«Сбоев в работе гигантского железнодорожного механизма быть не должно»

2197
Интервью подготовила Любовь Ровба

В текущем году АО «НК «Қазақстан темір жолы» отмечает свое 25-летие. За это время национальный перевозчик прошел большой путь преобразований, с каждым годом наращивая производственные показатели и воплощая в жизнь крупные инфраструктурные проекты. Железные дороги имеют стратегическое значение для экономического развития и безопасности Казахстана, и сегодня компания стоит у порога новых реформ. Заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Канат АЛЬМАГАМБЕТОВ в интервью нашей газете рассказал о предстоящих изменениях, планах на перспективу и уже достигнутых результатах.

Канат Есмуханович, проработав на стальной магистрали Казахстана около 40 лет, Вы стали свидетелем масштабных преобразований. Что Вы могли бы отметить в качестве главных достижений АО «НК «ҚТЖ» с момента образования?

– Самым главным достижением за годы независимости считаю огромный вклад железнодорожников в становление и развитие экономики страны. Несмотря на почти 100-процентную зависимость от поставок запасных час­тей и комплектующих извне, предоставляя один из самых низких тарифов на пространстве СНГ, железнодорожники Казахстана все эти годы обеспечивают стабильные перевозки пассажиров и народнохозяйственных грузов.

И конечно же, одно из основных достижений компании за прошедший период – строительство порядка 2,5 тысяч километров новых железных дорог, которые обеспечили кратчайшие расстояния для внутренних и трансконтинентальных перевозок. Это позволило интегрироваться в глобальные логистические цепочки и перео­риентировать часть международного транзитного грузопотока на казахстанские маршруты.

В результате значительно вырос объем перевозок. В прошлом году по основному производственному показателю – эксплуа­тационному грузообороту – мы достигли исторического максимума за годы независимости Казахстана. По итогам 2021 года он составил 239 миллиардов тонно-километров, а в первом полугодии текущего года достиг 120 миллиардов тонно-километ­ров, что на 5% выше аналогичного показателя минувшего года. Отправлено около 127 миллионов тонн грузов.

Преодолена рубежная планка и в транзитных перевозках – в 2021 году через Казахстан проследовало более миллиона груженых контейнеров. Реализованы масштабные проекты в отрасли отечественного железнодорожного машинострое­ния – построены заводы по производству электровозов, тепловозов и пассажирских вагонов, возведены необходимые объекты инфраструктуры, в том числе новый железнодорожный комп­лекс «Нұрлы жол» в столице.

– В начале июля Глава государства поручил осуществить масштабную модернизацию ҚТЖ. На чем планируете сосредоточиться в ближайшее время?

– Президент страны дал конкретные поручения по трансформации компании, увеличению ее логистических возможностей. И в настоящий момент мы совмест­но с Министерством индустрии и инфраструктурного развития работаем в этом направлении.

Компания продолжает оставаться главным перевозчиком продукции отечественных предприятий как внутри страны, так и на экспорт. И конечно же, нужно развивать компетенции в логистике, увеличивать транзитные перевозки, искать альтернативные маршруты, помогать казахстанским предприятиям осваивать новые регионы сбыта продукции.

В связи с этим, безусловно, будут и новые компетенции АО «НК «ҚТЖ» в части принятия решений, усиления партнерства с соседними железнодорожными администрациями, транспортными компаниями и предприятиями и т. д. Запланирован большой комплекс мер. Начиная от стыков, границ, терминалов внутри Казахстана и за его пределами – все это получит развитие, в том числе и наши порты на Каспии.

– Несколько лет назад компания уже претерпевала глобальные изменения, тогда ставилась задача объединения с другими видами транспорта и превращения АО «НК «ҚТЖ» в крупный транспортно-логис­тический холдинг. Что пошло не так?

