Острая нехватка водителей, изношенные автобусы, их простои – сегодняшние реалии Актобе

1281
Жубаныш Байгуринов
Пожалуй, одним из самых острых вопросов в областном центре остается низкое качество услуг в сфере общественного транспорта. Чтобы дождаться на остановке своего автобуса, нужно потратить уйму времени и терпения. И хорошо, если он вообще подъедет, поскольку бывает и так, что нужный еще вчера маршрут сегодня вдруг оказывается оптимизированным…

Жители 12-го микрорайона, к примеру, жалуются: куда подевался 28-й маршрут? Причем единственный в этом многотысячном жилом массиве. В пос­ледний раз рейс выполнялся в апреле, а потом… пропал. Кондуктор вместе с водителем автобуса, обслуживающие эту линию, как-то оправдывались перед возмущенными пассажирами: мол, на линии их автобус – один! Поэтому и приходится так долго ждать его прибытия – полтора, а то и два часа.
Нынче же стой на остановке хоть целый день – 28-й уже не появится. Говорят, оптимизировали, пустили по другому маршруту. Горожанам теперь приходится идти пешком через весь микрорайон 2–3 километра к оживленной центральной улице, чтобы там сесть на другой автобус – на тот, какой попадется. И это, увы, стало обыденным явлением.

Неудобства граждане испытывают не только из-за 28-го. По городу люди часами ожидают автобусов и по многим другим маршрутам. При этом салоны общественного транспорта заполняются до отказа, особенно в час пик. Тут уж о соблюдении социальной дистанции говорить не приходится. Приплюсуйте сюда изнуряющую 30-градусную жару, взвинченные нервы, испорченное настроение…
На этом фоне растет число жалоб в адрес перевозчиков, городских властей. Достаточно зайти на их сайты, где пассажиры требуют, ругают, задают неудобные вопросы.

Безусловно, улучшение качества работы общественного транспорта местными исполнительными органами не снимается с повестки дня. Недавно на одном из рабочих совещаний этот вопрос рассматривался в очередной раз. В частности, речь зашла об электронном билетировании. Как было отмечено, данное новшество, внедряемое в рамках программы «Цифровой Казахстан», сегодня уже действует в автобусах всех городских маршрутов.
Стационарные валидаторы установлены в 160 автобусах ТОО «Автопарк» и в 90 автобусах ТОО «ПАТП». Система электронного билетирования предоставляет возможность оплаты посредством транспортной карты, QR-кода, СМС и по Bluetooth через специальное приложение.
Введен нынче и дифференцированный тариф на проезд. Стои­мость при оплате электронным способом составляет, как и было до этого, 80 тенге, а при расчете наличными – 150 тенге.

Как утверждают чиновники, электронное билетирование позволит вывести денежные средства из теневого оборота, что будет способствовать обновлению автобусного парка, износ которого достиг 60–80%.
Однако проблема сегодня упирается не в валидаторы и не в износ автобусов, а в элементарное отсутствие государственных субсидий для поддержки социально значимых маршрутов общественного транспорта. Более подробно прокомментировать ситуацию, которая характерна для всех компаний-перевозчиков и продолжает вызывать серьезные нарекания со стороны пассажиров, мы попросили начальника юридического отдела ТОО «Автопарк» Руслана Жилкаманова.
По его словам, в городе на сегодня насчитывается 53 маршрута, из них у ТОО на обслуживании находятся лишь 34. Это право по результатам конкурса предприя­тие-перевозчик выиграло еще в 2015 году.


Техническое состояние автотранспортных средств, действительно, не радует. Сегодня на линию выходят лишь небольшие ПАЗики – автобусы российского производства, выпущенные с конвейера в 2016–2018 годы. Почему в свое время именно на них был сделан выбор?
Объяснение простое: они дос­тупнее по цене, экономичнее, да и запчасти для них тоже не в дефиците. А для приобретения более комфортабельных автобусов зарубежного производства у ТОО нет материальных возможностей. Та техника, что собирают в нашей республике, тоже не особо дешевая по стоимости, и запчасти на нее непросто достать, считает представитель компании-автоперевозчика.

Спрашиваю, куда же подевались 70 автобусов марки «Ankai» синего цвета и 10 – марки «Iveco», которые были приобретены четыре года назад? Оказалось, предназначались они совсем для другого перевозчика – бывшего троллейбусного парка.

Парк реорганизовали, и как-то так получилось, что значительная часть тех самых автобусов оказалась не на ходу... То бишь, разукомплектованными.
По логике вещей, в соответствии с правилами перевозок парк должен обновляться регулярно, но без субсидий само ТОО сделать это не в состоянии. Тем более что ныне существующий тариф в размере 80 тенге за проезд не покрывает расходов, а вся сумма, поступающая от проезда пассажиров, тратится на текущее содержание парка и выплату зарплаты, не скрывает озабоченности представитель ТОО «Автопарк».

