ОСТОРОЖНО: ПЕРЕГРУЗ!
«Весовые» нормы сегодня никто не скрывает, более того, чиновники рапортуют о них на разных совещаниях и брифингах. Градация между возрастом детей и весом их учебников вполне закономерная. Для учеников начальной школы вес книг не должен превышать 300 г, 5–6-х классов – не более 400 г, для детей с 7-го по 9-й класс предусмотрены и полукилограммовые книги, старшеклассники выдержат и 600-граммовые издания. Такие цифры назвали в управлении образования Павлодарской области. И при этом не стали отрицать: да, ранцы наших детей неподъемные. Но тут же заверили, что проблему большой физической нагрузки на плечи школьников решают на разных уровнях, в первую очередь на республиканском. Например, стараются сделать легче сами учебники. Для этого твердый переплет нередко меняют на мягкий глянцевый, а предмет делят на несколько частей.
– Каждый учебник проходит санитарно-эпидемиологическую экспертизу, где контролируют в том числе и его вес. У нас был случай, когда одно издательство выпустило учебник по русскому языку для 1-го класса, который весил 425 граммов. «Добро» такой книге не дали, поэтому ее разделили на 2 части. И такой способ уменьшить нагрузку примеряется для самых разных параллелей, – рассказывает главный специалист отдела дошкольного и общего среднего образования управления образования Ляззат Жанке. – Возможность проводить спаренные уроки – еще один вариант, чтобы дети не носили в портфеле большое число книг. С 5-го по 11-й класс в расписании в один день можно встретить по 2 урока алгебры, физики, и не только. Раньше такого не позволялось, но сейчас, наоборот, рекомендовано, исключение составляет начальное звено, где сдвоенные уроки не проводят. Я сама когда-то преподавала химию в школе и уверена: это удобно и для детей, и для педагогов.
В современной школе есть учебники и по музыке, и по технологии (больше знакомой всем под названием «Труд»), но, по словам Ляззат Айзбергеновны, эти книги дети домой не носят, они чаще всего хранятся в кабинетах, или же наоборот – ученикам их раздают, чтобы дома закрепить пройденный материал, но на уроки их не приносят.
Используют и возможности цифровизации. К некоторым книгам идут диски с дополнительными заданиями или информацией, применяют педагоги и материалы портала Bilimland. Но ведь чтобы компьютер полностью заменил книгу, нужно, чтобы техника с доступом к Интернету была у каждого ученика дома и на парте в каждом кабинете. Пока это тоже из разряда фантастики.
И гибкое расписание, и поблажки педагогов, и даже 2–3 части одного учебника. Учли все, кроме самого главного – новые книги весят чересчур много, и это даже несмотря на мягкую обложку и деление на части. Чтобы понять, насколько обоснованы жалобы многих родителей, пришлось попросту взвесить книги.
Да, я не претендую на чистоту эксперимента, но все-таки он показателен. Пригодились кухонные весы, которые довольно чувствительны и имеют шаг в 1 г (перед усиленной нагрузкой я специально заменила батарейку в весах на новую). Конечно, я допускаю некоторую погрешность, но уж, поверьте, не на 300 г же. А ведь иные из школьных учебников именно на столько превышают норму!
Самыми тяжелыми оказались книги по русскому языку, например, для первоклашек этот предмет, называемый обучением грамоте, разделили на 3 части, но все равно первая из них весит 370 г (2 другие аналогично). В 7-м классе на уроках русского школьники будут пользоваться книгой весом 530 г, но тяжелее всего придется пятиклашкам – их учебник весит 722 г. Напомню, что максимальная норма для этого звена – 0,4 кг.
Изучая комплект книг для 5-х классов, нашла еще несколько, которые перешагнули рубеж в 400 г, – первая часть математики, история Казахстана, английский. Первоклашкам тоже предлагают учебники не по нормам: казахский весит 431 г, обе части математики – 416 и 439 соответственно, музыка – 395, и это не все.