– Когда через Казахстан пошел первый контейнерный поезд ЕС – КНР – ЕС и проект стал развиваться, у нас появились масштабные программы, нацеленные на усиление влияния ҚТЖ в работе с транзитом, участие в строительстве контейнерных хабов в портах, терминалах на конечных пунктах. Компании передали в управление аэропорты, порты, «Казавтожол». Все это делалось для того, чтобы максимально использовать транспортные возможности Казахстана. Однако при этом было упразднено Министерство транспорта, и все эти масштабные изменения курировались на уровне вице-министра и Комитета транспорта, что, конечно, создавало определенные сложности. Все ошибки тех лет, надеюсь, будут учтены.

– Но ведь Министерства транс­порта в Казахстане по-прежнему нет. К слову, вопрос его создания постоянно поднимают старожилы отрасли.

– И я с ними согласен. Казахстан – огромная страна. Внедряются масштабные проекты в железнодорожной отрасли, столько автомобильных трасс строится, авиация развивается, порты. Это и взаимосвязанность регионов, и взаимодействие с соседями. По моему мнению, МИИР просто физически не успевает проводить необходимый объем работы по нормативно-правовому регулированию в транспортной отрасли. У нас много законодательных норм, которые не ускоряют, а сдерживают развитие транспорта, а где-то даже останавливают его. Думаю, благодаря созданию Министерства транспорта было бы легче воплощать в жизнь пос­ледние указания Главы государства, быстрее будет принята транспортная стратегия. Это веление времени, и мы надеемся, что этот вопрос в скором времени будет решен.

– Как на деятельности компании сказывается геополитическая ситуация?

– Геополитическая ситуация создает новую реальность в регионе. Сегодня меняются многие традиционные маршруты перевозок. И конечно, нашим грузоотправителям тяжело быст­ро найти рынки сбыта и пути дос­тавки своих товаров с Востока на Запад и наоборот. Поэтому перед ҚТЖ и стоит задача развивать логистику и искать новые альтернативные пути. Кто сейчас предоставит хороший, надежный маршрут транспортировки – тот будет иметь груз, транзит и доход.

К примеру, ситуация в России и Украине привела к переориентации в этом году более двух миллио­нов тонн казахстанских экспортных грузов с российских портов на порты Латвии (Вентспилс, Рига, Лиепая). Мы принимаем меры по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Потенциал перевозок только казахстанских грузов по ТМТМ оценивается более чем в четыре миллиона тонн в год. Логистические операторы Северного маршрута Китай – Европа также могут переключить свои объемы на этот маршрут, однако сдерживают пропускная способность и конкурентоспособность тарифов.

Еще одним важным направлением развития перевозок при снятии санкционных ограничений может стать Иран. Его выгодное географическое положение, выход к мировому океану может предоставить грузоотправителям доступ на рынки стран Персидского залива, Индии, Пакистана через сухопутные железнодорожные погранпереходы между Туркменистаном и Ираном – Акяйла, Сарахс и далее через иранский порт Бандар-Аббас, а также через порт Актау на иранские порты Энзели и Амирабад.

Мы проводим работу с иранскими и туркменскими партнерами по оптимизации логистики и тарифных условий перевозок грузов. Прорабатываем маршруты для перевозки грузов через Казахстан, Туркменистан и Иран.

– Сегодня на повестке ҚТЖ реализация важных проектов: модернизации участка Достык – Мойынты, строительства пути в обход Алматы и дороги Мактаарал – Дарбаза. Недавно стало известно о возможности строительства на границе с Китаем нового железнодорожного погранперехода Бахты – Аягоз. Чем обусловлено такое решение?

– Сейчас мы видим, что идет сдерживание потока отечественных и транзитных грузов на Китай. Это связано с тем, что перерабатывающая способность двух стыковых станций, особенно на китайской стороне, уже заполнена. А с нашей стороны заполнена пропускная способность подходов к этим станциям, особенно к станции Достык. Поэтому и возникла потребность в третьем стыке.

Грузоотправители из России, Беларуси готовы стабильно отправлять транзитом через Казахстан до 20 миллионов тонн грузов в год. Причем независимо от того, будут ли отменены санкции, грузопоток будет обеспечен, так как часть из них намерена подписать твердые контракты.

