История сохранила и другие примеры. Лишь одна строчка из старинной рукописи демонстрирует отношение народа к жестокому правителю – хану Тахиру: «Около четырехсот тысяч вдруг отвернулись от него и рассеялись...» Летописец объясняет такое чрезвычайное событие такой же чрезвычайной жестокостью Тахира (1486–1533), из-за чего он не имел авторитета в отличие от предыдущего хана Касыма.
О духовном и культурном наследии предков, победах и поражениях рассказывается в монографии «Казахское ханство» директора Республиканского центра по изучению исторических материалов при Институте востоковедения им. Р. Б. Сулейменова, член-корреспондента НАН РК, доктора исторических наук, профессора Меруерт Абусеитовой. Издание состоялось в рамках государственной научной программы «История и культура Великой степи».
Асан кайгы и пантеоны предков
– В 1457 году хан Абулхаир (потомок среднего сына Джучи, правителя Золотой Орды) потерпел поражение в войне с ойратами. Воспользовавшись ситуацией, подчиненные ему султаны Керей и Жанибек (потомки старшего сына Джучи) откочевали от Абулхаира в Могулистан и увели с собой многих джучидов из зависимых от них родоплеменных групп, – начала рассказ Меруерт Хуатовна. – Откочевка стала протестом против политики Абулхаира, его непомерных налогов и войн. Свою первую ставку будущие предводители Казахского ханства основали на землях Могулистана, куда входил Жетысу – так звучит на казахском языке Алматинский регион по числу протекающих здесь семи рек.
Профессор Абусеитова напомнила, что об откочевке султанов писал летописец XVI века Мухаммад Хайдар Дулати в рукописи «Тарих-и-Рашиди». Именно он указал дату образования Казахского ханства – 1465–1466 годы. Затем его данные заимствовали авторы других сочинений: Хондемир в «Хабиб ас-сийар», Амин Ахмад Рази в «Хафт иклим», Махмуд ибн Вали в «Бахр ал-асрар».
Меруерт Абусеитова подчеркнула, что образование Казахского ханства нельзя связывать лишь с откочевкой султанов Керея и Жанибека. Поскольку рождение государства казахов было подготовлено предшествовавшей историей таких государств, как Ак-Орда и Могулистан. А отделение Керея и Жанибека от Абулхаира стало завершающим этапом в становлении нашей государственности.
В связи с этим профессор Абусеитова считает важным сообщение Утемиша хаджи в «Чингиз-наме» о начале ослабления могущества Золотой Орды. А именно – об откочевке племен ее левого крыла на Сырдарью под предводительством беков Джир-Кутлу и Тенгиз-Буги, впоследствии узурпировавших власть в Восточном Дешт-и-Кыпчаке (это территория казахов). После них на Сырдарье воцарился Тука-Тимурид Кара-Ногай, затем его брат Туглы-Тимур. После них власть взял в свои руки Урус – основатель династии казахских ханов.
– Важно, что сведения Утемиша хаджи в «Чингиз-наме» подтверждаются событиями, описываемыми в таких произведениях устной степной историологии, как «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме», «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Кадырали Джалаири и других, – добавила Меруерт Хуатовна. – Упрочению Казахского ханства на землях Жетысу способствовала смерть хана Могулистана Есен-Буги в 1462 году, после чего началась междоусобная борьба за власть. Потомкам Есен-Буги стало не до казахов, которые тем временем укрепляли свою государственность.
Огромную роль в консолидации и образовании Казахского ханства сыграл философ, поэт и мыслитель Асан Кайгы. Он являлся визирем Жанибека, и объездил многие районы нынешнего Казахстана, бывал на берегах Каспийского моря и в Жетысу, чтобы найти удобное место для ставки предводителей молодого государства. Визирь мечтал, чтобы это были земли с пантеонами древних предков. В казахских преданиях рассказывается, как Асан Кайгы склонил Жанибека и Керея к решению поселиться в долине реки Чу и в горах Джунгарского Алатау, Тарбагатая, Алтая. Эти земли действительно стали благословением для упрочения Казахского ханства.
