Прикоснуться к прошлому и обогатиться духовно 29 июля 2019 г. 10:40 4231 Алия Майсеитова …И не достигнет стрелаСкала Оқжетпес в Бурабайском районе Акмолинской области – самая высокая вершина Кокшетауской возвышенности. Ее окружает великолепная природа: березы, сосны и гранитные скалы. Оқжетпес хорошо видна с берега озера Аулиеколь. О происхождении этой скалы в народе ходит много легенд и сказаний. Шокан Валиханов сложил о ней более 15 легенд. Сакен Сейфуллин в своей лирической поэме «Кокшетау», упоминая скалу Оқжетпес, описал трагическую судьбу красавицы-калмычки. В ней рассказывается о временах, когда казахи и калмыки воевали. Между воинами победного похода хана Абылая возник спор из-за юной пленницы. И хан предложил девушке самой определить достойного. Хрупкая, как дитя, калмычка подняла бездонные глаза и ответила: «Великий хан, спасибо за такую честь. Пусть моим выбором будет самый уважаемый мужчина. А мой белый платок повесят на вершину скалы. Чья стрела долетит до вершины горы, за того я выйду замуж!» Но ни одна из выпущенных джигитами стрел не коснулась белого платка. Лишившись возлюбленного, наложница бросилась с вершины горного утеса в воды голубого залива озера Аулиеколь. С тех пор вершину народ называет «Оқжетпес» («стрела не достанет»).Поляна хана Полувековая эпоха правления хана, известная в народе как Золотой век Абылая, отражена в архивных источниках и историографии. По сведениям краеведа прошлого века Карты Кантарбаева, в окрестностях Көкше-Бурабая находились две площади, связанные с именем Абылая: Үлкен және Кіші алаңы – Большая и Малая поляны.Историческое место у горы Оқжетпес, на берегу озера называют «Абылай хан алаңы», то есть «поляна Абылай-хана». В 1991 году на поляне установлена стела великому хану в связи с его 280-летием. Стела, на вершине которой парит беркут под сияющим солнцем, напоминает о символах Государственного флага республики, независимости нашей страны, за которую боролся Абылай, а стилизованное под пучок стрел восьмигранное основание стелы символизирует единство народа. Круг, охватывающий стрелы, символизирует родину-шаңырақ, а уыки-жерди, которые держат его, – многонациональный народ Казахстана.В 2009 году здесь открылся экспозиционный комплекс «Орда Абылай-хана». В него входят 3 главных объекта: надгробие Абылай-хана, зал истории и кымызхана. Один из известных еще – трон Абылай-хана. Он из белого природного камня. Туристы считают трон святым местом, обходя вокруг него 7 раз. В композицию комплекса входят также скульптуры Баян-батыра и Кожабергена. На площади в 288 квадратных метров разместились многочисленные свидетельства огромной вехи правления, настоящего патриотизма и мужества одного из сыновей казахского народа – хана Абылая, ратовавшего за свободу, независимость, объединившего свой народ.Место каменных балбалов Находящийся в природном национальном парке «Буйратау» археолого-этнографический комплекс «Кумай» – место, в котором каменные памятники рассказывают о духовном мире тюрков древних эпох.Каменные балбалы – статуи, высеченные из гранита, установлены с восточной стороны ритуальных оград в долине реки Кумай. Вероятно, у этих статуй, каждая из которых имела свое название и символизировала духовную культуру, проводились обряды поклонения душам предков. Сами же персонажи поклонения в свое время были выдающимися людьми племени, честно служившими Отечеству, заботившимися о нуждах своего народа, сражавшимися с врагами.Топографически выделяется большой мемориальный камень высотой более 2 метров, вероятно, посвященный вождю-кагану. Он стоит впереди других скульптур и обращен лицевой стороной к востоку, в сторону реки.В правой руке гигантской статуи изображен огромный бокал, символически наполненный священной водой для принесения клятвенной присяги верности своему народу (ант суын ішу – ритуал пития клятвенной воды). Вождь клялся, что благословленный Богом неба – Тенгри на власть, он будет заботиться о благополучии родной земли и сохранит ее для потомков.