Инновационная разработка обеспечила КТО решение приоритетных социально-экономических задач и рост конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Примечательно, что эта инновационная разработка включает функционал по расчету энергосберегающих режимов перекачки и по определению безопасной по времени остановки нефтепровода. В итоге возрастают надежность эксплуатации магистрального нефтепровода и эффективность его работы.
В теоретической части работы получены математические модели и алгоритмы для моделирования транспортировки высокозастывающей и высоковязкой нефти и нефтесмесей способом «горячей» перекачки с использованием химических реагентов (депрессорные и противотурбулентные присадки).
Особенность разработки, в отличие от известных, заключается в том, что программное обеспечение SmartTran в реальном режиме по времени получает оперативные данные от СКДУ (система контроля и диспетчерского управления) и АСКУЭ (автоматическая система коммерческого учета электроэнергии), определяет энергосберегающие режимы транспортировки нефти в соответствии с оптимальными условиями работы насосных агрегатов, печи подогрева и грузооборота магистрального нефтепровода.
В прикладной части работы на основе математической модели и алгоритмов разработано программное обеспечение (ПО) SmartTran, создана цифровая технология путем интеграции ПО SmartTran с информационными системами СКДУ и АСКУЭ КТО.
Модули ПО SmartTran совместно с СКДУ и АСКУЭ системой позволили провести адаптацию характеристик насосов и печи подогрева, уточнение шероховатости стенки трубопровода и определение теплопроводности грунта по всей трассе магистральных нефтепроводов. Она применяется на магистральном трубопроводе с общей длиной 5 377,3 км.
Результаты экономической эффективности транспортировки нефти и нефтесмесей показаны для:
– энергосберегающих режимов перекачки нефтесмесей с депрессорной присадкой;
– энергосберегающих режимов «горячей» перекачки;
– энергосберегающих режимов последовательных режимов перекачки высокозастывающих и высоковязких нефтесмесей;
– энергосберегающих режимов по нефтепроводным маршрутам КТО.
На основании вышеприведенных результатов считаем, что работа «Научно-техническое обеспечение энергосбережения транспортировки нефти и нефтесмесей по нефтепроводным маршрутам АО «КазТрансОйл» и ее авторы (Бейсембетов И. К., Бекибаев Т. Т., Жапбасбаев У. К., Кенжалиев Б. К., Махмотов Е., Саяхов Б. К.) достойны присуждения Государственной премии Республики Казахстан в области науки и техники им. аль-Фараби 2019 года.