«Другие» дети
Дастан Куттыбаев

По мнению председателя Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Гульмиры Каримовой, сложных и нерешаемых проблем в развитии нормативной правовой базы инклюзивного образования на сегодня в нашей стране нет.

Комитет дошкольного и среднего образования все эти годы целенаправленно занимался формированием единой государственной политики в облас­ти дошкольного, среднего, дополнительного, специального и инклюзивного образования, а также созданием необходимых условий для обеспечения качест­ва образовательных услуг.

– Другой вопрос – это реализация принятых норм обществом, то есть родителями, педагогами, врачами и другими людьми, от которых зависит дальнейшая жизнь особенных детей, – говорит Гульмира Каримова. – Мы сталкиваемся с моментами, когда происходит несоответствующая интерпретация законодательных норм, касающаяся детей с особыми образовательными потребностями. Например, когда ребенок не усваивает определенный материал во время учебного процесса. Как в таком случае должны себя вести родители, учителя и администрация школы? Обычно учитель проводит оценку образовательных потребностей ребенка, принимает меры по созданию условий для усвоения знаний. Имеют место случаи, когда родители приводят ребенка в школу и только там выявляется задержка развития или другие причины неусвоения им знаний. В таких случаях необходима профессиональная диагностика врачей, специальных педагогов. Родителям рекомендуется посетить специалис­тов, с чем иногда последние не соглашаются. В таких случаях с родителями ведется работа по вопросам соблюдения прав детей на получение медицинской и образовательной поддержки, – говорит спикер.

К сожалению, в нашем обществе все еще имеет место быть использование дискриминирующих дефиниций и понятий по отношению к детям с особыми образовательными потребностями. Поэтому сегодня из нормативной базы на законодательном уровне исключаются такие понятия, как «коррекционные и вспомогательные» школы (такие учебные заведения сейчас относятся к категории специальных школ), или понятие «инвалид», а вместо него используется словосочетание «человек с инвалидностью».

Также время от времени возникают вопросы, когда родители выражают недовольство по поводу состояния здоровья некоторых одноклассников их ребенка. Необходимо отметить, что отношение казахстанского общества к особенным детям – это проблема взрослых, а не детей. Именно взрослые акцентируют внимание на непохожести особенных детей, очень часто пытаются оградить собственных чад от общения с ними. Между тем сами дети строят свои взаимо­отношения, не обращая на это внимания.

– Здесь также разъясняются права и интересы всех детей. Эти вопросы обсуждаются на рабочих совещаниях совместно с педагогами, неправительственными организациями и представителями государственных органов. Мы доводим до общества, как нужно себя вести по отношению к особенным детям. Например, расстройство аутистического спектра, детский церебральный паралич или синдром Дауна – это не такие нарушения развития или заболевания, которые представляют опасность. И здоровый ребенок, общаясь с тем, кто отличается от него по внешнему виду или поведению, учится терпимос­ти, толерантности, уважению, состраданию к чужой боли. В свою очередь, МОН РК проводит соответствующую работу в данном направлении. Совсем недавно в школьный образовательный процесс были введены штатные единицы педагогов-ассистентов, которые оказывают временную помощь ребенку с особенными образовательными потребнос­тями. Но есть родители, которые думают, что педагог-ассис­тент обязательно должен быть прис­тавлен к каждому ребенку и должен сопровождать такого ученика во время всего учебного процесса. Однако это не так, – добавила спикер.

Ребенка нужно научить самостоятельно учиться, общаться и жить в обществе. Научить – это не значит постоянно сопровож­дать. То есть педагог-ассистент сопровождает до того момента, пока ребенок не станет самостоя­тельным. В основе учебного инклюзивного процесса лежат адаптация и социализация ребенка с особыми образовательными потребностями.

– Ребенок, который передвигается в коляске, или плохо видит, или не очень хорошо слышит, несмотря на свои отклонения и непохожесть на здоровых детей, должен социализироваться в обществе, – добавила она. – Он тоже является полноправным членом общества, и мы должны принимать его таким, какой он есть. А общество, это те же родители, педагоги, врачи, соседи, коллеги... Все мы должны помочь ему в этом.

Особенные дети должны социализироваться и быть адаптированы не к моменту, когда они придут в школу, а начиная с детского сада. Есть случаи, когда родители прячут таких детей даже от родственников, не говоря уже о том, чтобы привести их в дошкольное учреждение.

