Сквозь музыку смотрел на мир

4915
Раушан Шулембаева

В своем исследовании фарабиевед Жакипбек Алтаев и востоковед Гюльнар Муканова предлагают взглянуть на «Большую книгу музыки» как на исторический опыт истолкования музыки с позиций философии средневекового Востока.

– Жакипбек Алтаевич, почему научный интерес к письменному памятнику эпохи Мусульманского ренессанса, каким являет­ся «Большая книга музыки», остается высоким?

– Благодаря гению Фараби впервые инструментарий и мелос самобытных исполнителей от Индостана до Магриба (Северная Африка) были сплетены в единый стройный ряд, завораживающий своими неповторимыми ритмами и богатством тонов. Рифмы и ритмы, канонизированные Абу Насром, спустя десятки веков отнюдь не случайно восхитили казахского поэта Магжана Жумабаева, обозначившего в своем стихотворении «Туркестан» роль музыки аль-Фараби в тюркской культуре.

Эстетические взгляды Абу Насра аль-Фараби на природу музыки и поэзии заслуживают глубокого изучения. Они представляют собой блестяще скомпонованное отражение важнейших моментов эволюции музыки как искусства и музыкального творчества, знаний о музыке, эстетике и даже медицине народов Востока в том виде, в каком наш великий земляк застал их.

Поэтому можно утверждать, что средневековый Восток обязан уроженцу нашей земли, крупнейшему представителю аристотелизма, которого называли Вторым учителем после Аристотеля.

Научное и культурное наследие Абу Насра многогранно, однако теория музыки занимает в нем особое место. Уникальный труд под названием «Kitabal musikial kabir», или «Большая книга музыки», с огромным интересом изучается сегодня и в Казахстане, и за рубежом. Рукопись объемом свыше тысячи страниц, завершенная приблизительно в первой половине Х века, по некоторым данным, в 943 году, представила новое для своего времени направление музыковедения. А именно – самобытность исполнительской культуры и музыкальных творений персов, тюрков, арабов и других народов.

Чтобы как можно шире охватить культурно-историческую панораму, аль-Фараби творчески переработал музыковедческие сочинения предшественников (в их числе эллины, аль-Кинди и другие). Он глубоко изучал истоки древнегреческой и римской культуры посредством трудов Аристотеля, Платона, Птолемея. А также музыкальную культуру кочевых народов Согда, Хорасана, империй Сасанидов, Кушана, имевших влияние на Великую степь. И как честный исследователь подверг анализу собственные наблюдения.

Абу Наср и сам виртуозно играл на музыкальных инструментах. О его пассажах ходили легенды среди народов Востока. Самая распространенная из них гласит: когда аль-Фараби прибыл в Дамаск, то собравшиеся были поражены его манерой игры, и под веселую мелодию они чуть не пустились в пляс, а печальная музыка его инструмента заставила их рыдать, тогда как грустный мелос буквально усыпил слушателей и позволил аль-Фараби уйти незаметно.

Эстетические взгляды мэтра средневековой философии на природу музыки и поэзии все еще не полностью изучены. В контексте современной реставрации истории и культуры Великой степи актуальность его искусствоведческих трудов резко возрастает.

– Гюльнар Кайроллиновна, в религиозных обрядах практически всех народов музыке отводилась огромная роль. Она, согласно древним верованиям, должна была исцелять страждущих. Что об этом писал представитель религиозного Востока?

– Аль-Фараби утверждал, что музыка, как любое снадобье, может быть и ядом, и средством исцеления. Согласно его музыкальному трактату, в вопросах целительной силы все зависит от характера музыки. И здесь надо отметить, что особенность его сочинения заключается в применении математических методов: Абу Наср переложил музыкальные звуки в числовые обозначения. Поэтому теория музыки аль-Фараби действительно оригинальна: изучив характер и структуру звуков, он обращал внимание не только на каноны «музыкальной науки», но и на комплекс эстетических и теоретических принципов музыки.

Абу Наср воспринимал мир музыки в гармонии с миром поэзии, где также царствуют законы математики. А в контексте идей о добродетельном обществе аль-Фараби расценивал музыку как составную часть модели счастья, или гармоничного бытия.

