Ставить или не ставить?

14971
Лев Бленкген

Наверняка вам не раз приходилось наблюдать особо ушлых водителей, которым или шибко некогда, или просто лень прогуляться от законной стоянки до пункта назначения, и они так и норовят примостить своего «железного коня» там, где удобно в первую очередь им. А удобно им может быть и на тротуаре, и на детской игровой площадке, и на «зебре». На этом фоне привычная парковка «елочкой» вдоль дороги кажется совсем безвредной. Да, несколько мешает движению, но вполне позволительно.

Стандартная в таких случаях отговорка: «Мест нет, даже на платной стоянке, а куда я должен ставить?!» Согласны, зачастую это именно так, проблема что платных, что бесплатных стояночных мест заставила поседеть не одного водителя, порой круги наматывающего в поисках хоть какого-нибудь свободного пространства.

В любом случае подходить к ремеслу парковки надо с умом и со знанием ее основ. В первую очередь законодательных, чтобы потом не объяснять инспектору полиции, что «здесь же вроде можно…»

Чтобы без «вроде», а точно зная, что и как, стоит все-таки обратиться к отечественным Правилам дорожного движения, где этой тематике выделен целый 12-й раздел.

Собственно, там все просто – что можно и что нельзя. Основные постулаты: «Остановка и стоянка транспортных средств допускается на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии – на проезжей части дороги у ее края», «Ставить транс­портное средство на проезжей части дороги разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части дороги, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части дороги) которых допускает иное расположение транспортных средств» да «Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью дороги, с полным или частичным заездом на него, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам при условии, что это не будет препятствовать движению пешеходов». А передохнуть подольше, особенно вне населенного пункта, можно только лишь на специально отведенных площадках или за пределами дороги.

Что касается всевозможных «нельзя», то тут тоже кратко: стоянка запрещена в местах, где остановка запрещена, на эстакадах, мостах, путепроводах, вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1 («Главная дорога»), ближе пятидесяти метров от железнодорожных переездов, на клумбах, газонах, детских и спортивных площадках. А вот правила остановки отличаются: запрещено останавливаться в непосредственной близости от трамвайных путей, если это создает помехи движению трамваев, на железнодорожных переездах и в тоннелях, на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними (независимо от количества полос). Кроме того, нельзя прекращать движение в местах, где расстояние между остановившимся транспортным средством и сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части дороги) или противоположным краем проезжей части дороги, или стоящим у противоположного края проезжей части дороги транспортным средством меньше трех метров, если это создает помехи движению транспортных средств, а также на пешеходных переходах и ближе пяти метров перед ними, на проезжей части дороги вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее ста метров хотя бы в одном направлении, в местах, где транс­портное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транс­портных средств, или создаст помехи для движения других транспортных средств (заторы) и пешеходов и опять-таки на клумбах, газонах, детских и спортивных площадках.

Обратите внимание: как таковых правил парковки нет, а есть правила остановки и стоянки, плюс дорожные знак и разметка, запрещающие или разрешающие то или другое.

По сути, вышеуказанный перечень позволяет овладеть навыками безопасного (в законном смысле) размещения своего автомобиля как в городе, так и вне. Но не стоит забывать и о разметке. Например, о сплошной желтой линии. Увидеть ее можно практически на каждой улице, иногда лишь с одной стороны, по ходу следования транспорт­ного средства. Что означает ее присутствие, знают далеко не все водители, потому что одно дело «говорящий» знак, а другое – «какая-то» цветная полоска. А вот не какая-то, а обозначающая места, где остановка запрещена, соответственно, и стоянка. Применяется она либо самостоятельно, либо в сочетании со знаком 3.27 («Остановка запрещена») и наносится у края проезжей части или по верху бордюра. Киньте взгляд в городе – полоса прочерчена, а машины теснят друг друга вдоль бордюров и обочин, потому что, и правда, мало кто придает значение такой отметке или и вовсе не знает, зачем она. К слову, действие линии не распространяется на маршрутные транспортные средства.

И еще пару слов о табличках «Парковка только для клиентов». Они есть практически возле каждого заведения типа ресторана или салона красоты, обычно прямо возле обочины или у так называемого дорожного кармана. К ним в паре обычно следует предупреждение о работающем эвакуаторе. Законны ли подобные уведомления, редко кто задумывается, ведь раз написано не от руки и не на клочке бумажки, а на солидной жестяной табличке, значит, есть на то право.

Но на самом деле подобную табличку можно сделать на заказ, написав на ней и про поминутно выискивающий жертв эвакуатор, и про неприкосновенность стоя­ночных мест, и про что угодно еще. Только вот устанавливать подобные предупреждения имеют право лишь те собственники придорожного сервиса, кто, и правда, владеет этой территорией. Владеть же ею можно, лишь взяв ее в аренду. В противном случае такая табличка противозаконна, потому что тот же «карман» – общественное место, муниципальная собственность, относящаяся только к муниципальной дороге. Быть же полностью в частной собственности может земля, примыкающая непосредственно к детскому саду, например, и обычно такие стоянки огорожены. Так что чаще всего это банальный захват земли. Хотите разобраться до конца (мало ли, дело принципа), обращайтесь в управление земельных отношений за исчерпывающей информацией о собственнике.

Поэтому, если вам навстречу выбегает встревоженный охранник и тычет пальцем в подобную табличку, угрожая вызвать полицию, смело требуйте документы, доказывающие право собственности на этот клочок земли. Нет документов или договора аренды – смело оставляйте автомобиль. Заодно невзначай напомните про работающие повсюду камеры и штрафы за порчу чужого имущества – вдруг у ретивых стражей хватит ума что-то сделать с вашим авто?

Запомните: водитель обязан в первую очередь руководствоваться дорожными знаками, разметкой и другими техничес­кими средствами организации дорожного движения. Загородки, полосатые «колпаки», самопальные таблички к таким средствам не относятся, они не имеют права находиться на государственной земле, за их незаконную установку можно заиметь проблемы с законом. Подобные «выкрутасы» – в компетенции органов внутренних дел, так как регулируются Законом «О дорожном движении», конкретнее – статья 42-1.

Популярное

Все
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зафиксирован рекордный урожай
Стартовала подписная кампания на 2026 год
О погоде в Казахстане на 16-18 октября сообщили синоптики
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов
Караван из тысячи верблюдов официально вошёл в Книгу рекордов Гиннесса
На границе с Китаем образовалась автомобильная пробка
В Кызылорде сдана в эксплуатацию автодорога вдоль набережной Сырдарьи
Столицу Мальты признали самой красивой в мире
Посол ЕС отметила рост гражданской активности в Казахстане
Афганистан и Пакистан вступили в вооруженный конфликт
Казахстанцев предупредили о сроках пребывания в России
Назначены новые послы Казахстана в ряде стран
Казахстан – ключевой энергетический партнер для ЕС
Умерла Дайан Китон
Президент направил телеграмму поздравления Королю Испании
Нобелевский комитет расследует всплеск ставок на премию мира
Пенсионерам вход бесплатный
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Завершена реконструкция Центрального стадиона
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Чем может гордиться Темиртау?
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]