– Не нужно бояться приводить своих особенных детей в детские сады. Нет отдельной инклюзивной организации, это ошибочное понимание. Есть обычная школа или детский сад, где созданы условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. По результатам мониторинга, проведенного по всей стране, на сегодняшний день специальные условия для лиц с особенными образовательными потребностями созданы в более чем 2 972 государственных дошкольных организациях РК (38%). Также в стране насчитывается 4 442 школы, где созданы условия для особенных детей. Это почти 60% от общего числа имеющихся в Казахстане (7 552 школы). Кроме того, хочу добавить, что в нашем министерстве был разработан ряд методических рекомендаций по работе с детьми с особыми образовательными потребностями для родителей и педагогов, в том числе по развитию инклюзивной культуры, которые активно применяются нашими педагогами, – заключила Гульмира Каримова.

Популярное

Все
30 лет дипломатической службе независимого Казахстана – статья Мухтара Тлеуберди
Не наделять Нацбанк новыми полномочиями порекомендовал эксперт МВФ
Взгляд изнутри: в каком состоянии находится конная индустрия Казахстана
Счастье в каждом доме
В центре внимания – семья и дети
Образцовая сноха, жена и мама
Рейсов много, а нареканий и того больше
Впереди встречи с избирателями
Играть на домбре современные хиты и классику научился казахстанский артист
Как вернуть доверие казахстанцев к власти – интервью с мажилисменом
Закон Республики Казахстан
Ах, как хочется вернуться
Безопасный труд как жизненная необходимость
Каждому по заслугам
Душа казахского народа
Тюркское сотрудничество и научная интеграция
Наша история и наше будущее
Этот удивительный мир
Потравить и прикормить: советы дачникам на июль
Путь к мечте
Заболеваемость COVID-19 растет. Ждать ли ограничений, ответили в Минздраве РК
Таксист увёз девушку за город в Караганде
Ограничить покупку и продажу рублей в обменных пунктах предложил мажилисмен
Отстрел 80 тысяч сайгаков планируется разрешить в Казахстане
Стали известны подробности убийства подростка в Алматы
Сильный ветер сорвал кровли более чем 40 домов и школ в Акмолинской области
Организаторам разрекламированной блогерами финпирамиды вынесли приговор в Казахстане
Пропавший подросток найден мёртвым в Алматы
Депутат резко раскритиковал новые правила подушевого финансирования детских кружков
"Halyk Bank обязали выплатить каждому казахстанцу от 500 тыс. тенге" – на рассылку ответили в Минфине
Спецрепортаж: мирное небо Казахстана в надежных руках
Что происходит с тенге – свежие данные
Новые льготы появились у лиц с инвалидностью в Казахстане – подписан закон
Новые возможности древнего Саурана
Азербайджан намерен перенять опыт работы казахстанских учителей
Почему многие хотят, но никак не могут выучить казахский язык?
Россиянин повесился в дендропарке в Шымкенте
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 26 июня
Каким должен быть "правильный" исследовательский вуз – интервью с главой КАТУ
Пересмотреть ставки некоторых налогов предлагают в Минфине РК
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»
Появилось видео последнего прыжка казахстанца для ролика в TikTok в Актау
Известные казахстанцы высказались о прошедшем референдуме
45-градусная жара придет в Казахстан
Шура спел на улице в Нур-Султане
Дефицит казахстанского газа через три года спрогнозировал министр энергетики
Уникальные материалы об истории Казахстана привезли из-за границы
Выступление Токаева в Петербурге вызвало большой резонанс в казахстанском обществе
"Мальчик 3 часа избивал девочку в детском центре развития": возбуждено уголовное дело
Евросоюз выступил с заявлением о референдуме в Казахстане
Цены на бензин марки АИ-95 могут вырасти в Казахстане
О Токаеве пишут влиятельные СМИ многих стран после выступления на ПМЭФ
Что осталось от Аральского моря, показал космонавт с борта МКС
Национальный курултай – возрожденная традиция для Нового Казахстана
Стихийный самозахват земель идет в Павлодаре
Решить проблему дефицита воды в Казахстане позволит строительство трансказахстанского канала
Планы по запрету вейпов разъяснили в Миннацэкономики
Лобовое столкновение по вине пьяного водителя попало на видео в Актюбинской области
"Сбежавший" от СМИ аким Кызылординской области рассказал о своих дорогих часах
ООН сменила международное название Турции

Читайте также

Свежий выпуск
Душа казахского народа
Свежий выпуск
Наша история и наше будущее
Свежий выпуск
Путь к мечте
Свежий выпуск
Безопасный труд как жизненная необходимость

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]