Смысл – глубоко в оттиске

845
Таша Нойер

В экспозиции под названием «Nomad. Black & White», организованной в рамках программы «Рухани жаңғыру» Центром совре­менного искусства «Kulanshi» и АО «ForteBank» при поддержке Евразийской академии искусств, представлено свыше 50 графических произведений современного казахстанского художника Батухана Баймена.

– Мы лаконично назвали проект «Nomad. Black & White», потому что номадическое состояние души казахского народа с нами тысячелетия, и оно будет с нами всегда. А Black & White – это два инструмента, которыми пользуется художник для того, чтобы создать и воплотить все свои задумки в жизнь, – объясняет председатель кураторского совета центра современного искусства «Kulanshi», доктор Лейла Махат.

Камень и игла, карандаш и бумага, линолеум и резец – вот они, инструменты графики. Но помимо них есть еще огромные станки, прессы, техники травления, кислоты и много других вещей, которыми пользуются художники-графики. Самый волнительный момент в процессе – это первый оттиск с матрицы, над которой трудился мастер. Сначала рисунок будущей работы, потом зеркальное нанесение на материал, после надо вынуть все, что должно остаться белым. Довольно сложный процесс.

– Выставка посвящена графике, в том числе линогравюре. Я бы сказал, что этот вид искусства в нашей стране не так сильно развит. Причина в том, что линогравюра требует много времени и упорного труда, терпения и креативности. Мы проводим сегодняшнюю выставку с целью пропаганды и популяризации возможностей этого вида графики, – подчеркивает автор выставленных работ Батухан Баймен.

По словам Лейлы Махат, Батухан Баймен, создавая монументальные произведения, полотна-саги о мире, о битвах, о древних сказаниях, о героях и любви, перевернул все стандартные представления о камерности и изяществе гравюры.

– У него огромные форматы, глубокое содержание, потрясаю­щие сюжеты. Больше всего мне импонирует острая социальность каждой из его работ, потому что необходимость задуматься о том, кто мы такие сегодня, кем мы были вчера и куда мы пойдем завтра, мне кажется – один из основных лейтмотивов произведений Батухана Баймена, – отметила Лейла Махат. – Эмоции переполняют, потому что когда мы в первый раз увидели полотна Батухана-аға на маленьком экране компьютера, возникло желание «ковыряться» в деталях, проникнуть в суть каждой его графической работы. У меня тогда возникла ассоциация с творчеством Иеронима Босха. Но когда мы увидели работы вживую – нас «затянуло», мировоззрение просто перевернулось с ног на голову.

Лейла Болатовна считает, что сила рода питает мастера Батухана энергией, а мудрость народа наполняет вдохновением. Это можно прочитать, обратившись к его работам. Например, примечательны полотна серий «Рутина», «В погоне за славой», «В пути», «Звериный стиль», «Сон Абылай-хана II», «Последняя игра»; линогравюры «Культ», «Беззаботные дни», «Агония», «Последний номад».

– Здесь представлены мои новые работы 2019–2021 годов. Об этих произведениях широкой публике пока мало известно. По правде говоря, глубинный смысл выставленных картин гостям не понять с первого взгляда, – рассказывает Батухан Абдикерим­улы. – Если говорить о вдохновении, не могу сказать, что я творю днями и ночами. Идеи ко мне приходят по-разному – во время прогулки, приема пищи, что-то в Интернете находится. Самое главное: как только придет оригинальная идея – поймать ее на лету. Они ведь похожи на мираж: если сразу не поймаешь – мысль не вернется.

Особое место на выставке отведено линогравюре «Я – казах, умирал и рождался тысячу раз», так как ее длина составляет 6 метров. Посетители подолгу останавливаются возле этого полотна. Впрочем, как и возле работ «Голодомор 1930–1933 гг.», «Декабрь 1986 г.», «Репрессия 1937–1938 гг.» из серии «Геноцид» – из-за их глубокой смыс­ловой нагрузки. Интересны и линогравюры по мотивам стихотворения Абая «Весна»; «Казангап» и «Найман ана» из серии по роману Ч. Айтматова «И дольше века длится день». Дополняют экс­позицию инсталляции «Состоя­ние души» молодого скульптора Ануара Шаймергенова.

Как отметила и. о. председателя правления АО «ForteBank» Шолпан Нурумбет, работы Батухана Абдикеримулы выставлялись во многих столицах: Алматы, Бишкеке, Ташкенте, Стамбуле, Берлине. В 2019 году в Турецкой Республике Северного Кипра проходила персональная выставка художника, все работы которой были переданы Музею современного искусства тюркских народов. Искусствоведы Кипра даже инициировали процесс внесения одной из работ мастера в Книгу рекордов Гиннесса, вдохновившись его мастерством, искусством и масштабностью.

Ознакомиться же с работами выставки в Forte Kulanshi Art Space можно до 20 ноября.

Популярное

Все
Адвокат потерпевшей стороны сравнил Бишимбаева с Чикатило
Электрослесарь потушил пожар в шахте
Архивная рукопись рассказа Мухтара Ауэзова стала настоящим событием
Более семидесяти новых технологий внедрили в Национальном центре нейрохирургии
В Алматы состоялся форум детских и молодежных инициатив
Будет создан Научный центр ревматологии
Добыть и приумножить
Монография «Скрытые лики террора: история в документах и судьбах» демонстрирует новые подходы в изучении советской истории
У олимпийской сборной Казахстана 50 лицензий в 16 видах спорта
В Шымкенте отбита «тарифная атака» на бизнес
Главными ценностями остаются единство и духовный рост
Христо Кючуков: «Языки надо учить по любви»
Уже третье поколение семьи Лапшиных трудится на ТГПК
Ассамблея стала важнейшим институтом волонтерства и благотворительности
Состоялся Х конкурс юных пианистов имени Ахмета и Газизы Жубановых
Наступит ли эпоха развитого туризма?
Аудиторы покажут президенту отчет по НИШ
Звезды провели экскурсию в музее
Cердцами с теми, кто пострадал от паводков
Таксист спас пенсионерку от мошенника
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Молодой казахский композитор пленил Женевскую публику
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор

Читайте также

Молодой лес вырос за день
Обустройство новых мест отдыха
Зелени в Улытау будет больше
Чувства не поддаются унификации

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]