Современник грядущих веков

1816
Раушан Шулембаева

Уникальное явление в казахской литературе

В предисловии к новому изданию Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал символичным его выход в свет в Год 30-летия Независимости страны: «Ильяс Есенберлин по праву считается основоположником исторического жанра в казахской литературе... Он смог создать уникальные творения, которые способствовали пробуждению национального самосознания казахского народа, творчески передал дух свободы, чаяния и мечты о вечной стране – мәңгі ел. На страницах книг классика воспеты непреходящие ценности единства, сплоченности и патриотизма. Наш принцип «Независимость превыше всего!» отчетливо перекликается с творчеством автора».

Глава государства подчеркнул, что новое издание – это также своеобразная дань народной памяти и уважения писателю. Это еще и возможность отдать должное личностям, оставившим неизгладимый след в летописи Великой степи.

Презентация прошла в рамках выставки «Трилогия «Кочевники» – предвестник Независимости». В шеститомник вошли такие романы писателя, как «Опасная переправа», «Влюбленные», «Золотые кони просыпаются», «Золотая птица», «Радость белых лебедей», «Мангыстауский фронт», «Прикрой своим щитом» и другие, повествующие о непростой жизни народа в многовековом потоке истории. И, конечно, опубликованы исторические эпопеи, в том числе «Кочевники», убедительно описывающие ход истории Казахского ханства.

По всеобщему признанию, трилогия стала уникальным явлением в казахской литературе, она была издана миллионными тиражами и переведена на десятки языков, ее полюбили читатели по всему миру. Новое издание состоялось при поддержке Фонда Нурсултана Назарбаева, Фонда Нурлана Смагулова и АО «Монтажспецстрой».

Почетный гость выставки – народный писатель, поэт, общественно-политический деятель, дипломат Олжас Сулейменов напомнил, что казахская литература только в ХХ веке стала письменной. И до Есенберлина практически не было монументальных художественных книг по национальной истории.

– Ильяс Есенберлин – это национальное достояние. Я помню, как он работал над своими произведениями, помню, как их раскупали, помню, как в ауле за его книги давали барана, – поделился воспоминаниями Олжас Омарович. – Он был популярным прозаиком, был первым, кто стал писать романы на исторические темы.

Новаторство формы и строгая документальность

На выставке, кстати, можно прочитать письмо Олжаса Сулейменова от 1971 года, бывшего тогда секретарем правления Союза писателей Казахстана, о выдвижении на соискание Государственной премии СССР за 1972 год романа «Хан Кене» (первого романа из трилогии «Кочевники»). В письме, адресованном комитету по Ленинским и Государственным премиям СССР, сообщалось, что роман Ильяса Есенберлина «Кахар» (в русском варианте – «Хан Кене») привлекает новаторством формы, органичным сочетанием строгой документальности и высокой художественности, представляющим новое явление в романе наших восточных литератур. «При переводе, вполне квалифицированном, тем не менее, неизбежно обеднено языковое богатство оригинала, схематичнее и суше стало изображение казахского быта, – писал Олжас Сулейменов. – Многочисленные отклики писателей, а также то, что тираж романа разошелся буквально за несколько дней, говорит о признании произведения народом. Единодушна в оценке романа и критика».

Академик Алькей Маргулан в предисловии к «Кочевникам» в 1980 году также подчеркивал, что трилогия открыла новую страницу в нашей литературе. Она убедительно показала, что не было никаких «провалов» в истории, что все эти века казахский народ жил, боролся и трудился на своей древней земле.

О Ленинской премии, утратившей какое-либо значение

Итак, трилогия была представлена на соискание Государственной премии СССР. Но после непонятных «подковерных» игр не была поддержана в Союзе писателей. В этом контексте внимание привлекает письмо народного писателя Кыргызстана Чингиза Айтматова от 1996 года, адресованное сыну писателя Козыкорпешу Есенберлину. «Для вас важно знать, как и при каких обстоятельствах была отклонена кандидатура вашего отца – автора трилогии «Кочевники» – от присуждения Ленинской премии, утратившей ныне какое-либо значение? – уточнялось в письме. – Нас было человек сорок от литературы и искусства, мы собирались в Москве дважды в год, достаточно хорошо знали друг друга, и, тем не менее, действовать в этой среде было не так просто: мало кому известно, что работа комитета проходила при непременном присутствии ответработника аппарата ЦК КПСС. Он хотя не вмешивался в ход дискуссий, но его негласное мнение, как правило, имело решающее значение. И почти всегда приходилось сталкиваться в ходе обмена мнениями с этой партийной точкой зрения...

В этом контексте оценок и решался вопрос книги «Кочевники». Помнится, на первых отборочных суждениях нам, высоко оценивавшим это крупное произведение казахской литературы, удалось убедить подавляющее большинство членов комитета в необходимости поддержать книгу как яркое литературное явление той поры... Пройдя первый тур, «Кочевники» вошли в предварительный список на заключительное тайное голосование.

Но именно на этом этапе вдруг возникли в комитете настроения уклончивого характера. И опять же из уст литературно-официозного истеблишмента, и прежде всего деятелей Москвы, прозвучали мнения (судя по всему, согласованные) о том, что «Кочевники» – книга экзотичес­кая, удаленная от генерального курса советской литературы... Спекулируя на этой конъюнктуре, руководство комитета добилось-таки отвода «Кочевников» перед самым финалом».