А вот уже к 7-му классу ситуация выравнивается. Здесь в число «нарушителей» я включила только учебник по русскому, все остальные уложились в вилку от 100 г (таков вес книжечки по геометрии) до 478 (литература). В традиционном комплекте для 11-го класса я вообще не нашла излишек – самой увесистой оказалась информатика, которая показала на весах 513 г.
Кроме явного перегруза, я обратила внимание еще на одну закономерность: все книги «нарушители» имеют больший формат, чем традиционные «советские» учебники, и обложка у них закатана в глянец, причем ее не назовешь мягкой, но и твердой она точно не считается. Зачем нужно было так экспериментировать с формой (содержание в этом материале мы не обсуждаем), непонятно. Более того, такие учебники гораздо быстрее изнашиваются. Например, у нас дома сохранились школьные книги 1980–90-х годов прошлого века, по которым училась я. Они выглядят получше, чем выданные моей дочери учебники по казахскому и английскому языкам 2017 года издания.
ВСЕ СВОЕ НОШУ С СОБОЙ?
Что же могут предложить регионы, чтобы школьная ноша не была такой неподъемной? По большому счету, только 2 варианта, о которых уже говорили не раз. Первый – закупить на каждого ребенка по 2 комплекта книг, чтобы один был дома, а второй в школе в кабинетах, но это из разряда утопии. Около 99 тыс. человек (46,2 тыс. из них – начальное звено) в 371 школе – таковы цифры для павлодарского Прииртышья на конец прошлого учебного года, конечно, они к 1 сентября будут немного иными, но не принципиально. Поэтому на первый вариант ни денег не хватит, ни места в школах.
По словам Ляззат Жанке, Павлодарская область ежегодно тратит на учебники большие средства: в 2017 году на покупку книг для 2, 5, 7-х классов выделили около 1 млрд, в нынешнем году для 3, 6, 8-х классов – еще 1,148 млрд тенге. Она также отметила, что ежегодно обновляли примерно 10% всего учебного фонда региона, который сейчас превышает 3,3 млн книг.
С нынешнего года подход к таким тратам трансформировали: раньше меняли книги раз в 4 года и при закупе просчитывали потребность на будущее, например, если в школе 8 первых классов, но 6 пятых, то при обновлении учебников для пятиклашек закупали необходимое число книг все-таки для 8 классов – с учетом перспективы. Теперь же будут обновлять учебный фонд только по мере износа, для замены ветхих или утерянных экземпляров и на то количество детей, которое учится сегодня, а также в том случае, если будет меняться учебная программа.
Второй вариант региональной помощи – установить индивидуальные шкафчики в школах, где ученики могли бы оставлять свои вещи: сменную обувь или форму для физкультуры, некоторые книги. Мы все это видели в американских фильмах про подростков – галерея из дверок с замками. И в наших реалиях это уже больше похоже на правду, хотя широкого распространения такая практика пока не получила.
– Рекомендовано в первую очередь обеспечить шкафчиками детей начальной школы, тем более что этот вопрос требует материальных затрат. Будем ставить по мере возможностей, хотя бы для учащихся младших классов, – уточнила Ляззат Жанке.
Специалист управления отметила, что в области уже есть учебные заведения, где шкафчики установили, это все школы интернатного типа (но они все-таки больше исключение из правил, ведь там дети не ходят домой ежедневно. – Прим. авт.), а вот из числа «стандартных» смогла назвать лишь 2 – областную специализированную школу «Жас дарын» и специализированную общеобразовательную школу «Зерде» для одаренных детей в Экибастузе.
Как рассказал директор школы «Зерде» Нуржан Кафизов, шкафчики здесь закупили еще 2 года назад, и теперь у каждого из 430 учеников здесь есть свой отсек, где он может оставлять вещи или книги. Подчеркну: именно отсек, потому что один шкафчик рассчитан на 2 детей, но это не стало проблемой – одноклассники сами решают, с кем соседствовать.
