Едем, плаваем, летаем!

802
Игорь Бургандинов

Три стихии: земля, воздух и вода подвластны творениям очень умелых рук юных воспитанников столичного Центра технического творчества.

Где-то на Лесозаводе

Во времена «доисторические» сеть станций юных техников успешно воспитывала не «лириков», но «физиков». Тогдашние пацаны знали и понимали, почему летает самолет, зачем пароходу ватерлиния, а автомобилю коробка передач, начинающие радиолюбители легко отличали детекторный приемник от «супергетеродина». Но в 1992 году случилась «оптимизация»: тогдашние чиновники решили, что «технари» больше не нужны, и достаточно часто пов­торять слово «халва», чтобы во рту стало сладко. Конечно, тяга к творчеству никуда не делась: помню, как в одной из школ ребята паяли прос­тейшие элект­ронные устройства из чудом сохранившихся радиодеталей, а модели ракет мастерили из плас­тиковых бутылок из-под напитков. Работали кружки и в дворцах школьников. Однако настоящей массовости не было.

Но в 2004 году в «верхах» опомнились. И решили возродить СЮТ. Правда, уже как Центр техни­ческого творчества. И пригласили заняться этим благородным делом Каната Абдрашитова, убеж­денного авиа-, судо- и автомоделиста. Он увлекался моделями самолетов с 10 лет, окончил технический вуз и успешно работал в автохозяйстве, когда поступило предложение возглавить ЦТТ. Так сбылась детская мечта. Помещение выделили в школе № 49, что в районе, исторически именуемом «Лесозаводом» (нынче это поселок Ондирис, что значит «производство»). Так в 2005 году появились первые 3–4 кружка, а к осени – мотокросс и картинг. Подтянулись энтузиас­ты-преподаватели. Пос­тепенно число кружков росло, появились и филиалы. Сейчас их по школам города аж 38! Есть хорошие авиа­моделисты в школе № 16. От картинга со временем пришлось отказаться: стало негде ездить. Но открылся мощный филиал на станции Сороковой (о нем чуть ниже).

Разговариваем с Канатом Абд­рахмановичем «про самолетики». Вспоминаю свое детство, когда третье­классниками на пару с другом отправились во Дворец пионеров, что находился в Целинограде на центральной площади, записываться в кружок. Дяденьки-руководители поинтересовались, владеем ли мы навыками, потом вручили каждому по лобзику и кусочку фанеры: продемонстрируйте! Мы и устроили соревнование на скорость! В итоге в серьезный кружок нас принимать не захотели и предложили научиться выпиливанию. Такой ерундой заниматься мне было стыдно, и в итоге все школьные годы что-то мастерил самостоятельно, благо родители позволяли превращать на время комнату в мастерскую. Однако Канат-ага моей детской обидой не проникся, и рассказал, что есть ребята, которые умудряются перепробовать все кружки центра, параллельно занимаясь спортом, а есть упорные и целенаправленные. Спрашиваю фамилии. Тут загвоздка выходит: вот имена, чертежи, модели, технологии помню, говорит, а фамилии не всегда! Таков склад ума. Технический… Однако кое-что удалось выяснить. Запомнились Мереке Копеев и Данияр Едилов, Мухаммедрассул Каппасов, братья Алмас и Алмаш Бектемировы. И еще Адилет Мукушев и Ескендир Даулбеков – это чемпионы 2020 и 2021 годов, Арыс­лан Аскаров, призер 2021 года. Егор Слатин стал пожарным: 59 медалей на различных соревнованиях успел завоевать до того, как в армию призвали. Кто-то стал верхолазом, кто-то бизнесом занялся. Есть воспитанники, которые хотели бы вернуться в центр преподавателями.

«А авиаторы-то получились, – спрашиваю, – из кружковцев?» Бахтияр Кипшакбаев окончил школу авиации в Финляндии, потом Академию гражданской авиации в Алматы. Работает в нашей крупнейшей авиакомпании. Не прошли уроки авиамоделирования даром!

