Акцент –на машиностроение

1528
Даурен МОЛДАХМЕТОВ
Первые успехи

Государственная программа по индустриально-инновационному развитию (ГПИИР) на 2015–2019 годы направлена на развитие промышленности с учетом новых возможностей и уроков первой пятилетки индустриализации. По результатам анализа были выбраны шесть приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности, на которые и будет сделан основной акцент. Среди них – производство железнодорожной техники.

В рамках первой пятилетки ГП ФИИР была разработана отраслевая Программа развития машиностроения РК на 2010–2014 годы. Являясь крупнейшим представителем транспортного рынка страны, АО "НК "ҚТЖ" принимало самое активное участие в ее реализации. Так, в 2009 году компанией была принята Программа увеличения доли казахстанского содержания в закупках. Ее цель – содействие развитию промышленного и экспортного потенциала республики путем увеличения доли отечественной продукции в общем объеме закупаемых для нужд АО "НК "ҚТЖ" товарно-материальных ценностей. В ходе реализации программы было достигнуто увеличение отечественной железнодорожной продукции в 12 раз по сравнению с 2009 годом (с 16,6 млрд тенге до 200 млрд), а также рост осваиваемой отечественными товаропроизводителями номенклатуры железнодорожной продукции с 2 185 наименований до 5 120.

Таким образом, была заложена основа дальнейшего развития отечественного железнодорожного машиностроения и освоения новых производств, запущен процесс диверсификации отрасли за счет ускоренного внедрения технологий, увеличения экспорта и привлечения прямых иностранных инвестиций.

– Первая пятилетка индустриализации дала бесценный опыт успешного антикризисного реагирования не только индустрии в целом, но и нашим предприятиям, которые смогли продемонстрировать эффективность управления и планирования в трудных условиях глобального кризиса, – отмечает председатель Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев.

На сегодня значительная потребность страны в машиностроительной продукции все еще удовлетворяется за счет импорта. Однако в условиях глобализации мировой экономики производство всей номенклатуры для покрытия внутреннего рынка в стране практически невозможно. Понимая целесообразность концентрирования на производстве продукции, имеющей не только внутренний спрос, но и экспортный потенциал, в рамках ГПИИР были поддержаны крупные проекты по выпуску подвижного состава и продукции металлургии, значимые для развития железнодорожной отрасли. Так, в стране за последние 5 лет был налажен выпуск локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, рельсов, стрелочных переводов, цельнокатаных колес и крупного вагонного литья. В сфере машиностроения выпуск железнодорожных вагонов вырос в пятилетку индустриализации в 10 раз, дизельных локомотивов – в 2,5 раза.

Проекты в действии

Одним из ярких примеров железнодорожного машиностроения стал завод по сборке локомотивов нового поколения по технологии компании General Electric – АО "Локомотив құрастыру зауыты". С момента начала работы заводом произведено около 290 локомотивов, в том числе 42 единицы в 2014 году, создано более 1 000 новых рабочих мест. В плане выхода на внешние рынки завод также развивает свой потенциал. Так, покупателями современных локомотивов серии Evolution, произведенных в РК, стали Украина, Таджикистан, Кыргызстан. Ведутся переговоры и с другими железнодорожными администрациями.

Местом приписки казахстанского тепловоза ТЭ33А, отправленного на экспорт осенью прошлого года, стала столица Республики Туркменистан – город Ашхабад. В общей сложности, после определения грузопотока поездов на новом участке, Туркменская железная дорога планирует закуп до 18 единиц тепловозов казахстанской сборки.

На заводе в Астане ожидается также выпуск пассажирских тепловозов ТЭП33А. Техничес­кое задание по ним разработано и утверждено казахстанскими специалистами и ведущими инженерами компании General Electric, по лицензии которой и ведется изготовление тяговой машины.

Выпуск электровозов

В Казахстане также активно ведется работа по производству современных электровозов на совместном казахстано-французском заводе ТОО "Электровоз құрастыру зауыты". С начала реализации проекта в эксплуатацию было передано 26 этих машин, из них 14 единиц – в прошлом году.

Работа на предприятии сосредоточена на освоении новых деталей и узлов для отечественных электровозов. В рамках первого этапа локализации проводятся сварочные работы кузова и рамы электровоза, отдельная локализация тележки электровоза в сборе производится в АО "Локомотив құрастыру зауыты". Напомним, что год назад в Баку был заключен договор на поставку 50 единиц грузовых электровозов для азербайджанских железных дорог.

Французский концерн Alstom в декаб­ре прошлого года приобрел у компании "Қазақстан темір жолы" 25% акций в совместном предприятии – "Электровоз құрастыру зауыты". Соответствующее соглашение было подписано президентом АО "НК "ҚТЖ" Аскаром Маминым и президентом AlstomTransport Анри Пупаром-Лафаржем. Это соглашение позволит расширить сферу деятельности предприятия и создать на его базе центр технического обслуживания. На территории предприятия будет организовано производство тяговых трансформаторов для электровозов. Отечественный завод станет крупным поставщиком данных комплектующих для Alstom за рубежом.

Как отметил Анри Пупар-Лафарж, увеличивая долю участия в совместном заводе, Alstom демонстрирует уверенность в инвестиционной привлекательности Казахстана и вносит вклад в локализацию новых технологий, которые позволят не только удовлетворить нужды страны, но и сделают ее региональным центром обслуживания электровозов для стран Евразийского экономического союза и СНГ.

Обновляя пассажирский комплекс

Особый интерес вызывает и первый отечественный завод по производству пассажирских вагонов "Тұлпар-Тальго" по технологии испанской компании Patentes TalgoS.L. Казахстан является лидером среди постсоветских стран по обновлению вагонного парка современными высокотехнологичными пассажирскими составами благодаря запуску этого предприятия в 2011 году.

