
В Кызылорде впервые выделяют сотни миллионов тенге на субсидирование части затрат перевозчиков, работающих на внутренних городских автобусных маршрутах.
Но решат ли деньги вопросы, накопившиеся в этом сегменте за долгие годы?
Работа общественного транспорта – главная тема, обсуждаемая кызылординцами в соцсетях, выносимая на страницы местной прессы. Автобусным сообщением здесь пользуются практически все. Кызылорда – большой город с обширными кварталами частного жилого сектора на окраинах, и вопрос своевременной доставки граждан на работу, учебу, в общественные места является одним из главных для городского и областного акиматов.
Но этот наиглавнейший вопрос пока имеет какой-то скандальный и анекдотический подтекст. Ежедневно в соцсетях люди пишут гневные комментарии по поводу того, что на отдельных маршрутах не хватает автобусов, поэтому их приходится ждать чуть ли не по часу, что некоторые окраины вообще не охвачены движением общественного транспорта. Ведь это про неблаговидные реалии городских пассажироперевозок сочиняют куплеты: «Легче сунуть в сумку глобус, чем с утра себя в автобус!»
Отдадим должное исполнительной власти. Довольно часто чиновники по поводу проблем в сфере общественного транспорта Кызылорды дают брифинги и пресс-конференции. Вот и на днях руководитель городского отдела жилищно-коммунального хозяйства, автомобильных дорог, пассажирского транспорта и жилищной инспекции Бауыржан Оспанов рассказал журналистам о том, что для стимулирования и субсидирования частных перевозчиков из областного бюджета впервые выделено 396 млн тенге.
За время пандемии в сегменте перевозок уменьшился пассажиропоток, и на многих маршрутах внутри города стало невыгодно работать. Поэтому перевозчики, обслуживающие социально значимые маршруты, востребованные населением, получат поддержку в виде государственных субсидий.
Субсидии – хорошо, а логика – еще лучше. Если бы исполнительная власть прислушивалась к голосу народа, который ежедневно «вопиет» в соцсетях о своих проблемах, и экстренно принимала меры, уже бы все, думается, было налажено.
Например, проблема: не на все окраины ходит общественный транспорт. Вы представляете себе ситуацию, когда соседи в частном секторе по трое-четверо скидываются на такси, чтобы уехать на работу или отправить детей в школы, колледжи? Ну нет автобусов, и все тут! Трудно, конечно, это представить, но «белых пятен» на транспортной карте Кызылорды достаточно, и в городе есть десятки мест, куда добраться на автобусе невозможно.
– По просьбе населения пересмотрена схема движения пассажирского транспорта, – сообщает Бауыржан Оспанов.
Если и пересмотрена, то, наверное, наспех, потому что горожане каждый день продолжают жаловаться на отсутствие на их улицах общественного транспорта. Надо подумать о людях с каждой улочки, ведь для них это жизненно важно!
Второй вопрос – на одних маршрутах работают большие комфортабельные автобусы, на других – старые «убитые» маршрутки. И пассажиры очень этим недовольны.
А дело в том, что часть городских внутренних линий обслуживает большая организация – городской автобусный парк, а часть – мелкие предприниматели. И у автобусного парка нет «мелкого» транспорта. И на маршрутах, что обслуживает парк, порядок. Не заставляет ли это сделать выводы? Такие, какие, к примеру, сделал житель Кызылорды Олег Демидов.
– Все пассажирские перевозки в городе надо отдать в одни руки, – считает он. – Чтобы было с кого спрашивать за каждую мелочь и легче контролировать. Ситуация с автобусными перевозками в областном центре как раз та, что требует если не монополиста, то единого транспортного подрядчика. Если бы все маршруты обслуживал только автобусный парк, везде было бы нормальное качество услуг, а мелкие предприниматели со своими видавшими виды маршрутками только создают суету, а толку от них немного. Да, у автобусного парка пока не хватает мощностей, но ради народа местной исполнительной власти следует помочь этому автобусному предприятию развиться, чтобы раз и навсегда решить проблему общественного транспорта в Кызылорде.
Думается, в горакимате это прекрасно понимают, нужно только действовать.
– В настоящее время по областному центру курсирует около 400 автобусов разной вместимости по 26 внутригородским и 8 пригородным маршрутам, – рассказал руководитель городского отдела жилищно-коммунального хозяйства, автомобильных дорог и жилищной инспекции. – Но значительная часть этого транспорта изношена. Есть планы побудить предпринимателей обновить его, выдавая на эти цели льготные кредиты.
А что делать с водителями и кассирами маршруток, регулярно нарушающими правила перевозки пассажиров и морально-этические нормы? Чуть ли не каждую неделю жители Кызылорды выкладывают в Интернете истории о том, как им нагрубили в транспорте в ответ на просьбу к водителю не курить или не разговаривать по телефону за рулем. Как маршрутка проехала мимо переполненной остановки, потому что на ней стояли в основном дети-школьники, а они платят меньше, чем взрослые пассажиры, но занимают в микроавтобусе много места со своими школьными рюкзаками. Недавно один пользователь выложил в Сеть фото, как некий водитель на линии ведет маршрутку и одним глазом смотрит видеоролики на планшете. Да, и такое бывает!
В ТОО «Автобусный парк «Кызылорда»» сейчас, конечно, тоже не самые лучшие времена, уменьшение пассажиропотока в пандемию ударило по предприятию. Но здесь стараются наладить обслуживание пассажиров, чтобы оно было достойным.
Директор ТОО Руслан Ерсултанулы рассказал, что в настоящее время из 135 автобусов, принадлежащих предприятию, на линию выезжают около 90, остальные находятся на капремонте, запчасти дорогие, ибо автобусы импортные, китайские.
– Теперь планируется покупать автобусы российского и узбекского производства, запасные части к ним обойдутся значительно дешевле, – поясняет Руслан Ерсултанулы. – Во всех автобусах ТОО пассажиры могут оплатить за проезд в электронном виде – через приложение, например, или просто с банковской карточки.
А мелкие перевозчики, кстати, часто выступают против внедрения электронной системы оплаты, им не очень хочется афишировать свои истинные доходы.
Однако по решению горакимата Кызылорды в договоры о перевозке пассажиров теперь внесен специальный пункт, обязывающий всех транспортников на городских линиях устанавливать на своих машинах систему электронных платежей. И во время следующего тендера на пассажирские перевозки предпочтение будет отдано тем предпринимателям, кто установил такое оборудование.