Чтобы нация была здоровой

2437
Наталия Портнягина

Какие факторы необходимо учесть при разработке политики качественного физического воспитания в Казахстане, обсуждали участники консультационной встречи в Уральске.

фото из архива "КП"

Технический прогресс избавил нас от физических нагрузок. Между тем сегодня гиподинамия стала настоящей болезнью человечества. Даже у детей, непосед по природе, в связи с этим с каж­дым годом отмечается рост различных заболеваний. Привычка вести здоровый образ жизни, в том числе включать в свой распорядок дня занятия спортом или хотя бы утреннюю зарядку, закладывается в школьном возрасте. Именно поэтому так важно создавать условия, при которых дети с удовольствием занимались бы физкультурой, посещали спортивные секции.

Урок физкультуры – это не просто приседания и бег вокруг школы. Качественно продуманная учебная программа, соблюдение всех ее требований, в том числе и относительно расписания занятий, посещение этих занятий всеми школьниками в идеале способствует правильному развитию у ребенка всех групп мышц, что сказывается на его самочувствии и здоровье. А это залог здоровья нации завтра.

С мая по декабрь текущего года в нашей стране в рамках Меморандума о взаимопонимании между Национальным научно-практическим центром физической культуры Министерства просвещения РК и Кластерным бюро ЮНЕСКО в Алматы по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану при поддержке Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК реализуется проект «Качественное физическое воспитание (КФВ) в Казахстане».

Как отмечают его участники, аналитическое изыскание, проведенное в рамках проекта, выявило ряд вопросов в области физического воспитания, на которые следует обратить внимание. Так, назрела необходимость обновления концептуальных основ и модернизации содержания физической культуры, которая ощущается всеми участниками процесса физвоспитания. Это прежде всего несоответствие тео­рии и практики, недостаточное проведение фундаментальных и социологических исследований по проблемам студенческой и школьной физкультуры и спорта. По данным Комитета науки Министерства науки и высшего образования РК, за 1991–2022 годы проведено всего 115 научных исследований, из них 14 проектов – по студенческому и лишь восемь – по школьному спорту.

В рамках проекта запланирован ряд консультационных встреч, которые пройдут во всех регионах страны. Старт таким встречам был дан в Уральске.

– Включая в этот процесс все заинтересованные стороны, экс­пертов, мы выявим имеющиеся проблемы, чтобы разработать политику качественного физического воспитания. Уже на данном этапе можно сказать, что есть вопросы, связанные с инфраструктурой, не каждая организация образования имеет соответствующее помещение и оборудование, – сказал Максат Байбеков, программный специа­лист по вопросам социальных и гуманитарных наук Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы. – В Уральске мы побывали в трех школах, у многих преподавателей физкультуры есть предложения, основанные на их практическом опыте, которые могут лечь в основу политики КФВ.

В обсуждении темы приняли участие заместитель председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Елена Тарасенко, члены технической рабочей группы проекта, специалисты региональных подразделений Национального научно-практического центра физической культуры, представители акимата области, управления образования.

В своем докладе «Качественное физическое воспитание: руководящие принципы политики и методология» Алия Ильясова, PhD, эксперт⁄координатор проекта, ознакомила собравшихся с методологией ЮНЕСКО в области КФВ. Рекомендации для руководителей, основанные на трех фундаментальных принципах – равенство, гарантия безопасности и полноценное участие – направлены на поддержку государств-участников в разработке и консолидации инклюзивных теорий и практик, а также на обеспечение физической грамотностью всех детей, независимо от их социально-экономического положения, национальности, культуры или пола. Отдельный акцент в докладе был сделан на соблюдении принципов инклюзии.

– В Национальной стратегии должны быть учтены и основные аспекты инклюзивного КФВ. Конвенция о правах инвалидов, к которой присоединился и Казахстан, обязывает государства-участников обеспечить детей-инвалидов равным с другими детьми доступом к участию в играх, к проведению досуга и отдыха, включая мероприятия в рамках школьной системы, – отметила Алия Ильясова.

