Социальные сети: риск или возможность – интервью с экспертом

1012

Поиск информации о религии в социальных сетях зачастую грозит опасностью попадания в ловушки вербовщиков радикальных религиозных течений, которые в свою очередь ведут постоянную работу по поиску и последующему зомбированию «полезных» для них людей. Обо всем об этом мы уточнили у специалиста столичного Центра изучения религий, религиоведа Нурсултана Дихамбаева.

Нурсултан Дихамбаев

Нурсултан Женисулы, расскажите каким образом людей вовлекают в деструктивные религиозные организации?

Способов вовлечения в ряды деструктивных религиозных организаций, к сожалению, довольно много. Основными можно назвать вербовку посредством метода «Facetoface», когда вербовщик использует непосредственный контакт с вербуемым, второй, один из наиболее популярных на сегодняшний день – вербовка посредством онлайн, то есть, когда на объекта воздействуют посредством Интернета и социальных сетей.

Почему онлайн вербовка является более популярным способом?

Простота, доступность и относительное отсутствие контроля сделали Интернет и социальные сети полем деятельности различных запрещенных организаций, в том числе и экстремистского толка. Находят своих жертв вербовщики достаточно легко, их привлекают люди, активно ищущие и обсуждающие в Интернете, в том числе в социальных сетях, вопросы по теме религии.

Следует отметить, что на сегодняшний день, одним из важнейших факторов вовлечения пользователей в деструктивные организации служит подписка на радикальные сообщества и группы в социальных сетях. Названия и контент данных групп и сообществ носят завуалированный характер, их названия максимально дружелюбны, и не подкованному в религии человеку могут показаться довольно притягивающими, например, «Расскажи мне об исламе», «Любовь в Исламе», «Дневник мусульманки», «Пайдалы насихат», «Аль Нур» и т.д.

В чем заключается опасность быть подписанным на данные сообщества?

Опасность нахождение в группах деструктивного религиозного характера заключается в следующем, во-первых, человек не подкованный в религии, может по элементарному отсутствию необходимых знаний, порой несознательно, поставить лайк, сделать репост, пересылать пост радикального религиозного содержания на другие платформы, что в свою очередь может привести к нарушению законодательства РК, а именно ст. 453 и 490 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, штраф в которых предусмотрен от 50 МРП.

Во-вторых – возможна радикализация пользователя путем ознакомления и изучения деструктивного контента. То есть, здесь имеет место быть феномен «саморадикализации», особенно ярко он проявляется, если параллельно на человека идет воздействие социальных, психологических и экономических факторов. В качестве примеров могут служить отдельные случаи суицида, совершаемые в основном молодежью и террористические акты одиночек.

В-третьих, это возможное попадание в руки вербовщиков. То есть, когда пользователь проявляет активность, в виде того что ставит лайки, оставляет комментарии, делает репосты. Вербовщики деструктивных течений эту заинтересованность замечают и берут пользователя в «разработку». Для этого они проводят анализ публикаций на личных страничках, составляют психологический портрет человека, оценивают возможность его вовлечения в организацию.

Вы отметили молодых людей, почему именно молодежь более подвержена радикализации?

Если обратиться к истории, то мы видим, что молодежь всегда представляла собой наиболее активную часть общества, которой порой отводилась роль «пороховой бочки». Соответственно, деструктивные религиозные течения данной информацией владеют и, к сожалению, довольно успешно пользуются. В результате чего мы можем видеть целенаправленно подготовленный профессиональный контент, в виде видеороликов, аудиозаписей, картинок, активно распространяемый в социальных сетях.

Кроме того, нестабильные социально-экономические, политические, культурные условия, в которых вынужден действовать молодой человек, также повышают риск вовлечения молодежи в круги радикалов и экстремистов.

В чем особенность распространяемого вербовщиками контента? Почему он наиболее популярен у пользователей?

Все просто, они знают, как и с кем работать. То есть, как воздействовать на нужную им целевую аудиторию, будь то маргинальная молодежь или, например, уже довольно зрелые «дамы», находящиеся в поисках второй половинки. Также, сказывается отсутствие ограничений в виде соблюдения цензуры, и бюрократии. Помимо вышеуказанного, сказывается привлекательность именно самой деструктивной идеологии, ведь как говорится «Запретный плод сладок».

Что Вы можете посоветовать пользователям, чтобы защититься от влияния деструктивных религиозных течений?

Если Вы или Ваши близкие желаете изучать религию и обретать религиозные знания в Интернете, то используйте для этого проверенные официальные сайты и сообщества.

По вопросам допустимости приобретения знаний из социальных сетей, а также любых вопросов касательно религии, Вы можете связаться с Центром изучения религий города Астаны позвонив на номер Единого контакт-центра IKOMEK 109!

Популярное

Все
«Мағжан оқулары-2025» вновь собрал талантливую молодежь
«Астана» не смогла уйти в отрыв
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
Чтобы жизнь удалась на все 100!
Послание Конституционного Суда Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан»
«Самғау» возродился
В Актау прошел фестиваль, объединивший мастеров тюркского мира
Канал Найман забетонировали
Молодежь идет на производство
Все работы хороши!
Необходимы современные подходы и сберегающие технологии
Туркестан – символ единства и культурного диалога
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Из Рабочего поселка – в Париж
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Когда региональная сила становится мировым аргументом
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
Введена в строй новая подстанция
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
Очередной циклон надвигается на Казахстан
В Казахстане стремительно растет интерес к исламским финансовым инструментам
В столице открылась фотовыставка «Моя Астана: от прошлого к будущему»
Fortebank покупает Home Credit Bank
Каждый закон, принятый в Мажилисе, разработан при активном участии фракции AMANAT
Завод по выпуску хлопьев и круп строят в СКО
Токаев посетит Минск
Овощеводство: зачем отрасли нужна глубокая переработка?
Глава государства дал старт XI международному военно-патриотическому сбору молодежи «Айбын»
Проект «Әділ қоғам» презентовал Антикор
Реформу надо завершить
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Закон Республики Казахстан
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства

Читайте также

В пилотном режиме
Юные спасатели Казахстана — в числе лучших на соревнованиях…
МЦРИАП упростил участие отечественных стартапов в госзакупк…
Вызовы современности: милитаризация и ядерная безопасность

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]