Акцент –на машиностроение

1516
Даурен МОЛДАХМЕТОВ
Первые успехи

Государственная программа по индустриально-инновационному развитию (ГПИИР) на 2015–2019 годы направлена на развитие промышленности с учетом новых возможностей и уроков первой пятилетки индустриализации. По результатам анализа были выбраны шесть приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности, на которые и будет сделан основной акцент. Среди них – производство железнодорожной техники.

В рамках первой пятилетки ГП ФИИР была разработана отраслевая Программа развития машиностроения РК на 2010–2014 годы. Являясь крупнейшим представителем транспортного рынка страны, АО "НК "ҚТЖ" принимало самое активное участие в ее реализации. Так, в 2009 году компанией была принята Программа увеличения доли казахстанского содержания в закупках. Ее цель – содействие развитию промышленного и экспортного потенциала республики путем увеличения доли отечественной продукции в общем объеме закупаемых для нужд АО "НК "ҚТЖ" товарно-материальных ценностей. В ходе реализации программы было достигнуто увеличение отечественной железнодорожной продукции в 12 раз по сравнению с 2009 годом (с 16,6 млрд тенге до 200 млрд), а также рост осваиваемой отечественными товаропроизводителями номенклатуры железнодорожной продукции с 2 185 наименований до 5 120.

Таким образом, была заложена основа дальнейшего развития отечественного железнодорожного машиностроения и освоения новых производств, запущен процесс диверсификации отрасли за счет ускоренного внедрения технологий, увеличения экспорта и привлечения прямых иностранных инвестиций.

– Первая пятилетка индустриализации дала бесценный опыт успешного антикризисного реагирования не только индустрии в целом, но и нашим предприятиям, которые смогли продемонстрировать эффективность управления и планирования в трудных условиях глобального кризиса, – отмечает председатель Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев.

На сегодня значительная потребность страны в машиностроительной продукции все еще удовлетворяется за счет импорта. Однако в условиях глобализации мировой экономики производство всей номенклатуры для покрытия внутреннего рынка в стране практически невозможно. Понимая целесообразность концентрирования на производстве продукции, имеющей не только внутренний спрос, но и экспортный потенциал, в рамках ГПИИР были поддержаны крупные проекты по выпуску подвижного состава и продукции металлургии, значимые для развития железнодорожной отрасли. Так, в стране за последние 5 лет был налажен выпуск локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, рельсов, стрелочных переводов, цельнокатаных колес и крупного вагонного литья. В сфере машиностроения выпуск железнодорожных вагонов вырос в пятилетку индустриализации в 10 раз, дизельных локомотивов – в 2,5 раза.

Проекты в действии

Одним из ярких примеров железнодорожного машиностроения стал завод по сборке локомотивов нового поколения по технологии компании General Electric – АО "Локомотив құрастыру зауыты". С момента начала работы заводом произведено около 290 локомотивов, в том числе 42 единицы в 2014 году, создано более 1 000 новых рабочих мест. В плане выхода на внешние рынки завод также развивает свой потенциал. Так, покупателями современных локомотивов серии Evolution, произведенных в РК, стали Украина, Таджикистан, Кыргызстан. Ведутся переговоры и с другими железнодорожными администрациями.

Местом приписки казахстанского тепловоза ТЭ33А, отправленного на экспорт осенью прошлого года, стала столица Республики Туркменистан – город Ашхабад. В общей сложности, после определения грузопотока поездов на новом участке, Туркменская железная дорога планирует закуп до 18 единиц тепловозов казахстанской сборки.

На заводе в Астане ожидается также выпуск пассажирских тепловозов ТЭП33А. Техничес­кое задание по ним разработано и утверждено казахстанскими специалистами и ведущими инженерами компании General Electric, по лицензии которой и ведется изготовление тяговой машины.

Выпуск электровозов

В Казахстане также активно ведется работа по производству современных электровозов на совместном казахстано-французском заводе ТОО "Электровоз құрастыру зауыты". С начала реализации проекта в эксплуатацию было передано 26 этих машин, из них 14 единиц – в прошлом году.

Работа на предприятии сосредоточена на освоении новых деталей и узлов для отечественных электровозов. В рамках первого этапа локализации проводятся сварочные работы кузова и рамы электровоза, отдельная локализация тележки электровоза в сборе производится в АО "Локомотив құрастыру зауыты". Напомним, что год назад в Баку был заключен договор на поставку 50 единиц грузовых электровозов для азербайджанских железных дорог.

Французский концерн Alstom в декаб­ре прошлого года приобрел у компании "Қазақстан темір жолы" 25% акций в совместном предприятии – "Электровоз құрастыру зауыты". Соответствующее соглашение было подписано президентом АО "НК "ҚТЖ" Аскаром Маминым и президентом AlstomTransport Анри Пупаром-Лафаржем. Это соглашение позволит расширить сферу деятельности предприятия и создать на его базе центр технического обслуживания. На территории предприятия будет организовано производство тяговых трансформаторов для электровозов. Отечественный завод станет крупным поставщиком данных комплектующих для Alstom за рубежом.

Как отметил Анри Пупар-Лафарж, увеличивая долю участия в совместном заводе, Alstom демонстрирует уверенность в инвестиционной привлекательности Казахстана и вносит вклад в локализацию новых технологий, которые позволят не только удовлетворить нужды страны, но и сделают ее региональным центром обслуживания электровозов для стран Евразийского экономического союза и СНГ.

Обновляя пассажирский комплекс

Особый интерес вызывает и первый отечественный завод по производству пассажирских вагонов "Тұлпар-Тальго" по технологии испанской компании Patentes TalgoS.L. Казахстан является лидером среди постсоветских стран по обновлению вагонного парка современными высокотехнологичными пассажирскими составами благодаря запуску этого предприятия в 2011 году.

