Мощный импульс развитию транзитно-транспортного потенциала страны придает строительство сухого порта близ казахстанско-китайской границы в Панфиловском районе Жетысу. Об этом шла речь на выездном совещании в районном центре Жаркенте с участием представителей акимата Алматинской области, нацкомпании КТЖ, отечественных и зарубежных строительных предприятий. Эксперты посетили объекты СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», обсудили вопросы возведения скоростной автострады Алматы – Хоргос, завершение которой планируется уже в следующем году.
Как сообщил генеральный директор ТОО «KTZE-Khorgos Gateway» Карл Гейсен, работы по строительству сухого порта идут согласно графику. Уже готовы контейнерная площадка, железнодорожные подъездные пути, складские помещения. В международном центре приграничного сотрудничества «Хоргос» началась реализация 5 крупных проектов по контрактной логистике и экспортно-импортным торговым операциям. За 8 месяцев текущего года втрое увеличился грузооборот железнодорожной станции Алтынколь. Общий объем инвестиций составил 300 млн долларов, в перспективе сухой порт сможет переправлять до 1 млн контейнеров в год.
По словам президента АО «НК «КТЖ» Аскара Мамина, транзитный потенциал приграничной зоны достаточно высок. Развернувшаяся здесь грандиозная стройка вызывает большой интерес со стороны зарубежных инвесторов. Уже подписаны договоры по формированию контейнерных поездов с компаниями Hewlett Packard, DB Schenker, Toyota, FESCO, BRAVIS. Кроме того, заключены контракты с европейскими автопроизводителями, и совсем скоро по железной дороге из Европы в Китай и обратно будет поставляться продукция автопрома. Площадь СЭЗ составит 1 267 га, сейчас полным ходом идет строительство инфраструктурных объектов.
В свою очередь аким Алматинской области Амандык Баталов напомнил, что возведение сухого порта осуществляется в рамках госпрограммы «Нұрлы жол». Важный транснациональный проект содействует формированию экономического пояса Нового Шелкового пути и позволит нашей республике стать крупным торговым и транзитным хабом Евразии. В частности, Жетысу уже становится эпицентром интересов все большего числа грузоотправителей из стран Азии, Европы, Персидского залива, Кавказа. Большинство работников СЭЗ – местные жители, часть из них прошли стажировку в ведущих транспортно-логистических центрах за рубежом.
Особый интерес участников встречи вызвал генеральный план нового города с населением 50 тыс. человек, который появится на базе поселка Нуркент. Как отметила директор проектной компании «Урбостиль» Любовь Нысанбаева, здесь планируется построить свыше 40 тыс. кв. метров жилья, а также создать Жаркент – Хоргосскую мини-агломерацию. На ее территории разместят новые школы, больницы, детские сады.
По итогам совещания строительным компаниям поручено ускорить темп работ и в ближайшие месяцы завершить первый пусковой комплекс сухого порта.