Современник грядущих веков

1945
Раушан Шулембаева

Уникальное явление в казахской литературе

В предисловии к новому изданию Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал символичным его выход в свет в Год 30-летия Независимости страны: «Ильяс Есенберлин по праву считается основоположником исторического жанра в казахской литературе... Он смог создать уникальные творения, которые способствовали пробуждению национального самосознания казахского народа, творчески передал дух свободы, чаяния и мечты о вечной стране – мәңгі ел. На страницах книг классика воспеты непреходящие ценности единства, сплоченности и патриотизма. Наш принцип «Независимость превыше всего!» отчетливо перекликается с творчеством автора».

Глава государства подчеркнул, что новое издание – это также своеобразная дань народной памяти и уважения писателю. Это еще и возможность отдать должное личностям, оставившим неизгладимый след в летописи Великой степи.

Презентация прошла в рамках выставки «Трилогия «Кочевники» – предвестник Независимости». В шеститомник вошли такие романы писателя, как «Опасная переправа», «Влюбленные», «Золотые кони просыпаются», «Золотая птица», «Радость белых лебедей», «Мангыстауский фронт», «Прикрой своим щитом» и другие, повествующие о непростой жизни народа в многовековом потоке истории. И, конечно, опубликованы исторические эпопеи, в том числе «Кочевники», убедительно описывающие ход истории Казахского ханства.

По всеобщему признанию, трилогия стала уникальным явлением в казахской литературе, она была издана миллионными тиражами и переведена на десятки языков, ее полюбили читатели по всему миру. Новое издание состоялось при поддержке Фонда Нурсултана Назарбаева, Фонда Нурлана Смагулова и АО «Монтажспецстрой».

Почетный гость выставки – народный писатель, поэт, общественно-политический деятель, дипломат Олжас Сулейменов напомнил, что казахская литература только в ХХ веке стала письменной. И до Есенберлина практически не было монументальных художественных книг по национальной истории.

– Ильяс Есенберлин – это национальное достояние. Я помню, как он работал над своими произведениями, помню, как их раскупали, помню, как в ауле за его книги давали барана, – поделился воспоминаниями Олжас Омарович. – Он был популярным прозаиком, был первым, кто стал писать романы на исторические темы.

Новаторство формы и строгая документальность

На выставке, кстати, можно прочитать письмо Олжаса Сулейменова от 1971 года, бывшего тогда секретарем правления Союза писателей Казахстана, о выдвижении на соискание Государственной премии СССР за 1972 год романа «Хан Кене» (первого романа из трилогии «Кочевники»). В письме, адресованном комитету по Ленинским и Государственным премиям СССР, сообщалось, что роман Ильяса Есенберлина «Кахар» (в русском варианте – «Хан Кене») привлекает новаторством формы, органичным сочетанием строгой документальности и высокой художественности, представляющим новое явление в романе наших восточных литератур. «При переводе, вполне квалифицированном, тем не менее, неизбежно обеднено языковое богатство оригинала, схематичнее и суше стало изображение казахского быта, – писал Олжас Сулейменов. – Многочисленные отклики писателей, а также то, что тираж романа разошелся буквально за несколько дней, говорит о признании произведения народом. Единодушна в оценке романа и критика».

Академик Алькей Маргулан в предисловии к «Кочевникам» в 1980 году также подчеркивал, что трилогия открыла новую страницу в нашей литературе. Она убедительно показала, что не было никаких «провалов» в истории, что все эти века казахский народ жил, боролся и трудился на своей древней земле.

О Ленинской премии, утратившей какое-либо значение

Итак, трилогия была представлена на соискание Государственной премии СССР. Но после непонятных «подковерных» игр не была поддержана в Союзе писателей. В этом контексте внимание привлекает письмо народного писателя Кыргызстана Чингиза Айтматова от 1996 года, адресованное сыну писателя Козыкорпешу Есенберлину. «Для вас важно знать, как и при каких обстоятельствах была отклонена кандидатура вашего отца – автора трилогии «Кочевники» – от присуждения Ленинской премии, утратившей ныне какое-либо значение? – уточнялось в письме. – Нас было человек сорок от литературы и искусства, мы собирались в Москве дважды в год, достаточно хорошо знали друг друга, и, тем не менее, действовать в этой среде было не так просто: мало кому известно, что работа комитета проходила при непременном присутствии ответработника аппарата ЦК КПСС. Он хотя не вмешивался в ход дискуссий, но его негласное мнение, как правило, имело решающее значение. И почти всегда приходилось сталкиваться в ходе обмена мнениями с этой партийной точкой зрения...

В этом контексте оценок и решался вопрос книги «Кочевники». Помнится, на первых отборочных суждениях нам, высоко оценивавшим это крупное произведение казахской литературы, удалось убедить подавляющее большинство членов комитета в необходимости поддержать книгу как яркое литературное явление той поры... Пройдя первый тур, «Кочевники» вошли в предварительный список на заключительное тайное голосование.

Но именно на этом этапе вдруг возникли в комитете настроения уклончивого характера. И опять же из уст литературно-официозного истеблишмента, и прежде всего деятелей Москвы, прозвучали мнения (судя по всему, согласованные) о том, что «Кочевники» – книга экзотичес­кая, удаленная от генерального курса советской литературы... Спекулируя на этой конъюнктуре, руководство комитета добилось-таки отвода «Кочевников» перед самым финалом».

