В Северо-Казахстанской облас­ти ужесточают ответственность бизнеса за нарушение прав пот­ребителей

1080
Андрей Кратенко
собственный корреспондент по СКО

Один из показательных инцидентов произошел в нынешнем году с пенсионеркой, имевшей несчастье приобрести бракованный слуховой аппарат за 986 тыс. тенге. Когда по этому поводу покупательница обратилась к продавцу, тот отказался возвращать деньги и не стал отвечать на официально составленное обращение.

Фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Лишь после внеплановой проверки и вмешательства областного департамента торговли и защиты прав потребителей коммерсант обрел слух и речь, согласившись вернуть деньги. Однако одного не учел: если официальное разбирательство закрутилось, его уже не остановить. В итоге на ТОО, соглас­но законодательству, был наложен штраф в размере 7,5 МРП (почти 30 тыс. тенге) за неисполнение обязанности по ответу на претензию.

Другой пример касается гипермаркета в Петропавловске, где покупатель приобрел хлеб «Ромашка» по цене 360 тенге, хотя на витрине была точно указана его акционная стоимость – 249 тенге. Разница в 111 тенге также стала поводом для внеплановой проверки. Результат – штраф на торговое заведение в размере 15 МРП.

За пять месяцев 2025 года в Северо-Казахстанской области почти 180 человек пожаловались на качество товаров и услуг. Больше половины нарушений связаны с отказом в возврате или обмене продукции, разницей в ценах и игнорированием письменных претензий. Теперь за это полагаются штрафы до 25 МРП. За повторное нарушение – вдвое больше.

Дело в том, что права казахстанских потребителей отныне находятся под усиленной защитой: с января 2025 года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Бизнесу больше не простят таких «мелочей», как игнорирование претензий, отказ в возврате товара или даже неразборчиво написанный ценник. Все это теперь может обойтись магазину в десятки тысяч тенге.

На брифинге в региональной службе коммуникаций заместитель руководителя областного департамента торговли и защиты прав потребителей Лазьм Мияшева сообщила: за пять месяцев в их подразделение поступило 178 обращений от граждан. Почти половина жалоб оказалась обоснованной.

– Сегодня жалоба потребителя – не просто письмо на бумаге. Это фактическое основание для внеплановой проверки и возможного штрафа, – подчеркнула спикер.

Если раньше за подобные нарушения бизнесу чаще всего выписывали предупреждение, то теперь статья 190 КоАП требует конкретных сумм: 5 МРП – для физических лиц, 10 МРП – для малого бизнеса, 15 МРП – для среднего, 25 МРП – для крупного. При повторном нарушении в течение года штраф удваивается.

– Мы всегда призываем граждан не молчать, ну а бизнес – не доводить дело до письменной жалобы. Каждое обоснованное заявление – это защита не только конкретного покупателя, но и всей системы пот-ребительских отношений, – считает Лазьм Мияшева.

Популярное

Все
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
Хосе Антонио Каст победил на выборах президента Чили
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
Американские чиновники отметили День Независимости Казахстана в Хьюстоне
В Астане с начала года ликвидировали два мошеннических колл-центра
Испанская компания вложит 44 млрд тенге в строительство завода в Кызылординской области
Метель и осадки продолжатся в Казахстане
Руками к надежде
Новую электроподстанцию запустили в Астане
В Павлодарской области нотариусы окажут содействие в борьбе с преступностью
Самый большой каток в Казахстане примет туристов
Исполнение поручений Президента: итоги развития отрасли энергетики за 2025 год
Допинг-скандал с участием Алимханулы: в КФПБ сделали заявление
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску в Костанае
Акмолинский боец стал чемпионом мира по боксу
Город, который благоухает лавандой
Казахстан в орбите доверия мировых лидеров
Узбекский экономист сравнил промышленное производство Казахстана и Узбекистана
Началось строительство сталелитейного завода
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]