В поисках идеального государства Планета 24 февраля 2020 г. 10:26 13438 Адина Нурберген Модель «добродетельного города»Общество, построенное на принципах взаимопомощи, уважения, осознанного и ответственного участия граждан в принятии ключевых для всей страны решений, – именно таким многим видится идеал. При этом государство должно относиться к жителям страны с чуткостью и вниманием, создавать для них максимально комфортные условия. Модели подобных идеальных сообществ в разное время предлагали в своих трудах великие мыслители. Один из известных примеров – трактат «О взглядах жителей добродетельного города» Абу Насра аль-Фараби. «Добродетельный город подобен совершенному, здоровому телу, все органы которого помогают друг другу с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной», – писал философ.Многие идеи, выраженные великим мыслителем, нашли отражение в концепции «слышащего государства», которую выдвинул Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Один из ее ключевых компонентов – отлаженная связь между гражданами и представителями госаппарата. Глава государства неоднократно обращался к госслужащим разных уровней и давал поручения налаживать коммуникации с населением, активно использовать социальные сети, создавать диалоговые площадки. Важным решением в рамках реализации указанной концепции стало создание Национального совета общественного доверия при Президенте Казахстана. Этот консультативный орган уже зарекомендовал себя как авторитетная и востребованная площадка, на которой обсуждаются наиболее актуальные вопросы, волнующие общество, имеющие значение для развития страны. Для дальнейшего вовлечения общественности в обсуждение и принятие государственных решений создан Центр анализа и мониторинга социально-экономических реформ при Администрации Президента РК. Соответствующее поручение Глава государства дал на расширенном заседании Правительства 24 января. Руководителем центра стал заместитель руководителя Администрации Президента по социально-экономическим вопросам Тимур Сулейменов. В состав нового консультативного органа вошли известные казахстанские эксперты в сфере экономики и финансов. Как отметили в АП, основная задача структуры – проведение непредвзятой экспертизы и разработка практических предложений по ускоренной реализации социально-экономических реформ. Так в Казахстане находит воплощение идея «слышащего государства», осуществляется построение модели развитого гражданского общества. Если говорить о зарубежных примерах вовлечения населения в принятие государственных решений, то здесь в первую очередь нужно отметить страны с развитой демократией, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Канадский опытО мировом опыте включения гражданского общества в процесс принятия государственных решений и о том, как этот принцип реализуется в Канаде, рассказал в своих работах Тайлер Ноултон – ведущий специалист по вовлечению общественности правительства провинции Новая Шотландия (Канада). Он принимал участие в исследованиях Института госуправления и политики Университета Центральной Азии. «Министерство консультируется с гражданами по поводу предлагаемых изменений в земельном законодательстве для того, чтобы убедиться, что эти изменения окажут желаемое воздействие. Депутат городского совета вовлекает местных жителей в составление такого бюджета на следующий год, который бы соответствовал фактическим потребностям и приоритетам местного населения. Правительство формирует независимую комиссию по реформе лесного хозяйства и проводит онлайн-конференцию с целью сбора инновационных предложений в соответствии с передовыми международными наработками и практиками», – приводит примеры Тайлер Ноултон. По его словам, практика вовлечения общественности – public engagement – возникла в странах с развитой демократией после того, как ранее существовавший формат консультаций госорганов с населением перестал быть эффективным. Консультации в лучшем случае сводились к предоставлению информации для размышления. В худшем же превращались в форму манипулирования, когда государственные руководители формально советовались с гражданами, после чего формировали политику без учета их мнений. Поэтому была принята новая практика вовлечения общественности, основанная на так называемых принципах демократии прямого участия (participatory democracy). То есть сообщества и граждане, на которых оказывают влияние те или иные политические решения, должны быть значимым образом вовлечены в процесс формирования государственной политики. «Например, при анализе предлагаемых изменений по законодательству, регулирующему очистку сточных вод в горнорудной промышленности, возможно вовлечение сообществ, проживающих в непосредственной близости от мест проведения горнорудных работ. Это позволит улучшить понимание воздействия предлагаемых решений на окружающую среду и все сферы жизни в регионе. Отдельные члены сообщества могут иметь информацию, как используется и очищается вода, и какое это имеет воздействие. Вовлечение сообщества при таком подходе позволяет демократизировать процесс, обеспечивает осведомленность о проблеме и участие сообщества в поиске решений проблемы», – уточняет эксперт. При этом для каждого проекта или даже для разных этапов его реализации могут быть разные активные сообщества, принимающие участие в выработке решений. Поэтому, как поясняет Тайлер Ноултон, и введен термин «вовлечение общественности», а не «вовлечение граждан» в целом. Речь идет об отдельных группах и объединениях людей, на жизнь которых принятое решение окажет наибольшее влияние. Также некоторые из членов