В Северо-Казахстанской облас­ти ужесточают ответственность бизнеса за нарушение прав пот­ребителей

882
Андрей Кратенко
собственный корреспондент по СКО

Один из показательных инцидентов произошел в нынешнем году с пенсионеркой, имевшей несчастье приобрести бракованный слуховой аппарат за 986 тыс. тенге. Когда по этому поводу покупательница обратилась к продавцу, тот отказался возвращать деньги и не стал отвечать на официально составленное обращение.

Фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Лишь после внеплановой проверки и вмешательства областного департамента торговли и защиты прав потребителей коммерсант обрел слух и речь, согласившись вернуть деньги. Однако одного не учел: если официальное разбирательство закрутилось, его уже не остановить. В итоге на ТОО, соглас­но законодательству, был наложен штраф в размере 7,5 МРП (почти 30 тыс. тенге) за неисполнение обязанности по ответу на претензию.

Другой пример касается гипермаркета в Петропавловске, где покупатель приобрел хлеб «Ромашка» по цене 360 тенге, хотя на витрине была точно указана его акционная стоимость – 249 тенге. Разница в 111 тенге также стала поводом для внеплановой проверки. Результат – штраф на торговое заведение в размере 15 МРП.

За пять месяцев 2025 года в Северо-Казахстанской области почти 180 человек пожаловались на качество товаров и услуг. Больше половины нарушений связаны с отказом в возврате или обмене продукции, разницей в ценах и игнорированием письменных претензий. Теперь за это полагаются штрафы до 25 МРП. За повторное нарушение – вдвое больше.

Дело в том, что права казахстанских потребителей отныне находятся под усиленной защитой: с января 2025 года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Бизнесу больше не простят таких «мелочей», как игнорирование претензий, отказ в возврате товара или даже неразборчиво написанный ценник. Все это теперь может обойтись магазину в десятки тысяч тенге.

На брифинге в региональной службе коммуникаций заместитель руководителя областного департамента торговли и защиты прав потребителей Лазьм Мияшева сообщила: за пять месяцев в их подразделение поступило 178 обращений от граждан. Почти половина жалоб оказалась обоснованной.

– Сегодня жалоба потребителя – не просто письмо на бумаге. Это фактическое основание для внеплановой проверки и возможного штрафа, – подчеркнула спикер.

Если раньше за подобные нарушения бизнесу чаще всего выписывали предупреждение, то теперь статья 190 КоАП требует конкретных сумм: 5 МРП – для физических лиц, 10 МРП – для малого бизнеса, 15 МРП – для среднего, 25 МРП – для крупного. При повторном нарушении в течение года штраф удваивается.

– Мы всегда призываем граждан не молчать, ну а бизнес – не доводить дело до письменной жалобы. Каждое обоснованное заявление – это защита не только конкретного покупателя, но и всей системы пот-ребительских отношений, – считает Лазьм Мияшева.

Популярное

Все
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зафиксирован рекордный урожай
Стартовала подписная кампания на 2026 год
О погоде в Казахстане на 16-18 октября сообщили синоптики
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов
Караван из тысячи верблюдов официально вошёл в Книгу рекордов Гиннесса
На границе с Китаем образовалась автомобильная пробка
В Кызылорде сдана в эксплуатацию автодорога вдоль набережной Сырдарьи
Столицу Мальты признали самой красивой в мире
Посол ЕС отметила рост гражданской активности в Казахстане
Афганистан и Пакистан вступили в вооруженный конфликт
Казахстанцев предупредили о сроках пребывания в России
Назначены новые послы Казахстана в ряде стран
Казахстан – ключевой энергетический партнер для ЕС
Умерла Дайан Китон
Президент направил телеграмму поздравления Королю Испании
Нобелевский комитет расследует всплеск ставок на премию мира
Пенсионерам вход бесплатный
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Завершена реконструкция Центрального стадиона
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Чем может гордиться Темиртау?
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]