Согласно его социально-этическим взглядам, музыкальное искусство – есть проводник добродетели, гарант и одновременно признак счастья и добродетельности.

– Жакипбек Алтаевич, в чем состоит прикладной аспект «Большой книги музыки»?

– Абу Наср обозначил мир звуков как данность, которую следует систематизировать по жанрам, чтобы воспроизводить из них те, которые полезны для людей. Автор «Большой книги музыки» обращал внимание, что сочинять, создавать музыку человек может благодаря «естественным, врожденным душевным свойствам». Склонность человека к поэзии, ощущению ритма, аккомпанемента позволяет не только лучше заучивать музыку, но и создавать и совершенствовать инструменты, достигая желае­мого эффекта, чтобы музыка становилась способна врачевать.

В связи с сегодняшней пандемией коронавируса мы уверены, что наблюдения средневекового ученого весьма ценны. Он описал немало примеров, когда легкая музыка, отвлекающая от суеты, распахивает в организме человека каналы для исцеления. Утверждения аль-Фараби тысячелетней давности подтвердило время: сегодня существуют методики профилактики и лечения заболеваний, называемые музыкотерапией.

Развивая мысль о месте музыки в жизни человека, Абу Наср в известном смысле прибегал к математическому моделированию. Он полагал, что ощущение времени напоминает об усталос­ти, которую порождает движение, тогда как движение в свою очередь измеряется временем так же, как и время измеряется движением.

Духовная же музыка, как утверждал мыслитель, заставляет забыть об усталости, вдохновляет и пробуждает воображение. Аль-Фараби обработал бессчетное количество артефактов, песен и инструментов различного этнокультурного наполнения, прежде чем вывел систему совершенного звукоряда. Не случайно Абу Насра относят к основателям «ильм аль-мусика» – теории музыкознания. Он также ввел в научный обиход новые термины, к примеру, «ритмическая мимика». В своем исследовании аль-Фараби доказал не только целебные свойства и положительные эффекты музыки, но и ее воспитательную и образовательную ценность, указав жанровые особенности, к примеру, в том, что колыбельная звучит нежнее, нежели азан муэдзина или песня караванщика.

– Гюльнар Кайроллиновна, аль-Фараби родился в городе Отраре, находившемся на территории современного Казахстана. Но наукой он занимался на мусульманском Востоке. Какой отпечаток оставило арабо-исламское мировоззрение на его научном творчестве?

– Культура и ценности Востока, переживавшего во времена аль-Фараби расцвет, несомненно, влияли на мыслителя, ведь он являлся частью тогдашнего социума. Например, восточная приверженность к выражению чувств посредством музыки пронизывает его «Большую книгу музыки».

Более того, свой трактат великий мыслитель писал в теологическом обществе, которое раздирали споры: слушание музыки – запретно (харам) или это дар свыше?

Здесь надо напомнить, что музицирование в арабо-исламском мире было привычным занятием и развлечением, в то время как в других регионах оно презиралось. Накал такой дискуссии интересно отражен в более поздних трудах мусульманского географа ибн Хордадбеха (Х век), суфия и поэта аль-Худжвири, исламского правоведа, философа и мистика аль-Газали (XII век).

Самым авторитетным в этой дискуссии оказалось мнение Абу Хамида Мухаммеда аль-Газали. Подводя итог комментариям, он, в частности, отметил, что невозможно запретить музыку, поскольку она зависит от морального состояния человека и исходит из сердца. Тем более что в Коране прямо не запрещается создание музыки.

Мультикультурное своеобразие «Большой книги музыки» как нельзя лучше отражает универсализм аль-Фараби, отказавшегося от узкого религиозного взгляда на музыку. Его трактат, по сути, стал плодом синтеза множества стилей и жанров, представленных в персидских, тюркских, индийских и арабских музыкальных и инструментальных творениях.

Этот труд был переведен на латынь примерно в XV веке и до сих пор оказывает влияние на европейскую музыкальную теорию и искусство. Музыкальный эксперт Г. д’Эрланже в 1930-х годах перевел «Большую книгу музыки» на французский язык, признав превосходство аль-Фараби в этой области над более поздними арабскими сочинениями. Крупный английский теоретик музыки Г. Фармер называл Абу Насра одним из величайших авторов средневековой музыки.