В заключение Чингиз Торекулович утвердительно писал, что «Кочевники», независимо ни от прошлых, ни теперешних конъюнктур, имеют свою ценность и литературную судьбу.

Прошу вернуть боевые медали...

В автобиографии, которую можно прочитать на выставке, Ильяс Есенберлин сообщал, что с первых дней участвовал в Великой Отечественной войне. Был политруком батарей 46-го танкового полка, 84-й мотострелковой дивизии (Северо-Западный фронт, 11-я армия). После ранения (16 сентября около ст. Лычково, на Старорусском направлении) находился на лечении в разных госпиталях. В апреле 1942 года был освобожден из армии по инвалидности. Сообщал также о том, что женат.

О женитьбе писателя следует сказать особо. Он женился на дочери расстрелянного в 1937 году бывшего наркома юстиции Хамзы Жусупбекова, а также привез его вдову из АЛЖИРа – Акмолинского лагеря жен изменников Родины. И тем самым привлек к себе внимание НКВД. В 1951-м писателя арестовали...

Об этой мрачной странице в жизни романиста свидетельствует его заявление от 1974 года о возвращении медалей, изъятых при аресте, на имя председателя Президиума Верховного Совета КазССР Ниязбекова: «Я, Есенберлин Ильяс, инвалид Отечественной войны, в 1945 году был награжден тремя медалями: «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В 1951 году, когда я работал директором Казгосфилармонии, против меня было создано дело, и я был осужден. На одном из допросов следователем по важнейшим делам прокуратуры Казахской ССР Горшениным были изъяты мои медали. После реабилитации и возвращения я обратился в прокуратуру, но Горшенина уже в Алма-Ате не было, так мне эти медали и не вернули (после товарищи из прокуратуры даже не нашли протокола изъятия). Поскольку мне в январе 1975 года исполняется 60 лет, я решил вернуть боевые медали...»

С веком наравне

Творчество Ильяса Есенберлина широко известно в мире, его книги переведены более чем на 30 языков, их общий тираж – свыше 3 млн экземпляров. На выставке организаторы представили фотографии, документы, награды, рукописи, перепис­ку Есенберлина с известными людьми. Здесь же личные вещи, награды, книги, которые были переданы музею в 1983 году суп­ругой писателя.

Специальные витрины, посвященные военному периоду жизни, демонстрировали боевые и трудовые награды писателя. Его реконструированный рабочий кабинет воссоз­дал творческую атмосферу, когда, образно говоря, из-под пера писателя рож­дались стихи.

Как оказалось, не­многие знают, что Есенберлин писал стихи, текс­ты к песням. Среди них – «Жас­тар вальсі» (музыка Мукана Тулебаева), «Домбыра» (музыка Бахытжана Байкадамова), а также «Сауыншы жеңгей әні», «Жас түлектер әні», «Қыз арманы». Ильяс Есенберлин с детства полюбил народные песни и дас­таны. Считается, что отправной точкой его творческого порыва стали услышанные им в детстве из уст аульных сказителей и акынов песни, героические легенды и сказания.

Организаторы выставки постарались концептуально представить гражданский и творческий путь писателя, его честность перед читателем, что помогало ему, как говорил сам Ильяс Есенберлин, «быть хорошим современником, потому что хороший современник своего века – это современник и всех грядущих веков».

Популярное

Все
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Ерлан Суттибаев назначен заместителем Управляющего делами Президента РК
Педагоги из СКО достойно представили регион на республиканской олимпиаде
Формула успеха для Казахстана
Вспоминать войну фронтовики не любят – история единственного ветерана ВОВ из Актюбинской области
Семья из Кордая успешно занимается поставкой на внутренний рынок кормов и куриного мяса
«День освобождения»: Трамп объявил 2 апреля началом тарифной войны со всем миром
Дожди с градом и снегом идут в Казахстан
Как на севере страны готовятся к посевной
Музыкант от Бога, артист из народа: 100-летний юбилей Нургисы Тлендиева отмечают в Казахстане
В селе создадут индустриальную зону для строительства АЭС
Гимнаст Зейнолла Идрисов одержал победу на турнире в Германии
Календарь спортивных событий Казахстана и мира с 31 марта по 6 апреля
Софья Самоделкина может продолжить тренироваться в США
Президент поручил Досаеву навести должный порядок в Алматы
Более 1,7 тыс. человек стали жертвами землетрясения в Мьянме
В Талдыкоргане дан старт празднованию 100-летия Нургисы Тлендиева
Нуркожа Кайпанов завоевал золото чемпионата Азии по вольной борьбе
Көрісу – день радости, встреч и прощения
На участке «Болашак» в Мангистауской области будут добывать нефть
Көрісу: Праздник весны, прощения и уважения в Казахстане
На ремонт Дворца культуры в Атырау потратят почти миллиард тенге
Падёж скота произошёл в Актюбинской области
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Точкой роста должен стать туризм
Современному Казахстану – поколение «лидеров служения»
Трамп может вывести американские войска из Германии
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Спасибо вам за подвиг!
Столица империи Шынгыз-хана находилась на нынешней казахской земле
Возможности и силы Казахстана как средней державы
BI Group и BAZIS произвели доплату налогов после предупреждения Бектенова
Для наших мам!
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
В «Астана Опера» прошел концерт всемирно известного композитора и пианиста
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе

Читайте также

Безнаказанность приводит к трагедиям
Комплексным проблемам необходимо комплексное решение
Двустороннее взаимодействие расширяется
Заслушаны предложения по развитию рынка авиакеросина

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]