Инструмент внешней коммуникации и внутреннего единства

783
Абдулла Токенов, главный эксперт Института общественной политики, магистр госуправления

Формирование национального бренда решает не только задачу улучшения внешних коммуникаций государства с миром,
но и укрепляет гражданскую идентичность нации.

фото из архива "КП"

В условиях конкуренции между странами за привлечение инвестиций, туристов, за товарные рынки каждой стране важно иметь положительный образ, с которым она будет устойчиво ассоциироваться. За годы независимости в Казах­стане было немало сделано для того, чтобы сформировать определенный имидж государства в мире, повысить узнаваемость республики в позитивном ключе, продвинуть национальную культуру.

Существует несколько подходов к формированию имиджа страны за рубежом. Наиболее распространенный из них – национальный брендинг.

Впервые в Казахстане о важности национального бренда на официальном уровне заговорили в 2006 году. Стоит признать, что во многом поводом послужил нашумевший фильм «Борат», в котором жизнь и культура нашей страны были, мягко говоря, искажены. Но в любом случае эта картина весьма наглядно продемонстрировала важность целенаправленной работы по созданию уникального и безошибочно узнаваемого образа для страны, который бы максимально адекватно и понятно транслировал миру ключевую информацию о нас.

В том же 2006 году был соз­дан Комитет международной информации при Министерстве иностранных дел РК, в задачи которого как раз подобная имиджевая работа и входила.

К тому моменту наша страна уже полтора десятка лет развивалась как независимое государство, весьма активно проявляла себя на международной арене, выступала с важными инициативами, добилась ощутимых успехов в различных сферах. Основа для создания имиджа была неплохая, нужно было только «упаковать» это все в четкие и красивые месседжи и больше внимания уделять их продвижению.

Казахстан, к примеру, стал первой страной, добровольно отказавшейся от ядерного оружия. Многонациональное государство сохраняло стабильность и согласие в обществе даже в самые сложные времена. По инициативе РК был создан Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Здесь проводились крупномасштабные международные мероприятия – саммиты ОБСЕ, ШОС, СВМДА, СНГ, ОТГ...

В результате Казахстану удалось создать и уверенно поддерживать образ «островка стабильности в крайне нестабильном регионе». Однако события, произошедшие в январе 2022 года, стали сильным ударом по этому имиджу, оказали определенное влияние на восприятие страны зарубежными партнерами.

Все это в числе прочего зас­тавляет задуматься о факторах неустойчивости национального бренда Казахстана.

Во-первых, в процессе формирования имиджа страны традиционно применяется подход «сверху вниз» с доминирующей ролью государства, и в этом случае в основе образа оказываются идеи политической и финансовой элит.

Во-вторых, это отсутствие единой стратегии продвижения страны. Как отмечает исследователь Дарина Садвакасова, это приводит к использованию основными акторами одного и того же набора образов под разными лозунгами: «Сердце Евразии», «Страна Великой степи», «Страна чудес» (на международных туристических ярмарках), «Страна открытого будущего»...

Как результат – не существует общего восприятия страны. Более того, феномены отдельных медийных персон, таких так Геннадий Головкин и Димаш Кудайберген, заменяют собой образы, продвигаемые государством.

Очевидно, что новые реалии требуют эффективной работы над созданием и продвижением бренда страны. Основоположник концепции национального брендинга британский политконсультант Саймон Анхольт утверждает, что репутации стран воспринимаются так же, как образы брендов компаний и продуктов. Но, по его мнению, при формировании бренда нации, государства нельзя и невозможно свести всю работу исключительно к использованию маркетинговых инструментов.

Поэтому была предложена концепция «конкурентной идентичности», согласно которой бренд страны больше связан с идентичностью людей, политической и экономической конкурентоспособностью. Сог­ласно Анхольту, национальный бренд должен формироваться за счет комбинации бренд-менеджмента и шести элементов: внутренней и внешней политики, туризма, культуры, населения, инвестиций и экспорта товаров.

