеркнул особенность Экибастузского месторождения – концентрацию на сравнительно ограниченной площади крупных запасов каменного угля. Тем самым он впервые обратил внимание горнопромышленников на уникальность Экибастуза и его благоприятные перспективы.

Получив результаты исследований Мейстера и Кателена, Деров начал работу по промышленному освоению Экибастузского каменноугольного месторождения. В 1898 году на западной стороне озера Экибастуз возник небольшой поселок под названием Экибастуз. Этот год считают датой основания города Экибастуза – нынешнего центра крупного топливно-энергетического комп­лекса Казахстана.

Развитие пароходства на Иртыше и Оби, пуск железной дороги в 1886 году от Челябинска до Омска предопределили исход предприятия – уголь Экибастуза требовалось вывозить к Иртышу. Деров на собственные средства сое­динил свои экибастузские копи собственной железной дорогой с устроенной им же на Иртыше Воскресенской пристанью – ныне городом Аксу Павлодарской области. Эта дорога – Экибастуз – Аксу, конечно, перестроенная, и в наши дни используется для перевозки угля от угольных разрезов на электростанцию. Однако собственных средств на столь масштабное предприятие Дерову стало не хватать.

Тогда он заручился финансовой поддержкой киевского сахарозаводчика Лазаря Бродского (впос­ледствии известного тем, что на его мельнице работал грузчиком будущий сталинский нарком Лазарь Каганович).

Артемий Деров принял решение о создании акционерного общества по добыче экибастузского угля, которое впоследствии получило название «Воскресенское». Бродский вложил в акции солидные суммы и привлек других акционеров к основанию «Воскресенского горнопромышленного общества» с капиталом в 4 млн рублей (потом они свои деньги отозвали).

В марте 1899 года было получено известие, что устав горнопромышленного общества утвержден царем. По этому поводу были разосланы телеграммы всем, с кем Деров имел деловые связи: «Наш устав высочайше утвержден».

В мае того же года, по случаю открытия железной дороги на Экибастуз и начала работы шахт, на Воскресенской пристани состоя­лись большие торжества.

Известный семипалатинский краевед Николай Коншин, посетивший в то время Павлодарский регион, писал: «на Воскресенскую пристань мне удалось попасть на пароходе из Павлодара, который вел туда баржи для нагрузки углем... День был ненастный, пароход долго не мог отчалить от Павлодарской пристани». Лишь через шесть часов пароход добрался до Воскресенской пристани, где путнику надобно было попасть в главную контору общества, чтобы получить там разрешение проехать на Экибастуз по железной дороге.

Далее Коншин долго блуждал в темноте в поисках конторы, которая находилась в 1,5 верстах от Иртыша. Случайно попавшийся ему ночной сторож, узнав, что у Коншина была записка от Дерова, провел его на станцию железной дороги.

Там никакого помещения для пассажиров не оказалось, и ожидавшие поезда рабочие спали в прихожей на полу. Коншину предложили посидеть в телефонной комнате.

Пришедший под утро поезд из Экибастуза долго простоял, воспользовавшись его заминкой, наш путник осмотрел пристань. По его воспоминаниям, кроме главной конторы и железнодорожных построек, здесь находился целый ряд недавно отстроенных зданий, где помещались управляющий и разные служащие. Здания были деревянные, большие, некоторые в два этажа, словом, по тем временам Деров строился с купеческим размахом. С копями в Экибастузе и с Павлодаром главная контора Воскресенской пристани была соединена телефоном, что по тем временам уже было редкостью. Коншин особенно подчеркнул – «это была новейшая шведская система телефонной связи фирмы «Эриксон»!» Аналогичные чувства мы бы, наверное, испытали, купив айфон последней марки.

Поезд ходил раз в сутки. Пос­ле шестичасовой поездки Коншин прибыл в Экибастуз, чтобы посмот­реть поселок и новые шахты. По его словам, в культурном отношении по тому времени Экибастуз был передовым: там уже имелись школа, больница на восемь коек, акушерский пункт, гостиница, телефоны и даже горный музей.