В левой руке изображено оружие, меч-акинак, свидетельствующий о готовности защитить Отечество. С такими же воинскими атрибутами сооружены и другие каменные статуи-балбалы, но находятся они немного позади вождя.Между Коргалжыном и Нурой Мавзолей Ботагай (Бытыгай, Татагай) – архитектурный памятник ХІ–ХІІ веков. Находится на левом берегу Нуры, в Коргалжынском районе Акмолинской области. Впервые название нанесено на карту России в 1694 году послами Ф. Скибиным и М. Трошиным, прибывшими к хану Тауке. Карта состояла из 20 страниц и называлась «Казахская орда». В ней было сказано, что город Ботагай расположен на побережье между озером Коргалжын и рекой Нурой. Здесь пересекаются многие караванные дороги, проходившие по Великому шелковому пути.В 1762 году в Петербурге опубликована книга «Произведение императорского советника Академии наук Петра Рычкова». Русский ученый, прошедший по казахской земле, написал следующие данные о Ботагае: «Бытыгай – остатки великого города орды кыргыз-кайсаков на реке Нуре, вливавшейся в озеро Коргалжын. По характеристике, находился в 10 километрах, и здешние четырехугольные строения в виде дворца были настолько велики, что занимали 300 саженей. Здесь есть одна мечеть и обрушенные каменные здания». После смерти Тауке-хана Ботагай опустел, оставалось немного до его разрушения.В 1825 году советчик Демидов в записи на имя Александра I о переселении пограничной линии Сибири и Оренбурга в Казахстан писал о памятнике: «Среди соленых озер Коргалжын – самое большое, с окружностью 300 километров. Река Нура, раньше впадавшая в реку Есиль, сейчас впадает в это озеро. Неподалеку виднеется территория старой пашни, доказывающей плодородность этих земель, а кирпичные развалины, образовавшиеся от разрушения старого города, повествуют о значительной архитектуре... Это говорит о том, что в этих краях обитает образованный, грамотный народ».В 1862 году мавзолей Ботагай нарисовал великий ученый-этнограф казахского народа Шокан Валиханов. Сведения о мавзолее имеются также в работах Иосифа Кастанье, Леонида Семенова.В 1949 году мавзолей был обследован Центрально-казахстанской археологической экспедицией Академии наук Казахской ССР под руководством Алькея Маргулана, который локализовал город Татигай (Тотогай, Ботагай) на месте одного из крупных холмов левого берега реки Нуры, отождествив его с городом Ахсикетом, обозначенным на Каталонской карте (1375-й) в низовьях реки Нуры.Пещера КенесарыС именем Кенесары-хана, внука знаменитого хана Абылая, связана одна из крупнейших в мировой истории XIX века антиколониальных войн. Внук Абылай-хана, сын султана Касыма Абылайулы, Кенесары Касымов вырос в аристократической семье, игравшей почти столетие руководящую роль в политической жизни казахов Среднего жуза. Кенесары родился в 1802 году в историческом месте Кокшетау – Бурабае.В Көкше-Бурабае есть место, овеянное легендами, которое в народе называют «Пещера Кенесары» («Кенесары үңгірі»), где маленький Кенесары, внук хана Абылая, играл со сверстниками, здесь же он научился сидеть в седле и лихо стрелять из лука.В юные годы Кенесары после удачной охоты оставался на ночь в этом природном убежище.Пещера находится на южном берегу озера Боровое, в Бурабайском районе Акмолинской области. Высота входного прохода составляет 3 метра.В легендарной пещере Кенесары установлена мемориальная доска со стихами Магжана Жумабаева:«Всю ночь сидел в пещере той,Вопрос решал он непростой, На части разрывалось сердце, Как же спасти народ степной?Информация взята из книги «Сакральные объекты Казахстана общенационального значения». Продолжение следует…
11 декабря 2025 г. 14:02 Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксплуатацию трехосных самосвалов на 3 года
21 ноября 2025 г. 18:54 «Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
24 ноября 2025 г. 19:36 Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
24 ноября 2025 г. 14:35 Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области