А что же это за дело такое – моделирование аэропланов? Оказывается, авиамоделизм – это соз­дание нелетающих масш­табных моделей реальных летательных аппаратов (стендовый авиамоделизм), с одной стороны, и создание и пилотирование как свободнолетаю­щих (планеры, таймерные), так и дистанционно управляемых (ра­диоуправляемые, кордовые модели: скоростные, пилотажные, гоночные, воздушного боя) летательных аппаратов. А управляется это все в мировом масштабе Меж­дународной федерацией аэронавтики (ФАИ). Вот так! Причем почти все эти разновидности присутствуют и у нас. Что касается комплектующих и материалов, то теперь все проще: можно установить на самолет замечательный двигатель японского производства, использовать для деталей дерево бальса (у моделис­тов принято произносить «бальза»), самое легкое в мире. Были бы средства. А со средствами качели. Или синусоида. Были времена, когда совсем плохо было. Что-то сами приносили, находили спонсоров, вспоминает Канат Абдрахманович. По 80 000 тенге всего на год на кружок приходилось! Потом лучше становилось. Затем еще лучше.

Сегодня Абдрашитов уже не директор. Но ведет кружки по-прежнему. Приходит в класс, даже когда нет занятий. Вот и сегодня показывает, как приспособил тросик от «мерседеса» для управления рулем высоты будущего самолета. Рассказывает, как собирал по степи осколки разбившейся модели, а потом складывал их как сложнейший пазл. Стоят в шкафу рядами специальные радиопередатчики, ждут своего часа приемники сигнала и приводы (все это не нужно теперь ­мастерить самим: понятия «травить» печатные платы и «мотать» катушки теперь в прошлом, продукция «made in Сhina» миниатюрна и доступна по цене).

Станция Сороковая

Или поселок Железнодорожный. Здесь тот самый филиал ЦТТ. Заправляет им бывший кружковец Ержигит Сейтжан. Прос­торное помещение вмещает кружки робототехники, технического дизайна для мальчиков и девочек, начального технического моделирования (для младших классов), «едем, плаваем, летаем». Но доминирует здесь Его Величество Мотокросс! Почему здесь, на окраи­не? Да потому что через 500 мет­ров начинается степь и оборудована площадка. Игорь Гавриленко руководит секцией с того самого 2005 года. Педагог дополнительного образования по должности, он воспитал немало чемпионов и призеров за эти годы. Наша команда в стране самая сильная, утверждает наставник. Среди них – призеры чемпионата Казахстана Кирилл Кобрин и Богдан Верховых.

Войдя в помещение, где вдоль стен расставлены мотоциклы различных мастей, сразу замечаю мальчишку, по виду типичного отличника: очки, вид отнюдь не брутальный. Но ведет себя бойко и уверенно. «Кто таков?» – спрашиваю. Женя Парфенов, 8 лет. Ученик 2-го класса. Учится на 4 и 5, любимый предмет – математика. Прошлой осенью выиграл открытый чемпионат Узбекистана. Победил и 12-летних! Ездили с папой на «бусике». Там и мотоцикл ехал. Кроссовый KTM, знаменитая марка, между прочим, австрийская. Рабочий объем 65 куб. см, мощность 14 лошадиных сил да более 50 кг массы. Спрашиваю у руководителя: «Откуда мотоциклы-то?» «Пятьдесят на пятьдесят», – отвечает. Есть кружковские, есть и свои. Это когда папа с сыном вмес­те занимаются. Так здесь принято. Уж больно серь­езный спорт. А в этом году их ждут восемь этапов чемпионата Казахстана.

Недавно с высокой трибуны прозвучали слова, что пора, мол, молодежи обратить свой взор на технические специальности. А один из трамплинов уже есть. В виде таких центров. Им внимания бы чуть побольше да финансирования, а регулирования чинов­ничьего поменьше. И будет славно!

Популярное

Все
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Актау станет международным курортом
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Полевые работы в интерьере проблем
Где можно будет увидеть военный парад 7 мая
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Всегда на линии огня
На острие волны – соломенные тюки
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
Промышленные роботы ускорят автосборку
Пылят, грохочут, загрязняют реки…
В Астане презентовали 10-томное собрание трудов Каныша Сатпаева
Не прошедшие модернизацию рынки Алматы будут закрыты с 2026 года
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика
Потребителей приучат к бережливости
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»

Читайте также

В Комитете госдоходов подвели итоги запуска таможенной инфо…
Казахстан – Вьетнам: новая веха в истории отношений
В ЗКО с начала года от укусов бродячих собак пострадало 376…
На страже независимости, мира и территориальной целостности…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]