20/04/04 - Постановление Конституционного совета Республики Казахстан, г. Астана, от 15 апреля 2004 года, № 2

165
О проверке конституционности пункта 1 статьи 53 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса) и пункта 13 Правил проведения специализированного аукциона по реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика в счет налоговой задолженности, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2002 года, № 569, по обращению специализированного межрайонного экономического суда Костанайской области Конституционный совет Республики Казахстан в составе председателя Хитрина Ю. А., членов совета Абишева Х. А., Балтабаева К. Ж., Бычковой С. Ф., Есенжанова А., Котова А. К. и Омарханова К. А. с участием: судьи Верховного суда республики Пономаренко Ю. А., заместителя Генерального прокурора республики Даулбаева А. К., вице-министра юстиции республики Асанова Ж. К., заместителя председателя Налогового комитета Министерства финансов республики Базарбаевой А. Б. рассмотрел в открытом заседании представление специализированного межрайонного экономического суда Костанайской области о признании неконституционными пункта 1 статьи 53 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса) и пункта 13 Правил проведения специализированного аукциона по реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика в счет налоговой задолженности, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2002 года, № 569. Изучив имеющиеся материалы, в том числе заключение эксперта Умуркулова М. К., заведующего кафедрой гражданского права и процесса Казахского гуманитарно-юридического университета, кандидата юридических наук, заслушав сообщение докладчика — члена Конституционного совета Есенжанова А. и выступления участников заседания, Конституционный совет Республики Казахстан установил: Конституционным советом Республики Казахстан принято к конституционному производству представление специализированного межрайонного экономического суда Костанайской области (далее — суд) о признании неконституционным пункта 13 Правил проведения специализированного аукциона по реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика в счет налоговой задолженности, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2002 года, № 569 (далее — Правила). В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 21 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, «О Конституционном совете Республики Казахстан» субъект обращения заявил ходатайство об увеличении объема обращения — проверке конституционности также и пункта 1 статьи 53 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса). Поводом для обращения в Конституционный совет явилось находящееся в производстве суда гражданское дело по иску гражданина Тлеумбетова А. к ТОО «Костанайский завод ремонта двигателей» (далее — ТОО «КЗРД») о понуждении к исполнению договора купли-продажи и истребовании документов, а также по встречному иску ТОО «КЗРД» о признании недействительным договора купли-продажи. Из представления суда следует, что имущество ТОО «КЗРД» в соответствии с Налоговым кодексом было ограничено в распоряжении ввиду налоговой задолженности, а затем выставлено на реализацию на открытом специализированном аукционе, победителем которого признан гражданин Тлеумбетов А. Ввиду отказа ТОО «КЗРД» заключить по результатам аукциона договор купли-продажи, он был подписан органом налоговой службы, который действовал в соответствии с Правилами. Согласно пункту 13 указанных Правил, в случае, если продавец или его законный либо уполномоченный представитель, оповещенный о дате, времени и месте проведения аукциона, не явился на аукцион, то аукцион проводится без его участия, а договор купли-продажи заключается от его имени органом налоговой службы. Это правомочие государственного органа вытекает из пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса, в соответствии с которым налоговые органы вправе без согласия налогоплательщика обратить взыскание на его имущество. По мнению суда, пункт 1 статьи 53 Налогового кодекса и пункт 13 Правил, позволяющие органу налоговой службы заключать договор купли-продажи вопреки воле продавца и отчуждать имущество во внесудебном порядке, противоречат положениям пунктов 1, 2 и 3 статьи 26, пункта 3 статьи 39 Конституции республики. Проверяя конституционность пункта 1 статьи 53 Кодекса республики «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса) и пункта 13 Правил проведения специализированного аукциона по реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика в счет налоговой задолженности, утвержденных постановлением Правительства республики от 25 мая 2002 года, № 569, Конституционный совет Республики Казахстан исходит из следующего системного анализа соответствующих конституционных норм. В соответствии со статьей 26 Конституции республики «граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество» (пункт 1) и «собственность... гарантируется законом» (пункт 2). Право собственности, предусмотренное пунктом 2 статьи 26, не подлежит ограничению ни в каких случаях (пункт 3 статьи 39 Основного Закона). Эти конституционные положения предполагают правовую легитимность приобретения имущества, направлены на охрану законных прав собственника от неправомерного вмешательства кого бы то ни было и обеспечение неприкосновенности собственности. Пункт 3 статьи 26 Конституции устанавливает, что лишение имущества допускается не иначе как по решению суда. Это правило предусматривает гарантию защиты права собственности, которое не является абсолютным и не предполагает обязательного предварительного судебного решения при отчуждении имущества, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции допускается ограничение такого права законом. Ограничения конкретного имущественного права в случаях, предусмотренных законом, правомерны как в гражданско-правовых отношениях, так и в публично-правовой сфере. Такая правовая позиция выражена в постановлениях Конституционного совета от 16 июня 2000 года № 6/2 и от 20 декабря 2000 года № 21/2. Согласно пункту 2 статьи 6 Конституции «собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом». Следует отметить, что указанные