Мейнстрим программы: знать прошлое, жить настоящим, быть готовым к вызовам будущего, что в условиях процессов глобализации, когда теряются основа этноса, государства и прочие идентификационные критерии человечества, детерминирует перезагрузку сознания.
Все инициативы Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева были подхвачены представителями интеллигенции, общественных объединений, учреждений образования, науки, культуры, бизнеса, активными гражданами нашей республики. В кратчайшие сроки был выработан алгоритм реализации программных направлений статьи, определены роль и место всех инструментальных звеньев системы модернизации общественного сознания. Важно понимать, что модернизация общественного сознания – это не одномоментный акт, не единичная политическая акция, этот процесс рассчитан на длительный период, он направлен на восстановление духовной и визуальной семиотики Казахстана, подразумевает преемственность.
Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова, один из ведущих центров науки и образования на востоке страны, ориентирован на обеспечение научно-педагогическими кадрами модернизации общественного сознания на региональном уровне. В сотрудничестве с акиматом Восточно-Казахстанской области, государственными управлениями по ВКО, а также другими социальными партнерами университет начал осуществление ряда значимых проектов: «Цивилизационный феномен Восточного Казахстана», «Природа и природное наследие Восточного Казахстана», «ИНТЕЛЛЕКТ.VKO» («Единое окно» доступа к образовательным ресурсам Казахстана и мира»), «Создание природно-ландшафтного музея-заказника «Тарханский опорный геологический разрез».
Конкретными результатами реализации данных проектов стало издание летописи «Страниц связующие нити» (к 85-летию образования нашей области), географического атласа, материалов двух международных конференций, издание тематического номера журнала «Мир Большого Алтая». В рамках данных проектов студенты приняли участие в летней археологической экспедиции, школьники – в двух летних школах «Священный Алтай – Родина моя», организованных на территории музея-заповедника «Берель» в Катон-Карагайском районе. В сентябре и декабре 2017 года состоялись международные научные конференции – «Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях» и «Краеведческие чтения», в весенне-летний период прошли «круглые столы» – «Алтай – Алатау: сакралды пәлсапасы», «Формирование духовно-нравственных ценностей молодежи в условиях модернизации 4.0» и методологические семинары.
Основной вклад университета в реализацию государственной программы – это внедрение ценностей «Рухани жаңғыру» в научный, образовательный и воспитательный процесс для развития интеллектуального потенциала наших студентов, их лидерских качеств, повышения конкурентоспособности, формирование у них нового открытого сознания, казахстанского патриотизма.
Вся деятельность университета в этом направлении координируется специально созданным Центром гуманитарных и политических исследований «Рухани жаңғыру». Основные формы работы центра – участие в реализации проектов модернизации, научно-исследовательских программ как на областном, республиканском, так и международном уровнях, организация и проведение форумов, конференций, методологических семинаров, курсов повышения квалификации, тренингов.
Традиционно сложилось, что системная краеведческая работа стала одной из визитных карточек университета. Программа «Рухани жаңғыру» придала ей новое звучание и привлекла к ней широкое общественное внимание. Это позволило ученым и преподавателям активизировать исследовательскую и издательскую деятельность, направленную на формирование платформы «Новое гуманитарное знание». Результатом стала публикация более чем 10 монографий и 100 статей, 2 сборников международных научных конференций.
В целом деятельность университета по реализации программы «Рухани жаңғыру» осуществляется в 3 важных аспектах: научном, образовательном и воспитательном. Новый качественный уровень обеспечивается серьезным научным потенциалом, сконцентрированным в исследовательских центрах университета: «Алтайтану» и национальной научной лаборатории коллективного пользования.
Научно-исследовательский центр «Алтайтану» занимается изучением актуальной социальной проблематики и процессов модернизации казахстанского общества. Характерная черта исследований центра – многоуровневость и многоаспектность, включенность в мировой научный контекст, что позволяет определить уникальность казахстанской программы социальной модернизации.