– Вообще-то лет 5 назад такую идею реализовали в одном из наших классов, причем по инициативе и за счет родителей, они сами решили сделать учебу детей более комфортной, – уточнил Нуржан Кафизов. – Потом все увидели, что это очень удобно. Два года назад средства нам выделили из областного бюджета, мы провели конкурс. В итоге один большой четырехсекционный шкаф для вещей 8 учеников обошелся в 20 100 тенге. Мы закладывали большие средства, но во время конкурса удалось сэкономить.
Стоит добавить, что директор считает, что разместить такие шкафчики в любой школе будет несложно (например, в «Зерде» они стоят в коридорах на 1-м и 2-м этажах 3-этажного здания), куда труднее найти финансирование. А вот его коллега из Павлодара, исполняющая обязанности директора средней общеобразовательной школы № 5 Галина Кузнецова думает иначе: шкафчики загромоздят все свободное пространство в коридорах этого учебного заведения, которое посещают 1 200 детей (и это не считая мини-центра, под который отвели крыло на 1-м этаже).
По сути, неудивительно, что первыми такой мебелью обзавелись в школах для одаренных детей: здесь и контингент меньше (в обычных СОШ в 2 раза больше учеников), и традиционно на оснащение таких учреждений образования выделяют больше средств.
Если посчитать экибастузские расходы двухлетней давности, то на секцию для одного ученика приходится по 2,5 тыс. тенге. Для стандартной школы с тысячей детей нужно 2,5 млн, а для всех школьников области – 247,5 млн. Немного, если сравнить, например, со спонсорскими 1,3 млрд тенге, которые промышленный гигант региона выделил для удлинения и без того не маленькой набережной Павлодара. Но немало, если вспомнить, что на весь ремонт школ областного центра направили в нынешнем году 851 млн тенге.
УРОКИ ВЫЖИВАНИЯ
Есть и родительский вклад в общее дело разгрузки – ранец и контроль. О том, что не стоит пренебрегать тщательным выбором рюкзака для школьника, напоминают врачи.
– Заболевания костно-мышечной системы стоят на втором месте по распространенности у детей после болезней желудочно-кишечного тракта, – подчеркивает заведующая дошкольно-школьным отделением поликлиники № 5 Павлодара Альфия Мукажанова. – По большому счету, к последним относят и кариес, поэтому нетрудно представить распространенность недугов, связанных с осанкой и позвоночником.
Родителям нужно постоянно контролировать, как сидят за партой их дети, как ходят, сколько отдыхают, как много времени проводят за компьютером, достаточно ли бывают на свежем воздухе. Учителям важно во время учебного года не «пристегивать» к стульям детей на переменах, конечно, носиться по коридорам не стоит, но размяться – обязательно. Есть и 3 главных момента, которые нужно учитывать при выборе рюкзака для детей. Альфия Мукажанова советует ходить за покупкой с весами, чтобы выбрать ранец, который не тяжелее килограмма. Кроме того, у него должна быть жесткая ортопедическая спинка и широкие регулируемые лямки. Конечно, было бы неплохо, чтобы он был не шире плеч ребенка, а его размер позволял установить нижнюю границу чуть выше талии, но далеко не всегда у нас есть такие маленькие ранцы, да и учебники сейчас большого формата – в маленьком они помнутся.
К сожалению, чем правильнее ранец, тем он дороже. Продавец в отделе сумок популярного павлодарского торгового дома Бахыт отмечает, что не все родители могут позволить себе портфель для ребенка за 20–30 тыс. тенге.
– Конечно, есть ранцы и за 5 000, и даже за 3 000, но они мягкие, с неудобными лямками, да и сезон могут не выдержать, ведь нагрузка ежедневная, – признается опытный продавец. – Прибавьте сюда и детские вкусы – всем нужны сумки с героями мультфильмов. Я всегда советую: если есть возможность, купить ранец подороже и качественнее, но без каких-то мультяшек. Ведь через год мода на фей или тачки пройдет, школьник начнет просить новый портфель, а каково это – выложить вновь большую сумму?! Лучше один раз на 4 года купить надежную вещь, которая будет и красивой, и полезной. Хотя бы так мы поможем нашим малышам, ведь в школу сегодня ходить ох как нелегко…