На сегодня освоено производство восьми типов пассажирских вагонов и вагонов технического сопровождения. Сейчас на заводе осваиваются новые этапы сборки, такие как интеграция и сварка кузова подвижного состава. Кроме того, предприятие налаживает выпуск новых типов вагонов с увеличенной шириной кузова. С целью повышения местного содержания изготовление узлов и запасных частей по 150 наименованиям размещено у 19 отечественных товаропроизводителей.

Всего по данному проекту выпущено и успешно курсируют 283 пассажирских вагона, 71 единица из которых сделана в 2014 году. По данным завода, в текущем году планируется начать производство пригородных поездов по технологии компании Patentes TalgoS.L. общей мощностью 100 вагонов ежегодно.

Модернизация продолжается

Что касается грузовых вагонов, то "Казахстанская вагоностроительная компания" по итогам 2014 года выпустила 1 505 единиц подвижного состава. Всего же предприятием было выпущено 4 900 вагонов. Уровень локализации производства на сейчас составляет 86%, а по итогам текущего года планируется достичь уровня 90%. В настоящее время вагоностроители ведут работы по постановке в производство фитинговых платформ и крытых вагонов.

Одним из долгожданных проектов стало освоение производства крупного вагонного литья предприятием АО "Востокмашзавод". Здесь применены новейшие технологии и литейное технологическое оборудование, отвечающее мировым стандартам вакуумно-пленочной формовки. Мощность проекта составит 14 тыс. тонн литья в год, что равно 4 тыс. вагонокомплектам. Предприятием завершена сертификация и запущено серийное производство балки надрессорной, отрабатывается технология отливки рамы боковой. Также освоено производство запасных частей для подвижного.

В рамках ГП ФИИР РК в 2014 году запущено и успешно функционирует производство стрелочных электроприводов Р-80 на алматинском ТОО "КазЭлектроПривод". Продукция данного завода позволит закрыть 100% потребностей в ней внутреннего рынка. От 700 до 1 000 приводов в год будет использовано для новых железнодорожных линий, модернизации и плановой их замены на других участках.

В числе последних крупных проектов программы – Актюбинский рельсобалочный завод – инновационное предприятие, построенное АО "НК "ҚТЖ" совместно с частными инвесторами. Завод обеспечит выпуск термоупрочненных 120-метровых рельсов Р65 по технологии компании Siemens и полностью удовлетворит потребность отрасли в данном виде продукции. Проектная мощность – 200 тыс. тонн рельсов и 230 тыс. тонн сортовой продукции в год. На предприятии создается более 760 новых рабочих мест.

ТОО "Актюбинский рельсобалочный завод" была достигнута договоренность об участии казахстанского предприятия в государственном тендере на поставку рельсов в Турк­менистан для строительства железной дороги протяженностью 36 км. Кроме того, по итогам проведенных переговоров с одной из туркменских строительных компаний подписано соглашение о сотрудничестве, согласно которому предприятие из Туркменистана планирует закуп 5 000 тонн среднего фасонного проката на сумму 450 млн тенге.

Нужна диверсификация

В рамках второй пятилетки ГПИИР прогнозируется рост промышленного производства на 5,5% к 2019 году. Но для этого, по мнению экспертов, нужна диверсификация производства, то есть расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение выпуска новых видов продукции. Оте­чественному бизнесу в рамках второй пятилетки ГПИИР необходимо завоевывать в первую очередь ближайшие рынки: Россию, Центральную Азию и Китай.

– Сегодня 40 процентов от всего импорта Казахстана составляет машиностроительная продукция, а это 20 миллиардов долларов ежегодно, – отмечает М. Пшембаев. – Правительство поддержало инициативы Союза машиностроителей о разработке в Казахстане закона об офсетной политике. В ближайшее время мы намерены внести в Парламент данный законопроект, предусмот­рев в нем следующие обязательства иностранной стороны: трансферт технологий, инвестиции в НИОКР, открытие совместного производства и его локализацию на территории страны-импортера.

Популярное

Все
Газ становится доступнее
В Шымкенте прошел Международный конгресс кардиохирургов
Медиафорум Клуба журналистов АНК прошел в Астане
Аварий стало меньше
Столице – эффективную инфраструктуру
Архитекторы новостей: как создавалась история «Казинформа»
Стадион для будущих чемпионов
Серебряные награды из Брно
Свыше 98% госуслуг в регионе оказывают в электронном формате
«Броня» от стагнации экономики
Нужны специальные знания
Технологии для развития
СОР 30: подготовка национальной климатической повестки
В столице открылся первый экохаб
Идущий по линии света
«Кайрат» выходит в единоличные лидеры
Призыв к человечности, солидарности и гармонии
Запасайтесь углем заранее!
Реформа Парламента: нужны открытое обсуждение и взвешенное решение
Бочча – путь отважных
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Цифровая трансформация судебной системы
Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в связи с утечкой данных Google
Шестью победами завершил Казахстан пятый день чемпионата мира по боксу
Apple презентовала iPhone 17
Участок улицы Кажымукана Мунайтпасова временно закроют в Астане
За счёт чего Казахстан собирается удвоить экономику к 2029 году, рассказал Жумангарин
Началось возведение энергоблока
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Фильм «QAITADAN» за неделю собрал более 400 млн тенге в кинопрокате
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Политические реформы и цифровой суверенитет
Контуры будущего определены
Молодого мужчину убили в ночном клубе Астаны
Музыка, объединившая народы
Цена золота обновила новый рекорд
Состояние основателя Oracle увеличилось на $70 млрд за сутки
Токаев принял главу АФМ
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Сегодня – День спорта
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]