
Вступили в силу 59 законов, которые создают принципиально новую правовую среду для развития государства, экономики и общества. Суды Западно-Казахстанской области отмечают положительные тенденции происходящих изменений. Можно с уверенностью сказать, что все они значительно модернизировали отечественную судебную систему.
Приняты новый Гражданский процессуальный кодекс и новый Закон «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан». Внесены необходимые изменения в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей», Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. В целом обновленное законодательство будет способствовать повышению доверия общества к судебной системе.
Особое внимание при реализации Пяти институциональных реформ уделено вопросам ужесточения требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности в рамках 17 шага Плана нации. Теперь судьей районного суда может быть назначен гражданин РК по определенным критериям: достижение возраста 25 лет, высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества и безупречная репутация. Кандидат также должен иметь, как правило, не менее 5 лет стажа работы именно в сфере, связанной с судейской деятельностью, и не менее 10 лет по юридической специальности. К ним относятся лица, которые работают в судебной системе: консультанты, секретари, помощники судьи. Также прокуроры и адвокаты, которые в своей деятельности непосредственно соприкасаются с судебной работой.
В рамках Плана нации формирование качественного судейского корпуса в первую очередь способствует качественному отправлению правосудия. Судейский корпус должен состоять из самых достойных профессионалов с высокими моральными принципами. При этом особые требования предъявляются не только к кандидатам в судьи, но и действующим служителям Фемиды.
С 2016 года Судебное жюри состоит из двух комиссий: квалификационной и дисциплинарной, в каждую из которых входят судьи районного, областного и Верховного судов, что было сделано в рамках реализации Стамбульского плана по противодействию коррупции. Данный подход позволяет сделать работу комиссий более прозрачной и повышает доверие к ее решениям со стороны судей.
Квалификационная комиссия будет осуществлять оценку профессиональной деятельности действующих судей. Это, прежде всего, оценка уровня профессиональных знаний и умение применять их при отправлении правосудия, изучение результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствие его требованиям, предъявляемым законодательством и Кодексом судейской этики.
Оценка профессиональной деятельности служителя Фемиды впервые проводится по результатам одного года работы в должности судьи. В последующем через каждые пять лет, а также при участии в конкурсе на должность судьи вышестоящей инстанции,на должность председателя суда, председателя судебной коллегии. Освобождаются от периодической оценки профессиональной деятельности судьи, имеющие двадцать и более лет судейского стажа.
Усиление подотчетности судей, периодическая оценка квалификации действующих судей, предоставление гражданам возможности обжаловать действия судей в Судебное жюри будет способствовать укреплению их профессиональной дисциплины, улучшению качества отправления правосудия и, как следствие, повышению доверия населения к судебной системе.
В проекте Этического кодекса судьи, который сегодня находится на стадии рассмотрения, будут учтены все требования, предъявляемые к судьям Президентом страны, современностью и обществом. Кодекс будет основан на Бангалорских принципах поведения судей и лучшем международном опыте. Принятие нового Этического кодекса судьи ожидается на VII съезде Союза судей Республики Казахстан, проведение которого запланировано в текущем году.
Уже с нынешнего года введена трехзвенная модель судопроизводства, соответствующая международным стандартам, где первая инстанция – это районные суды, апелляционная инстанция – областные суды, кассационная инстанция – Верховный суд. Что позволяет быстрее вступать в законную силу судебным решениям и снижает возможности для искусственного затягивания процесса.
Главным показателем работоспособности судов страны является утверждение в обществе чувства защищенности и стабильности, уверенности граждан в действенности законов. Повышение работы судов по обеспечению верховенства закона, защиты прав и интересов граждан на новый качественный уровень – в этом заключается практическая ценность Пяти институциональных реформ, заложенных в Плане нации «100 конкретных шагов». И мы четко будем следовать этим курсом.