конституционные нормы содержатся в разделе I «Общие положения» Основного Закона, которые имеют определяющее значение, поскольку закрепляют основные принципы и начала правового регулирования отношений собственности (постановление Конституционного совета от 7 июня 2000 года № 4/2). Конституция предусматривает, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого (статья 35); каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство республики (пункт 1 статьи 34). Изложенные конституционные нормы обязывают всех без исключения налогоплательщиков совершать действия в строгом соответствии с предписаниями Основного Закона, то есть платить налоги, сборы и иные обязательные платежи, устанавливаемые законами республики. Налоговые правоотношения носят публично-правовой характер, а налоговое законодательство регулирует властные отношения по установлению, введению, порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком, связанные с исполнением налоговых обязательств. Налоговое администрирование, предусмотренное в Налоговом кодексе, предполагает меры по надлежащему исполнению налогоплательщиками налогового законодательства, устанавливает механизмы, направленные на обеспечение полноты и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей. Одной из таких мер является закрепленное в пункте 1 статьи 53 Налогового кодекса право налоговых органов без согласия налогоплательщика — юридического лица и индивидуального предпринимателя обратить взыскание на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика в пределах суммы налоговой задолженности в случаях отсутствия денег на его банковских счетах, наличных денег и денег на банковских счетах его дебиторов. Данная норма Налогового кодекса направлена на реализацию статьи 35 Конституции. Законы, регулирующие вопросы налогов, сборов и других обязательных платежей, а также налогового администрирования издаются Парламентом в соответствии с подпунктом 4) пункта 3 статьи 61 Конституции. Законодатель вправе устанавливать в законах нормы, направленные на принудительное обеспечение и исполнение конституционных норм и вытекающие отсюда ограничения прав собственника. Изъятие имущества налогоплательщика в порядке, закрепленном пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса и основанном на нем пункте 13 Правил, не находится в противоречии с положениями пункта 3 статьи 26 Конституции. В данном случае имущество налогоплательщика обращается в счет погашения его налоговой задолженности, которую он обязан был уплатить в силу требований Основного Закона и Налогового кодекса. Специализированный аукцион по реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика в счет налоговой задолженности, проводимый на основании Правил, является предусмотренной законом мерой принудительного взыскания задолженности по налогам, которая применяется к недобросовестным налогоплательщикам. Правила утверждены постановлением Правительства республики на основании соответствующих положений статей 53 и 54 Налогового кодекса. Следует отметить, что во всех случаях действия органов налоговой службы и их должностных лиц могут быть впоследствии обжалованы заинтересованными лицами в суд, который, проверив их законность, принимает итоговое решение. Данное положение вытекает из пункта 2 статьи 13 Конституции республики о праве каждого на судебную защиту своих прав и свобод, гарантированное и обеспеченное законами. Что касается приобретения покупателем имущества на специализированном аукционе, где договор купли-продажи заключен налоговым органом от имени налогоплательщика, не исполнившего свои налоговые обязательства, такое приобретение следует считать правомерным, поскольку у покупателя право собственности на имущество возникает на основании и в порядке, предусмотренных законом и соответствующим ему нормативным правовым актом. В связи с этим правомочия нового собственника легитимны, что соответствует пункту 1 статьи 26 Конституции. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 4 статьи 17, статьями 31-33, 37 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, «О Конституционном совете Республики Казахстан», Конституционный совет Республики Казахстан постановляет: 1. Признать пункт 1 статьи 53 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса) и пункт 13 Правил проведения специализированного аукциона по реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика в счет налоговой задолженности, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2002 года, № 569, соответствующими Конституции Республики Казахстан. 2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан. 3. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях. Председатель Конституционного совета Республики Казахстан Ю. Хитрин

Популярное

Все
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Опубликован полный текст выступления Главы государства на военном параде в Астане
Бессмертный подвиг девушки-снайпера
60,8% респондентов оценивают перспективы Казахстана положительно - КИСИ
Тягач стоимостью 100 млн тенге разобрали на запчасти на штрафстоянке в Алматинской области
«Ұлы дала жорығы»: 80-летию Великой Победы посвящается
Профессионал, с которым повезло работать
7 мая — день силы и чести: Казахстан отмечает День защитника Отечества
Башкирская группа Ay Yola поблагодарила казахстанцев за теплый прием
Человек-легенда
Сервис для проверки утечек персональных данных появился в eGov Mobile
В Астане определились победители скачек с призовым фондом 120 млн тенге
Баранина из Акмолинской области отправляется в Катар
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Казахстан увеличил шансы на выход в стыки Евро-2026 по футзалу
Как убивали Шерзата Болата
Астана становится центром ивент-туризма
Нет дружбы крепче фронтовой
Говорят правнуки солдат Победы
Граждан Китая вызволили из солончаковой западни в Костанайской области

Читайте также

​​​​​​​Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения …
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнени…
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики …
Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения между Р…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]