Так, согласно рекомендациям ЮНЕСКО, физвоспитание должно быть обязательным для детей и подростков с особыми образовательными потребностями и предоставляться на равноправной основе в отношении объема, качества и содержания. Учебные программы должны быть гибкими и адаптируемыми, позволяющими включить в процесс учащихся с ограниченными возможностями по здоровью, девочек и учащихся из групп, представляющих меньшинство. Анализ существующих теорий и практик должен учитывать аспекты недостаточного предоставления соответствующей инфраструктуры, адаптированных помещений, оборудования, учебных и обучающих материалов для учащихся с ограниченными возможностями по здоровью. Необходимо разработать инициативы, стимулирующие девочек к участию в физическом воспитании, для преодоления таких барьеров, как выбор одежды, религиозно-культурные установки, дестимулирование со стороны родителей, несоответствующие комнаты для переодевания, стоимость инвентаря и другое. Учителя и их помощники должны обладать профессиональной квалификацией и уметь успешно интегрировать учащихся с ограниченными возможностями по здоровью. Им необходимо оказывать поддержку в виде повышения квалификации в данной области. Развитие сети «учитель-наставник» может предоставить хорошую возможность для повышения компетент­ности в сфере инклюзивности.

В регионе строятся спортивные объекты, организуются воркаут-­площадки, но методическое привитие принципов физической культуры с полным охватом детей ведется именно в школах. Поэтому участники встречи высказали пожелания обратить внимание на инфраструктуру для уроков физкультурой: на наличие и состояние спортзалов, инвентаря, оборудования.

По словам заместителя акима области Бакытжана Нарымбетова, из 377 школ региона 217 – малокомплектные, то есть спортивная инфраструктура представлена даже не минимумом – мизером. Учителя и тренеры говорили о необходимости строительства для школ дополнительных спортзалов, ведь порой в городах в них одновременно занимаются четыре класса. Нужна и программа приведения в порядок пришкольных стадионов, которые сейчас в большинстве своем – заросшие бурьяном пустыри. Для этого нужно не так много: искусственное покрытие, беговая дорожка, освещение и лавочки.

Прозвучал и вопрос в адрес Министерства просвещения: когда же наконец учителя физической культуры будут обеспечены учебниками и методическими пособиями?

Популярное

Все
Назад в будущее
Олжас Бектенов: Мы должны видеть практические результаты научных исследований
Главный ориентир – эффективное правосудие
Криминал уходит в «цифру»
Дорога к знаниям открыта!
В межгосударственных отношениях все вопросы важны
В добрый путь, «Айналайын»!
Как нам трансформировать АПК
Рыбная среда
Экологическое «нездоровье» подтверждено наукой
Проблему нехватки пастбищ решает возврат земель
Подиум для равных
Триумфальный «Экспромт» и неудержимый «Тумар»
Жителей Темиртау напугало видео с разгуливающим тигром
Дмитрий набирает форму
Офтейк-контракты повышают конкурентоспособность
Переход на единый часовой пояс основан на множестве факторов
Из незаконного оборота изъято более пяти тонн запрещенных веществ
Тридцать детей с аутизмом будут заниматься велоспортом
Деньги любят счет
К дальнейшему усилению гарантий независимости судей
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Какие изменения в области дорожного движения хотят ввести в Казахстане
Люксовые авто, элитная недвижимость – главу благотворительного фонда подозревают в хищении 1,5 млрд тенге
Нерадивых недропользователей лишат лицензий в Туркестанской области
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Чем будут кормить в школьных столовых?
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Казахстан присоединился к декларации о трехкратном увеличении атомной энергетики к 2050 году
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Зачем конкурсы, если победитель заранее известен?
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Эволюционирует «ныряющая» нить
Дружба – мотив серьезный
Год большой работы и серьезных наград
Приоритеты и возможности казахско-корейского взаимодействия
С чего начинается «Родина»
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Международная конференция «ОнкоРенессанс-2024» состоялась в…
Казахстан – Венгрия: придать импульс многоплановому сотрудн…
Каждый ребенок должен быть услышан
А вы смогли б пустить стекло на нитки?

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]