Коншин записал, что, к примеру, Ново-Владимирская шахта разрабатывалась вглубь на 18 сажень, вниз вели деревянные лестницы, заканчивающиеся площадками через каждые две сажени. Рабочие разбивали угольные глыбы ломами и клиньями. В штреке, где оказался Коншин, царил абсолютный мрак, и только лампочка в его руке тускло освещала черные своды. На полу шахты были проложены рельсы, по которым рабочие везли вагончики с вырубленным углем. Работа была сдельной, так что за временем отдыха особо никто не наблюдал.

Как пояснили Коншину горные мастера, один рабочий в среднем добывал за 12-часовую смену 6–7 вагонеток угля по 25 пудов каждая, получая за каждую по 20 копеек. При этом он должен был довести ее по рельсам к мес­ту подъема угля. Подъем производился при помощи паровой машины с двумя вагончиками, которые поставили в клети. Из подшахтного здания вагончики шли по мостам с рельсами к опрокидывателю (грохоту), где уголь сортировался. Крупный – падал вниз в железнодорожный вагон, а мелочь отбрасывалась, шла в отвал. Кроме Ново-Владимирской Деров построил в Экибастузе еще семь шахт.

Говорить о надежном будущем «Воскресенского общества» Коншин в 1900 году посчитал преж­девременным и оказался прав. В сущности, вся деятельность Дерова представилась нашему путешественнику лишь подготовительной, причем поставленной на широкую ногу, без боязни риска, на который так неохотно шли степные промышленники тех лет, предпочитающие стройкам шаблонные и выгодные дела вроде винокурения.

Тем не менее Воскресенская прис­тань и железная дорога успешно действовали несколько лет. В течение 1900–1903 годов по ним было вывезено и перегружено в баржи до 1,5 млн пудов угля в год.

Однако огромные средства, вложенные Деровым в освоение Экибастуза, расстроили его финансы. К тому же пошла неудачно торговля в Павлодаре. Масштабы задуманного оказались слишком велики для одного человека, пусть даже и привлекшего в долю акционеров.

Вскоре выяснилось, что добыча угля в Экибастузе требует вложения новых средств. Уже в 1900 году предприятие Дерова остро стало нуждаться в деньгах для выдачи зарплаты рабочим и служащим. Рабочие проявляли недовольство. Забастовка началась в сентябре 1902 года и продлилась до декаб­ря, а потом вспыхнула снова в июне 1903 года.

Существует предание о том, что французские коммерсанты, узнав об исследованиях Кателена, предложили Дерову продать копи Экибастуза за 6 млн франков, понимая перспективность этого месторождения. Но Артемий Иванович отказался и в итоге оказался едва ли не банкротом!

Чрезвычайно тяжелое денежное положение заставило правление «Воскресенского горнопромышленного общества» в 1903 году созвать в Петербурге совещание с присутствием авторитетных людей, принимавших участие в изучении запасов и качества местного угля. Задача правления состояла в том, чтобы доказать рентабельность месторождения и возможность обеспечить его топливом иртышские пароходы, Омскую железную дорогу, обширную территорию Сибири. Тем самым Деров рассчитывал добиться от правительства денежной помощи.

На совещании среди других выдающихся людей присутствовал знаменитый ученый – химик Дмитрий Менделеев, который выступил с положительной оценкой предприятия и предсказал блестящее будущее Экибастузу.

Приведем пророческие слова великого ученого: «В этих местах, среди Киргизских (Казахских. – Авт.) степей возникнет крупный промышленный центр».

Несмотря на то что нужда в угле была большая, дешевизна его вполне доказана и все выступающие подтвердили важность предприятия, в выдаче ссуды в 2 миллиона рублей Дерову было отказано.

Обыкновенные миллионеры большею частью тогда строили доходные дома, занимались рос­товщичеством, учетом векселей, складывали наличные пачки за пачкой в несгораемые шкафы, но о новых отраслях промышленности, предприятиях думать не хотели. Деров был миллионер необычный, занявшись черным углем – оказался белой вороной. Коллеги «по цеху» деньги занимать отказывались.

Безысходные финансовые дела заставили Дерова заключить с Омской железной дорогой договор на поставку угля на крайне тяжелых для него условиях. Однажды в Омск был доставлен уголь, взятый с верхних слоев его месторождений, плохого качества, непригодный для топки паровозов. Железнодорожники его забраковали, поскольку зола разъедала и истирала металл в топках, вела себя как агрессивный химикат.

По этой причине управление железной дороги подало на Дерова иск. Суд вынес решение в пользу транспортников, соглас­но которому все имущество «Воскресенского общества» было передано им.

