Талдыкорганская трасса (часть магистрали Алматы – Усть-Каменогорск) протяженностью около 260 км считается главной транспортной артерией Жетысу и одной из самых загруженных в регионе. Ее реконструкция разбита на несколько участков, где сейчас полным ходом идут строительно-монтажные работы. Согласно проектно-сметной документации обновленная дорога будет абсолютно ровной. Она строится со всеми необходимыми ограждениями, с широкой разделительной полосой посередине.
По информации нацкомпании «КазАвтоЖол», в конце нынешнего года полностью откроется движение на 80-километровом отрезке Алматы – Капшагай. Здесь завершены земляные работы, укладывается дорожное полотно, строятся мосты, путепроводы, развязки, водопропускные каналы. Объект возводится по нормативам категории 1А с цементобетонным покрытием, расширением до шести полос.
Как сообщил директор Алматинского областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Батыр Дадамурзаев, качество автострады будет аналогичным автобану Астана – Бурабай, разрешенная максимальная скорость движения составит 140 км в час. В перспективе трафик на капшагайском маршруте вырастет с нынешних 18 тыс. до 61 тыс. автомобилей в сутки. В связи с этим дорога будет платной, стоимость проезда определят позже.
Впрочем, автолюбители уже почувствовали качество новой «бетонки». Еще полгода-год назад им приходилось испытывать неудобства, объезжая строительные объекты по старой грунтовке. А сегодня они с комфортом проезжают несколько готовых участков, введенных в эксплуатацию на всем протяжении маршрута до Талдыкоргана.
По информации специалистов-дорожников, свыше 90% используемых стройматериалов – отечественного производства. Эту продукцию поставляют современные асфальтобетонные заводы и завод металлических конструкций, возведенные вдоль трассы. Важно, что процесс укладки земляного полотна проверяют специальные лаборатории и инженерные службы по надзору. Они же проводят испытания строительных материалов. Согласно новым стандартам увеличена толщина дорожного покрытия, используется многослойная технология, которая защищает дорогу от механического износа и воздействия природно-климатических факторов. Срок службы цементобетонной конструкции – 20–25 лет без капремонта.
Расстояние от Капшагая до Талдыкоргана – около 180 км. Здесь дорога будет четырехполосной, категории 1Б, она пойдет в обход опасного перевала Архарлы и нескольких населенных пунктов. С учетом рельефа местности (крутых подъемов и спусков) подрядчикам пришлось вести взрывные работы.
На объектах мобилизовано свыше 1 100 единиц техники: асфальтоукладчики, бетоносмесительные и дробильно-сортировочные установки, самосвалы, грейдеры, экскаваторы, бульдозеры. Создано 2,4 тыс. рабочих мест, средняя зарплата строителей варьируется от 90 тыс. до 300 тыс. тенге.
Полный ввод в эксплуатацию автотрассы Алматы – Талдыкорган запланирован к 2017 году. По оценкам экспертов, она играет важную роль в обеспечении как внутриреспубликанских, так и международных перевозок грузов и пассажиров. В числе других масштабных инфраструктурных проектов, реализуемых в Алматинской области, – трассы Алматы – Хоргос (участок трансконтинентального коридора Западная Европа – Западный Китай), БАКАД, Алматы – Астана и Ушарал – Достык. На нужды дорожного строительства региону выделяется самое крупное финансирование в республике – только в нынешнем году направлено почти 48 млрд тенге.