сообщества могут и не быть в данный момент гражданами данного государства, а организации, вовлеченные в выработку решений, иметь статус международных. На основе принципа «вовлечения общественности» в Канаде сложилась практика создания местных комиссий по изучению вопросов, которые также называются «Королевскими комиссиями» (Royal Commissions). У них есть три ключевые характеристики – независимость от государственных органов, возможность привлекать исследователей и экспертов и полномочия на проведение слушаний, которые не могут организовывать министерства. Королевские комиссии проводят беспристрастные исследования по региональным вопросам, консультируются с профильными экспертами и организуют свои заседания с прямыми трансляциями на телеканалах. По итогам работы они готовят доклады и рекомендации по мерам государственной политики. С момента образования Канадской конфедерации в 1867 году создано более 200 «Королевских комиссий», в том числе комиссия 1967 года по вопросам двуязычия и двухкультурности (Commission on Bilingualism and Biculturalism).Европейские подходыНемало примеров участия институтов гражданского общества в политическом управлении государством имеется в странах Европы. Так, в Великобритании, Нидерландах, Швеции существуют общественные советы по предупреждению преступлений. В Дании действует похожая по направлению деятельности структура, которая разрабатывает оптимальные санкции для подростков и молодых людей, совершивших противоправные действия. При этом косвенно ее работа оказала существенное влияние на молодежную политику в стране. В свою очередь Национальный социальный и экономический совет (НСЭС) во Франции сформирован из представителей различных профессиональных групп. Они готовят заключения для правительства по законопроектам социального и экономического характера. В Великобритании консультации с вовлечением общественности проводятся по вопросам борьбы с детской бедностью. Представители гражданского сектора подготовили отчет, в котором были представлены актуальные измерения бедности среди детей. Для этого проводились беседы с детьми, подростками и молодежью, встречи с благотворительными организациями. Собственными Национальными стандартами по вовлечению общественности может похвастаться Шотландия. В этой стране законодательно утверждены принципы, по которым государство обязано привлекать общественные объединения к разработке политических решений. В первую очередь это справедливость, равенство и инклюзивность в деятельности всех сторон процесса выработки решений. Вовлечение общественности должно иметь четко сформулированные и согласованные цели и методы, а полученный опыт необходимо использовать для повышения качества практики взаимодействия. Также стандарты требуют соблюдения принципа равенства и учета всех точек зрения, обмена знаниями и их применения, предоставления достоверной и актуальной информации всем участникам процесса выработки решений. Вовлечение общественности в принятие решений на региональном уровне широко распространено в Германии. В 90-х годах прошлого столетия в ФРГ все чаще стали звучать такие термины, как референдум и гражданская инициатива. Одновременно началась модернизация систем местного самоуправления. В новую модель ввели экономические элементы, а муниципальная власть стала предоставлять гражданам государственные услуги. Тогда муниципалитеты ввели практику опросов населения для определения уровня удовлетворенности «клиентов» предоставленными услугами. Затем подход изменился в начале 2000-х годов, когда начался переход к активному участию общественности в решении региональных задач. Теперь активное гражданское общество и государственная власть делят ответственность за принятые решения по принципам сотрудничества и партнерства. Граждане привлекаются к выработке решений в техническом обслуживании, проектировании и развитии своего города, непрерывно участвуют в процессе управления. Общественные организации в Германии находятся на стыке таких важных сфер, как государство, рынок и семья. Отличительные черты этих объединений – формальная структура, организационная независимость от государства, автономное управление, ориентация на прибыль и добровольный характер членства. Клубы, ассоциации самопомощи, фонды, некоммерческие организации, волонтерские службы стали незаменимыми в функционировании немецкого общества. Как отмечают эксперты, вовлечение общественности в принятие государственных решений расширяет палитру мнений, увеличивая число вариантов и позволяя применить нестандартные подходы и инновационные методики. Процесс выработки политического решения, таким образом, становится более демократичным и релевантным. Сотрудничество властей с общественностью при принятии решений закладывает основу для более открытого, прозрачного и подотчетного государства.
10 сентября 2024 г. 15:49 Отбасы банк и акимат области Жетісу запускают жилищную программу для жителей районов и сел
9 сентября 2024 г. 17:50 Члены Народного штаба за строительство АЭС провели встречи с жителями Туркестанской области
10 сентября 2024 г. 2:00 Группа общественников побывала на экскурсии в учебном центре Института ядерной физики
9 сентября 2024 г. 17:37 Генсек Всемирной туристcкой организации ООН высоко оценил уровень организации ВИК в Астане
24 августа 2024 г. 4:30 Автобус – не вертолет. Местные власти отстранили от работы перевозчика, обвинив его в саботаже
24 августа 2024 г. 17:00 Не использовавшийся по целевому назначению участок в Шымкенте вернули государству
24 августа 2024 г. 12:00 Нарколаборатория по производству «синтетики» ликвидирована в Алматинской области