За бесценок с торгов пошли деревянные постройки, дома, мебель и другое имущество. Все, что принадлежало «Воскресенскому обществу», перешло в собственность Омской железной дороги. Затем английские предприниматели перекупили у нее имущество Дерова.

Вскоре добыча угля в Экибастузе возобновилась, заработала и Воскресенская пристань. Артемий Деров трезво оценил свое положение и почувствовал, что в Павлодаре ему делать больше нечего.

Горнодобыча подорвала его коммерцию. Остатки торговли он передал близкому помощнику купцу Стахею Охапкину, остальные дела ликвидировал. Свой дом, стоявший в начале Полуяновской улицы, Деров в 1909 году подарил под открывающееся 2-классное русско-казахское училище с интернатом на 60 мест. Преподавание в нем велось на казахском языке, а русский изучался. В нем получали первоначальное образование дети коренного населения, среди которых было немало способных юношей. Так, в 1914 году это училище с отличием закончил будущий великий казахский гео­лог Каныш Сатпаев.

Дерову шел шестой десяток, жена умерла, оставив его с шес­тью детьми. В 1910 году почетный гражданин Павлодара Артемий Иванович Деров отбыл с семейством в Москву и затерялся там. С того времени ничего не известно о нем и его потомках.

Если главный коммерческий проект Дерова потерпел фиас­ко, во многом не по его вине, а в связи с отсутствием поддержки государства, то дела общественные и благотворительные шли у него куда лучше.

Несмотря на занятость, Артемий Иванович умудрялся активно заниматься общественной деятельностью. В 1886–1896 годах он занимал пост городского головы (акима) Павлодара, на свои средства выстроил здание городского училища (в нем и сегодня находится педагогический колледж), ряд каменных зданий, церковь, организовал городскую общественную библиотеку. При этом он был попечителем многих учебных заведений, председателем «Общества трезвости» и почетным мировым судьей.

Популярное

Все
В Астане презентовали 10-томное собрание трудов Каныша Сатпаева
На острие волны – соломенные тюки
Два ангела-хранителя
Промышленные роботы ускорят автосборку
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Пылят, грохочут, загрязняют реки…
Горизонты глубокой переработки
Полевые работы в интерьере проблем
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Начался прием заявок на соискание премий, грантов и благодарностей Президента в области СМИ
Литературная память о войне
Будем жить «по-умному»
Он Победу застал в Кенигсберге...
Экосистема «Адал азамат» станет основой новой молодежной политики
Новые имена выставки «Весенний салон-2025»
Программа «Алматы жастары» помогает молодым жителям мегаполиса приобрести собственное жилье
Ономастика и бюрократия несовместимы
SARAP на острие проблем
Birgemiz объединяет неравнодушных
Всегда на линии огня
Полководец. Писатель. Патриот
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Государство и бизнес создадут «цифровой путь» туриста
Серик Сапиев возглавил Национальный сурдлимпийский комитет РК
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Для лесхозов Восточного Казахстана закупят больше 100 единиц техники
Будет ли в столице новый сквер?
География инвестиций расширяется
Фестиваль тюльпанов провели в ЗКО
Заморозки снова придут в Казахстан
Комплексные меры приносят эффект
Укрепляя международные спортивные связи
Взрыв в Иране: Токаев выразил соболезнования
Рыбакина: «Я всё ещё не в лучшей форме»
Токаев произвел кадровое назначение
Гвардейцы обеспечивают порядок в зоне подтопления в СКО
Свыше 200 тысяч мешкотар заготовлено силами военнослужащих Нацгвардии в СКО
Законопроект «Об искусственном интеллекте» обсудили на заседании Общественной палаты
Корифей творческого духа
В Иране назвали причину взрыва в порту в Бендер-Аббасе
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Педагоги из СКО достойно представили регион на республиканской олимпиаде
Формула успеха для Казахстана
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В Талдыкоргане дан старт празднованию 100-летия Нургисы Тлендиева
В каких районах Астаны появятся новые школы
Трамп поднял размер пошлин на импорт из Казахстана до 27 процентов
Аким области Абай проконтролировал ситуацию в селе Красный Яр
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге

Читайте также

SARAP на острие проблем
Будем жить «по-умному»
Большая работа на дорогах
Впереди – безопасное лето

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]