Хайдар Дулати в «Тарих-и-Рашиди» так писал о том времени: « ...Как они благоденствовали там, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана пришел в расстройство... Большая часть его подданных откочевала к Керей-хану и Джанибек-хану... Начало правления казахских султанов – с 870 года хиджры (1465–1466 годы. – Авт.), но Аллах лучше знает!»
О полководце султане Касыме
Из источников, повествующих о событиях в Дешт-и-Кыпчаке, известно, что после Керея власть перешла к его сыну султану Бурундуку. В рукописях упоминаются имена и других казахских султанов. Среди них особо выделяются Касым (сын Жанибека), а также Джаныш, его брат Таныш и Ахмад (сын Джаныша). Все они возглавляли казахские роды и владели их юртами с позволения старшего хана, которому все они подчинялись.
Бурундук, бывший старшим ханом, тем не менее уступал в военной силе и Касыму, и Джанышу. Например, в рукописи «Михман-наме-йи Бухара» сообщается о численности подчиненных улуса султана Джаныша: « ...Его люди собрались в одном месте. Число их превышало 30 тысяч человек, из которых у каждого было много слуг и подчиненных, так что число их всех доходило до 100 тысяч».
О султане Касыме в «Тарих-и-Рашиди» говорится, что его авторитет и власть были настолько велики, что никто и не вспоминал о старшем хане Бурундуке. А подчиненных у Касыма насчитывалось почти миллион человек. Все султаны и другие представители казахской знати поддерживали именно Касыма. О нем говорили, что он благословен самим Небом, поэтому ему сопутствует удача, и из военных походов он всегда привозит богатую добычу.
С каждой победой влияние Касыма увеличивалось настолько, что еще будучи султаном, он фактически был признан ханом всех казахов. Тогда как старший хан Бурундук совершенно растерял авторитет. Хайдар Дулати в «Тарих-и-Рашиди» об этом факте сообщал так: «В это время, в 915-й год хиджры (1509–1510 годы. – Авт.), хотя Бурундук и являлся ханом, однако правление ханства и полнота власти находились в руках Касым-хана».
В итоге от Бурундука подданные откочевали и оставили одного. Его судьбу позже повторил хан Тахир, о котором мы упомянули выше. Летописец, возможно, сам был удивлен и устрашен таким проявлением народного гнева, вызванного жестокостью правителя.
Бурундук бежал от позора в Самарканд, к Шейбанидам, в свое время он удачно выдал замуж одну из дочерей в эту правящую семью. Касым стал вместо него достойным правителем казахов во всем Дешт-и-Кыпчаке.
Лицезрение всей этой благодати
Государство кочевых узбеков тем временем тоже укреплялось, росла мощь их правителей Шейбанидов. Источники донесли сведения о четырех походах хана Мухаммада Шейбани на земли казахов. Начиная с 80-х годов XV века степи Дешт-и-Кипчака (особенно богатые пастбищами присырдарьинские районы) много раз становились объектом борьбы между Шейбанидами и казахскими султанами.
Казахи-скотоводы желали обменивать излишки животноводческой продукции на урожай земледельцев и предметы городского ремесленничества. Но их намерение торговать с городскими жителями наталкивалось на сопротивление Шейбанидов.
Средневековый персидский историограф и путешественник Рузбихан сообщал, что Шейбаниды даже издали указ, «чтобы население Туркестана никаких торговых сделок с казахскими купцами не совершало, и чтобы между ними и жителями этих земель не было взаимных посещений и поездок купцов... У его ханского величества возникло намерение не допускать казахов ступать в его владения, где они воочию увидели бы и рассмотрели красу, благоденствие, орудия завоевания мира и преимущества узбеков. Не дай Бог, если лицезрение всей этой благодати толкнет казахов на путь войны и распрей».
В 1509 году хан кочевых узбеков Мухаммад Шейбани в очередной раз пошел войной и разрушил зимовки казахов. Однако этот поход закончился для него поражением, так как казахские султаны не остались в долгу. Как предполагает профессор Меруерт Абусеитова, скорее всего, это событие и стало причиной ослабления власти Мухаммада Шейбани и в конечном итоге его гибели под Мервом.
Но до своей гибели Мухаммад Шейбани успел еще раз сразиться с ханом Касымом в предгорьях Улытау в 1510 году и снова потерпел поражение. А Касым вновь показал себя мужественным защитником казахского народа.