Большой вклад в изучение музыкального наследия нашего великого земляка внесли и немецкие ученые. Так, Арнольд Шеринг включил в свою книгу «История музыки в таблицах» имя аль-Фараби и утверждал, что «Большую книгу музыки» тот создал в преклонном возрасте. В нашумевшем издании «Закат Европы» немецкого философа Освальда Шпенглера фигурировало имя Абу Насра Мухаммеда ибн Тархана аль-Фараби как символа Мусульманского ренессанса.

Другие научные трактаты аль-Фараби – «Классификация наук», «Книга классификации ритмов» – также содержат идеи относительно теории и разделов музыкознания: объект изу­чения, методика преподавания музыки, основы учения о музыке и взаимо­отношениях тонов, методы изучения основ теории музыки (практика), характер музыкальных ритмов, музыкальные мелодии, способы их производст­ва (композиция).

– Как уже отмечалось в начале разговора, вместо нот
аль-Фараби использовал цифры. Что это изменило в музыко­знании?

– Абу Наср переложил музыкальные звуки в числовые обозначения и стал автором идеи о гармонии 10 музыкальных звуков, которые обеспечивают гармонию композиции, времени и ритма, гармонию нот, мелодии, тонов. Строгий математический подход позволил аль-Фараби охватить не только проблемы музыки, но к их разрешению привлечь смежные науки: философию, математику, историю, психологию, этнографию и другие.

Поэтому его трактат о музыке продолжает привлекать внимание всех, независимо от социального статуса и этнопредпочтений.

Мы считаем большим достижением для отечественного востоковедения перевод «Большой книги музыки» в 2008 году на казахский язык. Фолиант вышел под редакцией академика Абдумалика Нысанбаева при финансовой поддержке общественного благотворительного фонда «Аль-Фараби и Султан Бейбарс». Перевод с арабского осуществил кандидат философских наук Жалгас Сандыбаев.

За несколько лет до этого события, в 2002 году, казахстанский исследователь, доктор философии Саида Даукеева впервые сис­тематизировала понятийный аппарат музыкальной теории аль-Фараби.

Сегодня фарабиеведение стало составной и логической частью современного казахстанского востоковедения. Мы убеждены, что в контексте государственной программы «Рухани жаңғыру» и 1150-летия ученого и философа, которое отмечается под эгидой ЮНЕСКО, уместно внед­рить «Большую книгу музыки» в программы музыкальных школ и колледжей, консерваторий и академий с целью упрочения национальной идентичности и популяризации научного творчества аль-Фараби.

Безусловно, личность выдающегося мыслителя и гуманиста Абу Насра аль-Фараби может и должна со временем воплотиться в различных масштабных художественных полотнах как дань уважения незаурядному таланту уроженца Великой степи.

Популярное

Все
Более 2 тыс. грузовиков со снегом вывезли за день из Астаны
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Санжар Адилов назначен заместителем министра внутренних дел РК
В Египте перевернулся автобус с туристами из Казахстана
Какая средняя зарплата по Казахстану
Обзор сервисов родительского контроля в Интернете
Песни Шамши Калдаякова прозвучат на сцене Қазақконцерта в Астане
Хлеборобы в тревожном ожидании...
Будем здесь учиться на хорошо и отлично
Токаев прибыл в Баку
Водителям напомнили о запрете на обгон снегоуборочной колонны
В республике зарегистрировано более 40 тысяч человек, страдающих шизофренией
«Таза Қазақстан»: «исторические» свалки ликвидируют в Темиртау
В МЧС предупредили рыбаков
Всемирный климатический саммит: Токаев прибыл на Бакинский олимпийский стадион
Мужчина незаконно выловил более 200 кг рыбы в ВКО
Сделать ход конем
Снегопад, метель и морозы ожидаются в Казахстане в ближайшие дни
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Больничный теперь не подделаешь

Читайте также

Нацелены на продолжение сотрудничества
Форум идей социального предпринимательства
Казахстанский опыт развития госслужбы интересен за рубежом
«Ауыл аманаты»: проекты одобрены, но деньги не выданы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]