Ну и в первую очередь это пойдет на пользу казахстанским грузоотправителям, экспортникам, которых мы сейчас вынуждены сдерживать. У них появится возможность отправлять свои грузы через новый маршрут. На мой взгляд, это даст импульс как развитию экономики Казахстана, так и увеличению грузооборота с нашими соседями – РФ и КНР.

Сейчас Россия активно ведет переговоры с Китаем по поводу открытия других стыков в связи с переориентацией грузопотоков на Азию. Этот рост товарооборота должен быть подкреплен инфраструктурой, поэтому открытие погранперехода Бахты – Аягоз – необходимость. Ну и плюс этот регион у нас достаточно густонаселен, развито сельское хозяйство. Проект даст толчок развитию Аягозского и Урджарского районов.

– Как Вы оцениваете допуск частных перевозчиков к услугам магистральной железнодорожной сети? Нужна ли конкуренция на железнодорожном транспорте?

– Мы не против конкуренции, однако необходимы системные меры по выработке конкурент­ных механизмов в грузовых железнодорожных перевозках. В 2018 году, когда частные перевозчики в пилотном режиме получили доступ на этот рынок, нам обещали, что они привлекут свои объемы с новых предприятий, автомобильного транспорта и т. д. Однако сейчас мы видим, что этого нет. Большинство частных перевозчиков – это компании, которые уже аффилированы и с грузополучателями, и с грузоотправителями. Они выбирают доходные маршруты, доходную перевозку. Но ведь есть и нерентабельные, которые неинтерес­ны частным перевозчикам, но имеют большое социально-экономическое значение. Все, что не приносит дохода, оставили ҚТЖ. Как национальная компания, мы осуществляем такие виды перевозок, не получая льгот и финансово проигрывая. Сложно назвать это равными условиями. Забрав 3–4% грузооборота у ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки», частные перевозчики при этом забрали у них и прибыль до 10%.

Когда нам приводят в пример опыт Европы, нужно понимать, что у нас в общем объеме почти 80% – это грузовые перевозки, а у них свыше 70% – пассажирские, поэтому сравнивать некорректно. Европейские железнодорожные компании получают большие дотации от государства. Их финансовое положение во многом зависит от дотаций. А наличие трех частных перевозчиков в Польше создает проблемы при передаче поездов со станции Брест (Беларусь). К слову, нашим ближайшим партнерам – России и Китаю – комфортнее иметь дело с нацкомпанией, чем с частниками, чтобы не допускать заторов на стыках. На мой взгляд, учитывая масштаб перевозок через территорию нашей страны, нужно закрепить эксклюзивное право транзитных перевозок за национальным оператором, как в той же России.

Учитывая наличие локомотивов у частников – это и ветве­владельцы, грузоотправители, грузополучатели, и просто организации – необходимо выработать единые правила их допуска на инфраструктуру.

Эти правила должны быть понятными и прозрачными, четко регламентировать обязанности сторон – участников перевозочного процесса. Не должны зависеть от каких-либо личностных взаимоотношений. Тогда и рынок операторов тяги, и национальный перевозчик будут правильно развиваться – действительно в рыночных отношениях, дополняя друг друга.

Когда речь идет о пассажирских перевозках, одним из наиболее важных для населения вопросов является замена устаревших вагонов на новые. Расскажите о планах по обновлению парка.

– С 2010 по 2021 год было приоб­ретено свыше 1 100 новых вагонов, из них более 600 – «Тальго». В соответствии со Стратегией обновления парка подвижного состава в период с 2020 по 2029 год будет приобретено еще свыше 500 пассажирских вагонов.

При этом следует немного разъяснить сложившуюся ситуацию. В свое время у нас был хороший план закупа и поставки вагонов «Тальго», мы освоили их выпуск в Казахстане и должны были собрать на нужды нацио­нального перевозчика свыше 1 000 таких вагонов. Собрали пока 670, еще 62 будет собрано. То есть в целом 730 вагонов, и на этом выпуск таких вагонов прекращается.