Модернизация общественного сознания как важнейшая часть социальной модернизации обсуждалась в ходе научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов». Важная составляющая процесса – научные проекты. Если говорить о конкретной работе университета, которая охватывает сферу гуманитарных знаний, то это участие в международных проектах (например, «Эразмус +», «Евросоюз»), проектах с грантовым финансированием Министерства образования и науки РК. В 2017 году университет выиграл 4 таких проекта, один из них в области гуманитарных наук по теме «Память о жертвах политических репрессий (1920–1950-е гг.) и ее фиксация в сакральном ландшафте Казахстана (на примере Восточного Казахстана)». Руководитель проекта – доктор исторических наук, профессор Альбина Жанбосинова. Его реализация внесет важный вклад в изучение региональной истории.
Второй аспект – «новое гуманитарное знание» как ядро учебного процесса. Реализация данного направления была начата с качественного обновления содержания таких обязательных дисциплин, как современная история Казахстана, краеведение, философия, политология, социология, культурология, которые изучаются студентами всех специальностей. В текущем учебном году для гуманитарных специальностей университета были введены новые дисциплины, связанные с изучением историко-культурного потенциала Восточного Казахстана. С 2018/2019 учебного года вводится новая обязательная для изучения студентами всех специальностей дисциплина «Модернизация общественного сознания».
В программной статье Президент подчеркнул: «…и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. Это часть нашей конкурентоспособности». В университете с нового учебного года запускается экспериментальная специальность «цифровая гуманитаристика», аналогов которой в Казахстане нет. Ее открытие позволит готовить специалистов в смежной области IT-технологий и гуманитарных наук.
В магистратуре запущены новые образовательные траектории «Историческое регионоведение и историко-культурный туризм».
Для успешной реализации государственной программы трехъязычия открыт центр «Тіл әлемі», в котором обучаются и преподаватели, и студенты. Для осуществления поэтапного перехода на латинский алфавит, научно-методологического сопровождения этого процесса начата работа центра «Қазақ жазуы және латын графикасы».
Воспитательная работа является третьим аспектом модернизационной деятельности университета, направленной на личностное становление нового поколения казахстанцев. Сразу после выхода статьи Президента была проведена информационно-ознакомительная и разъяснительная работа среди студентов всех курсов и специальностей. Организованы актовые и поточные лекции, семинары и кураторские беседы. Затем студенты были привлечены к участию в социально ориентированных проектах, олимпиадах и конкурсах.
Наша задача – заинтересовать молодых изучением природы и истории своего родного края, города, района и аула. А популяризация краеведческих знаний, формирование положительного имиджа Восточно-Казахстанской области будут способствовать дальнейшему развитию внутреннего и внешнего туризма.
Для студентов нашего и трех других университетов области были проведены две сессии Школы толерантности: «Культурный обмен в приграничном пространстве» и «Миграционные вызовы начала ХХI века и модернизация общественного сознания». В вузе активно работает молодежный театр «Шабыт». Подчеркнем, что воспитательная деятельность университета выходит за его пределы и охватывает различные слои населения.
Все три аспекта, имея свою логику развития, в реальной деятельности пересекаются, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Так, например, студенты и магистранты, принимая участие в краеведческих исследованиях, пишут дипломные проекты и магистерские диссертации, посвященные изучению сакральных объектов Восточного Казахстана, семейной и персональной истории, малоизученным проблемам социальной истории региона. Тем самым научная, образовательная и воспитательная деятельность тесно переплетаются, работая на общий результат.
Президент Казахстана
Нурсултан Назарбаев отметил: «Будущее творится в учебных аудиториях». Поэтому все ключевые принципы программы «Рухани жаңғыру» пронизывают системную работу нашего университета по подготовке конкурентоспособной молодежи, успешных личностей с четкими прагматичными целями и реальными возможностями. Мы видим наших выпускников высокообразованными людьми, патриотами своей страны, знатоками и ценителями истории и культуры своей малой родины. Мы готовим новое поколение – поколение прагматиков с открытым толерантным сознанием, ответственных за свои поступки и твердо стоящих на родной земле – земле своих предков.