Одним из самых успешных брендов среди стран постсоветского пространства, сог­ласно отчету Brand Finance (ведущей мировой компании по оценке брендов), является бренд Эстонии. Там основное внимание уделялось скандинавской идентичности, принадлежности к Европе и отделению от советского прошлого. Успех бренда заключается в культивировании чувства общности и стимулировании национальной гордости.

Другой успешный пример национального брендинга – Ирландия. В 2020 году она стала единственной страной в топ-20 рейтинга Brand Finance, у которой был зафиксирован рост стоимости бренда на 11% – до 670 млрд долларов, и это нес­мотря на влияние пандемии. Здесь национальный бренд был укреплен через проведение крупномасштабной программы в честь 100-летия Пасхального восстания, самого крупного антибританского выступления.

Весомой причиной для реализации стратегии национального бренда, особенно для стран, переживших социальные и граж­данские потрясения, является восстановительный механизм для создания коллективной идентичности и укрепления социальной сплоченности.

В случае с Ирландией, например, приоритетом программы по случаю 100-летия восстания было вовлечение граждан в коллективное переосмысление того, что для них значит быть республикой через 100 лет после основания государства. Это также способствовало диалогу между сообществами о природе национального суверенитета.

Согласно концепции «Воображаемые сообщества» американского социолога Бенедикта Андерсона, национальные памятные мероприятия могут вызвать «чувство групповой принадлежности и солидарности между людьми». В Ирландии гражданам была предоставлена возможность принять участие в создании нового, общего видения страны в будущем.

Вопросы формирования национальной идентичности и укрепления единства остаются важными для Казахстана. Пос­ле событий января 2022 года государство играет решающую роль в этом процессе, используя понятие справедливости в качестве объединяющего ценностного ориентира. Важным аспектом является обеспечение транспарентности и вовлеченности граждан в процессы, происходящие в обществе, что ранее часто игнорировалось.

Роль национального брендинга в этом контексте также значительна. Внутренняя ориентация национального бренда считается неотъемлемым условием успеха, поскольку эффективность брендинга нации зависит от активного участия граждан. Граждане выступают в роли представителей, стейкхолдеров и клиентов бренда, и их вовлеченность содействует внутренней устойчивости и приверженности общим ценностям.

Таким образом, национальный брендинг становится не только инструментом внешней коммуникации, но и средством внутреннего единства, стимулируя граждан к активному участию в стратегических процессах, таких как восстановление справедливости и формирование национальной идентичности.

Популярное

Все
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Сильные дожди накроют Казахстан
Александр Бублик вышел в финал турнира в Швейцарии
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
59 детей потерялись на праздничном концерте в Темиртау
Токаев выразил соболезнования народу Вьетнама в связи со стихийным бедствием
В мире усиливается экстремальная жара – ученые
В Астане стартовало ОПМ «Перевозчик»
Где производят самый вкусный кумыс в Казахстане
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
Актау – культурная столица тюркского мира
«Барыс» объявил имя нового главного тренера
Трамп обвинил Обаму в фальсификации на президентских выборах 2016 года
Крупнейшее месторождение нефти и газа обнаружили в Польше
Ущерб на 10 млрд тенге: крупную схему контрабанды товаров из Китая раскрыли в Алматы
Министр водных ресурсов вручил ключи от новой спецтехники в Жамбылской области
Казахстан ратифицировал Договор с Кыргызстаном о союзничестве
В Караганде подорожает проезд в автобусе
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Из Рабочего поселка – в Париж
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
Распоряжение Главы государства о назначении
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Глава государства ознакомился с деятельностью первой очереди ТЭЦ-3 Астаны
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Назначен директор новой Службы КНБ
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан

Читайте также

Длинные деньги для бизнеса
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Инвестиции в развитие комфортной среды
Работа для людей с ограниченными возможностями

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]