Чтобы обновлять автотранс­порт, как воздух нужны субсидии и регулярные компенсации из бюджета за проезд льготных категорий граждан. Так или иначе, вопрос субсидирования влас­тями недавно рассматривался, и выделение средств в текущем году уже утверждено по 29 социально значимым маршрутам.
Между тем, если сравнивать ситуацию с двумя прошедшими годами, то число автобусов, обслуживающих маршруты, значительно сократилось. По словам Руслана Жилкаманова, это связано не только с износом техники, но и с острой нехваткой водителей. Кстати, данная проб­лема характерна и для других регионов страны.
Чего скрывать, профессия водителя автобуса сейчас стала не столь привлекательной. Да и на законодательном уровне есть препятствия: без категорий Д, Д1 теперь за баранку автобуса не сядешь, к тому же нужно иметь не менее трех лет опыта и достигнуть определенного возраста.
Отток связан и с недовольством самих водителей, кондукторов. Многих из них привычная прак­тика сбора наличных средств за проезд вполне устраивала, а тут с внедрением электронного билетирования стали невозможны факты присвоения части денег.

Так или иначе, ужесточение финансовой дисциплины, связанное с безналичной оплатой, заставило отдельных водителей уволиться. Кто-то из них пробовал возмущаться, отказывался выезжать на линию. Нынче же все водители, по словам Руслана Жилкаманова, после встречи и разъяснительной беседы с руководством вышли на работу, и проблема с оттоком кадров приостановлена. Сейчас в месяц рабочий график водителя составляет в среднем 20 дней.
Зарплата у него сдельная, в зависимости от выполненной работы. Кто-то может пять дней проработать, кто-то 20, и в зависимости от этого получит зарплату. До настоящего момента заработок составлял около 100 тыс. тенге. Руководство ТОО планирует поднять его: если хороший объем будет выполняться, то размер зарплаты дойдет и до 200 тыс., а при субсидиях из местного бюджета эта сумма может быть и выше.

Опять-таки все будет зависеть от того, насколько качественно водитель станет выполнять свою работу. 20 рабочих дней в месяц – вполне посильная нагрузка, считает представитель перевозчика.

Сейчас предстоит набрать новых водителей на место уволившихся, так как в ТОО ежедневно на линию выезжают около 120 автобусов. Но и этого, безусловно, недостаточно. Чтобы удовлетворить 100-процентную потребность пассажиропотока, автопарку нужно выводить на маршруты до 200–220 автобусов.
А совместно с другим городским предприятием-автоперевозчиком в день требуется на линии около 350–400 автобусов – только в этом случае в Актобе полностью будет снят проблемный вопрос с общест­венно-транспортным обеспечением. На самом же деле в общей сложности сегодня два предприятия-перевозчика в сос­тоянии обеспечить выход на линию всего 200 с лишним автобусов, и это притом, что город растет, появляются новые микрорайоны, население увеличивается.
Что касается приостановки некоторых маршрутов, то это временная мера, полагает представитель ТОО. Она связана с оптимизацией. Предприятие действует так в соответствии с рекомендациями уполномоченного органа – городского управления ЖКХ – организатора перевозок. Впрочем, в скором времени с проведением конкурса данный вопрос должен решиться. Схема движения общественного транспорта будет пересмотрена и, возможно, какие-то маршруты вновь оптимизируют, объединят.

В автобусах, помимо валидаторов, также планируется установить системы видеонаб­людения для дополнительного контроля. Но это в перспективе. И перевозчики соглашаются с тем, что качество обслуживания в общественном транспорте все еще далеко от идеала. Сказывается тот самый недостаток маршрутов. Ведь в минувшем году в пик пандемии резко сократили количество автобусов, а после того, как ситуация стабилизировалась, к прошлому уровню вернуться, увы, не удалось.

Часть водителей, уволившаяся в тот период, устроилась на другую работу. И их автобусы теперь некому водить. На балансе у ТОО около 400 автобусов, из них на линию выезжают, как уже было сказано, всего 120. Вот и представьте, сколько сегодня единиц автотранспорта обездвижено в отдельно взятом автобусном парке отдельно взятого города. Не самого бедного в Казахстане, кстати говоря.

Популярное

Все
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Актау станет международным курортом
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Полевые работы в интерьере проблем
Где можно будет увидеть военный парад 7 мая
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Всегда на линии огня
На острие волны – соломенные тюки
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
Промышленные роботы ускорят автосборку
Пылят, грохочут, загрязняют реки…
В Астане презентовали 10-томное собрание трудов Каныша Сатпаева
Не прошедшие модернизацию рынки Алматы будут закрыты с 2026 года
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика
Потребителей приучат к бережливости
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»

Читайте также

TurkісSkills-2025: первый чемпионат профмастерства пройдет …
Они освобождали Европу
В Минобороны обратились к казахстанцам
КНБ сделал заявление о фейке в соцсетях

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]