Ренессанс Казахского ханства?
Среди дипломатической переписки казахских правителей с соседними государствами отечественные ученые обнаружили письма шаха Исмаила Сефеви к хану Касыму. Это был период активных взаимоотношений Касыма с такими правящими династиями, как Сефевиды, Могулы, Шейбаниды.
Так, в 1512 году хан Касым встретился с могульским ханом Султан-Саидом, который, преследуя свои цели, хотел склонить казахов к продолжению борьбы с Шейбанидами. Как известно, Султан-Саид не добился своего. Профессор Абусеитова подчеркнула, что отказ Касыма от союза с Султан-Саидом свидетельствует о силе и независимости Казахского ханства и его самостоятельной политике.
После смерти Касыма между казахскими султанами разгорелась борьба за власть. В итоге ханский трон занял один из его сыновей – султан Мамаш, который вскоре в одном из сражений умер от удушья. После него, как сообщалось в «Тарих-и-Рашиди», на ханский престол взошел Тахир.
В первые годы правления хан Тахир потерпел ряд поражений на западе от ногаев и потерял кочевья по реке Яик. В борьбе против Шейбанидов и ногаев хан Тахир стал искать покровительства в Могулии. Прием превзошел все его ожидания: он смог сосватать свою сестру за Абд ар-Рашида, который в 1533 году стал ханом Могулии после смерти своего отца хана Султан-Саида.
Тем временем территория Жетысу после отступления могулов оказалась в руках казахов и кыргызов. Тогда большая часть кыргызов присоединилась к Тахиру (это произошло около 1526 года). Однако союз двух народов продлился недолго, поскольку казахи покинули своего хана из-за его чрезвычайной жестокости. Согласно рукописи «Тарих-и-Рашиди» Хайдара Дулати, Тахир остался среди кыргызов и умер, «находясь в самом бедственном положении». Как предполагают ученые, он покинул этот мир между 1529 и 1533 годами. Власть в Казахском ханстве перешла к его брату Буйдашу.
Сестра хана Тахира была замужем за ханом Могулии Абд ар-Рашидом, несмотря на это, он предпринял военный поход, в результате которого казахи во главе с ханом Буйдашем потерпели сокрушительное поражение. Вскоре после этого события, как записано в «Сборнике летописей» Кадырали Джалаири, хан Буйдаш погиб в междоусобной борьбе. Вместе с ним погибли все его родственники-султаны.
По данным Хайдара Дулати, «после 940 года хиджры (1533–1534 годы. – Авт.) его, то есть хана Буйдаша, также не стало, и казахи совершенно исчезли». Ошибочность утверждения об «уничтожении» казахов ханом Могулии опровергают новые убедительные доказательства, обнаруженные отечественными учеными. Так, согласно сведениям автора «Джами ат-таварих» Кадырали Джалаири, кроме Буйдаша «в стране той были и другие мелкие ханы, имена которых с точностью неизвестны. В то же время, в 940–944 годах хиджры (1535–1538 годы. – Авт.), среди казахских султанов, носивших титул хана, в источниках упоминаются ханы Тугум, Ахмат, Хакк-Назар, Науруз-Ахмад».
Недостоверная информация породила разговоры о возрождении или ренессансе Казахского ханства со второй половины XVI века.
– Мнение о возрождении, на наш взгляд, является ошибочным, – уточняет Меруерт Хуатовна. – Говоря о «совершенном исчезновении казахов», Хайдар Дулати, видимо, имел в виду только владения хана Тахира и его брата Буйдаша.
Крупный советский востоковед Василий Бартольд также уточнял, что и после гибели казахского хана Буйдаша хан могулов Абд ар-Рашид еще несколько раз воевал с казахами. Более того, Бартольду же принадлежит утверждение, что «ни казахи, ни кыргызы не были на долгое время ослаблены этим поражением». А это значит, что полнокровная жизнь Казахского ханства, во главе которого в 50-х годах XVI века встал сын хана Касыма – Хакк-Назар, а после него другие ханы, продолжалась в виде активных дипломатических отношений, финансового, духовного и культурного процветания. Но это тема уже другого разговора.