На сегодня освоено производство восьми типов пассажирских вагонов и вагонов технического сопровождения. Сейчас на заводе осваиваются новые этапы сборки, такие как интеграция и сварка кузова подвижного состава. Кроме того, предприятие налаживает выпуск новых типов вагонов с увеличенной шириной кузова. С целью повышения местного содержания изготовление узлов и запасных частей по 150 наименованиям размещено у 19 отечественных товаропроизводителей.

Всего по данному проекту выпущено и успешно курсируют 283 пассажирских вагона, 71 единица из которых сделана в 2014 году. По данным завода, в текущем году планируется начать производство пригородных поездов по технологии компании Patentes TalgoS.L. общей мощностью 100 вагонов ежегодно.

Модернизация продолжается

Что касается грузовых вагонов, то "Казахстанская вагоностроительная компания" по итогам 2014 года выпустила 1 505 единиц подвижного состава. Всего же предприятием было выпущено 4 900 вагонов. Уровень локализации производства на сейчас составляет 86%, а по итогам текущего года планируется достичь уровня 90%. В настоящее время вагоностроители ведут работы по постановке в производство фитинговых платформ и крытых вагонов.

Одним из долгожданных проектов стало освоение производства крупного вагонного литья предприятием АО "Востокмашзавод". Здесь применены новейшие технологии и литейное технологическое оборудование, отвечающее мировым стандартам вакуумно-пленочной формовки. Мощность проекта составит 14 тыс. тонн литья в год, что равно 4 тыс. вагонокомплектам. Предприятием завершена сертификация и запущено серийное производство балки надрессорной, отрабатывается технология отливки рамы боковой. Также освоено производство запасных частей для подвижного.

В рамках ГП ФИИР РК в 2014 году запущено и успешно функционирует производство стрелочных электроприводов Р-80 на алматинском ТОО "КазЭлектроПривод". Продукция данного завода позволит закрыть 100% потребностей в ней внутреннего рынка. От 700 до 1 000 приводов в год будет использовано для новых железнодорожных линий, модернизации и плановой их замены на других участках.

В числе последних крупных проектов программы – Актюбинский рельсобалочный завод – инновационное предприятие, построенное АО "НК "ҚТЖ" совместно с частными инвесторами. Завод обеспечит выпуск термоупрочненных 120-метровых рельсов Р65 по технологии компании Siemens и полностью удовлетворит потребность отрасли в данном виде продукции. Проектная мощность – 200 тыс. тонн рельсов и 230 тыс. тонн сортовой продукции в год. На предприятии создается более 760 новых рабочих мест.

ТОО "Актюбинский рельсобалочный завод" была достигнута договоренность об участии казахстанского предприятия в государственном тендере на поставку рельсов в Турк­менистан для строительства железной дороги протяженностью 36 км. Кроме того, по итогам проведенных переговоров с одной из туркменских строительных компаний подписано соглашение о сотрудничестве, согласно которому предприятие из Туркменистана планирует закуп 5 000 тонн среднего фасонного проката на сумму 450 млн тенге.

Нужна диверсификация

В рамках второй пятилетки ГПИИР прогнозируется рост промышленного производства на 5,5% к 2019 году. Но для этого, по мнению экспертов, нужна диверсификация производства, то есть расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение выпуска новых видов продукции. Оте­чественному бизнесу в рамках второй пятилетки ГПИИР необходимо завоевывать в первую очередь ближайшие рынки: Россию, Центральную Азию и Китай.

– Сегодня 40 процентов от всего импорта Казахстана составляет машиностроительная продукция, а это 20 миллиардов долларов ежегодно, – отмечает М. Пшембаев. – Правительство поддержало инициативы Союза машиностроителей о разработке в Казахстане закона об офсетной политике. В ближайшее время мы намерены внести в Парламент данный законопроект, предусмот­рев в нем следующие обязательства иностранной стороны: трансферт технологий, инвестиции в НИОКР, открытие совместного производства и его локализацию на территории страны-импортера.

Популярное

Все
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Поручение Президента: Правительство разработало меры по улучшению жизни граждан
Эффективное партнерство во имя интересов страны
В целях противодействия финансовым преступлениям
Определены победители Республиканского конкурса дирижеров им. Нургисы Тлендиева
Казахстан становится центром медицинского туризма
Сохраняя общее наследие
Диалог по вопросам безопасности и сотрудничества
Премии за научные достижения
Женщины осваивают IT-специальности
Совместный ответ на новые вызовы
Его слово как свет в степи
«Таза Қазақстан» – наука и экологическая ответственность
Здесь учат любить природу
Сын Валерии знает жеті ата
Родной край вдохновляет
От гуннов до нашего времени
Смотри и размышляй
Независимый вердикт
Почувствовать богатство языка
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
За пловом и природой – в Таджикистан
«Жассарбаз»: прикоснуться к небу
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Стартовала подписная кампания на 2026 год
К вопросу о заторах на границе
В Таразе начнут собирать трактора
Павлодар завалило снегом
О погоде в Казахстане на 16-18 октября сообщили синоптики
Зафиксирован рекордный урожай
Девушка – загадка: как городская бунтарка обрела любовь в казахском ауле
В ЗКО стартовали крупные проекты с участием инвесторов из Китая
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов
Ориентиры и задачи для цифрового государства
В Кызылорде запущен комплекс по выпуску хлебобулочных изделий
Магия экрана и единство культур
Казахстан и Россия укрепляют сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере
Ключевые приоритеты регионального сотрудничества
Пенсионерам вход бесплатный
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Завершена реконструкция Центрального стадиона
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Чем может гордиться Темиртау?
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Президент поблагодарил Головкина за возвращение бокса в олимпийскую «семью»
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]