Проведен тендер на поставку новых пассажирских вагонов, его выиграла швейцарская компания Stadler. В настоящий момент идут переговоры по условиям заключения договора, соглас­но которому в конце 2024 года должны начаться поставки новых вагонов. Таким образом, значительный парк – свыше 500 вагонов – будет новый. Наши швейцарские партнеры обещают локализацию минимум 35% при сборке вагонов в Казахстане.

Гарантия успешного решения всех задач – сплоченный коллектив, поэтому самый ценный капитал любой компании – это люди. Какие меры принимаются в ҚТЖ для того, чтобы они чувствовали себя социально защищенными?

– Компания уделяет особое внимание вопросам социальной ответственности. Неукоснительное соблюдение обязательств перед сотрудниками в соответствии с Коллективным договором имеет для нас принципиальное значение. Железнодорожникам предоставляется гарантированный социальный пакет, который включает в себя различные виды льгот. Проводится большая работа по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма.

Заработная плата производственного персонала ҚТЖ в прошлом году повышалась дважды по 10%, а с января текущего года порядка 100 тысячам работников произведено единовременное дифференцированное повышение заработной платы с акцентом на низкооплачиваемый производственный персонал. На эти цели за полтора года выделено около 136 миллиардов тенге.

Наши достижения – это, безус­ловно, заслуга преданных делу настоящих профессионалов. Поэтому хотел бы поздравить с наступающим праздником и поблагодарить всех железнодорожников за добросовестный и самоотверженный труд. Ведь транспортная сеть функционирует непрерывно, поезда идут 24 часа в сутки, и сбоев в работе гигантского железнодорожного механизма быть не должно.

– В год своего 25-летия АО «НК «ҚТЖ» стоит на пороге глобальных изменений. Какой прогноз по развитию компании можно дать на ближайшую перспективу?

– В настоящий момент перед компанией открываются большие возможности как по увеличению грузооборота, так и увеличению доходов, важно их не упустить. Глава государства уделяет особое внимание развитию транспорта, созданию необходимых условий развития транзитного потенциала страны. Правительство и фонд «Самрук-Казына» оказывают поддержку нашим предложениям. И тот общий фон, который создан сейчас, он стимулирует нас ускоряться, оперативно реагировать на изменения и запросы, принимать меры для повышения эффективности работы. Думаю, мы идем в правильном направлении, есть моменты, которые упираются в финансы или нужно решать на государственном уровне. Но уже сейчас есть уверенность, что грядущие изменения положительно скажутся не только на транспортной отрасли, но и экономике страны в целом.

Популярное

Все
Гигантский осетр из металла
Правительство отвечает
Казахстан и Корея расширяют рамки программы добровольного выезда
Не бойтесь проявить себя!
Снижая уровень жестокости
Нацелены на расширение партнерства
Сформировать мультимодальный логистический каркас
Конструктивный обмен мнениями
Стратегия опережающих действий
База для повышения конкурентоспособности
Устойчивый рост и большие планы
Село должно иметь голос
«Исцеление» за три сеанса
На пороге Нового Казахстана
Ушел из жизни основоположник казахстанской школы диалектической логики
Бензин станет качественней
Белый свидетель сложной судьбы
Вновь обострилась проблема водоснабжения сел
Нежность против ненависти
Полотно жизни
Политика здравого смысла
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
Филиал Челябинского госуниверситета в Костанае будет работать по стандартам Казахстана и России
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
В Улытау раскрыто 15 фактов кражи скота
Сделать работу сельских акимов эффективной
Различают только по погонам
В основе успеха – кооперация науки и производства
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
Глава государства принял участие в заседании Совета ОДКБ в узком составе
Каменные идолы острова Пасхи оказались результатом соперничества независимых общин
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Атака на КТК наносит ущерб двусторонним отношениям Казахстана и Украины – МИД РК
Урок от чемпионов: знаменитые спортсмены присоединились к антинаркотической акции в Астане
Отважного школьника наградили за поимку автоугонщика
Чтобы тайное стало явным
Началось строительство сталелитейного завода
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

Гигантский осетр из металла
10-летний школьник помог задержать угонщика
Проект по отображению сигналов светофоров в реальном времен…
Предвидеть демографические штормы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]