В заключение Чингиз Торекулович утвердительно писал, что «Кочевники», независимо ни от прошлых, ни теперешних конъюнктур, имеют свою ценность и литературную судьбу.

Прошу вернуть боевые медали...

В автобиографии, которую можно прочитать на выставке, Ильяс Есенберлин сообщал, что с первых дней участвовал в Великой Отечественной войне. Был политруком батарей 46-го танкового полка, 84-й мотострелковой дивизии (Северо-Западный фронт, 11-я армия). После ранения (16 сентября около ст. Лычково, на Старорусском направлении) находился на лечении в разных госпиталях. В апреле 1942 года был освобожден из армии по инвалидности. Сообщал также о том, что женат.

О женитьбе писателя следует сказать особо. Он женился на дочери расстрелянного в 1937 году бывшего наркома юстиции Хамзы Жусупбекова, а также привез его вдову из АЛЖИРа – Акмолинского лагеря жен изменников Родины. И тем самым привлек к себе внимание НКВД. В 1951-м писателя арестовали...

Об этой мрачной странице в жизни романиста свидетельствует его заявление от 1974 года о возвращении медалей, изъятых при аресте, на имя председателя Президиума Верховного Совета КазССР Ниязбекова: «Я, Есенберлин Ильяс, инвалид Отечественной войны, в 1945 году был награжден тремя медалями: «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В 1951 году, когда я работал директором Казгосфилармонии, против меня было создано дело, и я был осужден. На одном из допросов следователем по важнейшим делам прокуратуры Казахской ССР Горшениным были изъяты мои медали. После реабилитации и возвращения я обратился в прокуратуру, но Горшенина уже в Алма-Ате не было, так мне эти медали и не вернули (после товарищи из прокуратуры даже не нашли протокола изъятия). Поскольку мне в январе 1975 года исполняется 60 лет, я решил вернуть боевые медали...»

С веком наравне

Творчество Ильяса Есенберлина широко известно в мире, его книги переведены более чем на 30 языков, их общий тираж – свыше 3 млн экземпляров. На выставке организаторы представили фотографии, документы, награды, рукописи, перепис­ку Есенберлина с известными людьми. Здесь же личные вещи, награды, книги, которые были переданы музею в 1983 году суп­ругой писателя.

Специальные витрины, посвященные военному периоду жизни, демонстрировали боевые и трудовые награды писателя. Его реконструированный рабочий кабинет воссоз­дал творческую атмосферу, когда, образно говоря, из-под пера писателя рож­дались стихи.

Как оказалось, не­многие знают, что Есенберлин писал стихи, текс­ты к песням. Среди них – «Жас­тар вальсі» (музыка Мукана Тулебаева), «Домбыра» (музыка Бахытжана Байкадамова), а также «Сауыншы жеңгей әні», «Жас түлектер әні», «Қыз арманы». Ильяс Есенберлин с детства полюбил народные песни и дас­таны. Считается, что отправной точкой его творческого порыва стали услышанные им в детстве из уст аульных сказителей и акынов песни, героические легенды и сказания.

Организаторы выставки постарались концептуально представить гражданский и творческий путь писателя, его честность перед читателем, что помогало ему, как говорил сам Ильяс Есенберлин, «быть хорошим современником, потому что хороший современник своего века – это современник и всех грядущих веков».

Популярное

Все
Грустные думки аграрные
Превращаем легковушку в «грузовик»
Парламентские опоры Содружества
Здесь растят специалистов XXI века
Не врач, а Google в халате!
Доллар и экономика: нефть, импорт, инфляционные ожидания
Как обезопасить детей от непоправимого
Скажем рахмет Иэну!
Лихачам везде у нас дорога
Казахстанские мушкетеры вошли в топ-4 мирового рейтинга
«Қыс-2024»: будь готов!
Вместо тысячи слов
Комфорт по высшему разряду
Новобранцы дали клятву верности Родине
Бизнес – и ничего лишнего!
Спасение через просвещение
Названы имена сильнейших
Закон Республики Казахстан
Хронобиологи – о преимуществах нового времени
«Арлан» сыграет с клубами из Англии, Франции и Польши
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Кызылординский рис: от поля до стола
Год большой работы и серьезных наград
АПК должен стать одним из основных драйверов экономического роста
Спрос на автогаз превышает предложение
Миссия – создавать учебники
Международный фестиваль песен Шамши Калдаякова состоялся в Астане
Дороги для комфорта
В селе Коянды завершается строительство ряда социальных и инфраструктурных проектов
Дело Перизат Кайрат: появились новые эпизоды
Спикер Сената: «Развитие соцпредпринимательства – часть стратегии устойчивого развития»
Аграрии обязаны экономить воду
Туристический поезд Jibek Joly прибыл в Туркестан
В Кызылординской области открылась первая «Комфортная школа»
Завтра мир отметит День недоношенных детей
Премьер встретился с участниками чемпионата WorldSkills Kazakhstan
Обмен иностранными бланками разрешений с КНР переведут в цифровой формат
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Фуры двинулись в обход мегаполиса

Читайте также

Обсуждены перспективы продвижения IT-проектов
Итальянские инвесторы проявляют интерес
Поручено докладывать в оперативном режиме
Астана и Загреб нацелены на развитие отношений

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]