Организаторы научного форума – Всемирная ассоциация казахов, Институт истории и этнологии им. Ч. Валиханова и Научная библиотека РГП «Гылым Ордасы» МОН РК – пригласили к разговору известных ученых Казахстана, Китая, России, Монголии, Кыргызстана, Таджикистана.
Заместитель председателя Всемирной ассоциации казахов Талгат Мамашев, приветствуя гостей, напомнил, что во исполнение поручения Главы государства – Председателя Всемирной ассоциации казахов Нурсултана Назарбаева были организованы научные экспедиции в страны компактного проживания казахской диаспоры. Их результаты впервые представили как раз на этой конференции. Научные исследования чрезвычайно важны для оптимизации многосторонней политики Казахстана в отношении сообщества зарубежных казахов, обратил внимание Т. Мамашев. Для соотечественников, в силу различных причин оказавшихся за пределами исторической родины, именно Казахстан является центром духовного возрождения, консолидации и единения казахского народа. В связи с этим алматинской встрече придавалось особое значение в плане осмысления и практического применения научных результатов для сохранения самобытного историко-культурного наследия казахской диаспоры и определения перспектив дальнейших изысканий.
Мировой опыт показывает, что национальные диаспоры формируются не случайно. Их происхождение, как правило, связано с разными детерминантами общественной жизни: политическими, экономическими, духовными, культурными, лингвистическими и экологическими формами их проявления, говорилось на форуме. Казахская диаспора Центральной Азии является наиболее многочисленной и репрезентативной частью всего зарубежного сообщества казахов и насчитывает более 3 млн. человек. Именно она смогла наиболее полно сохранить элементы традиционной этнической культуры. Тем не менее и в ней сегодня происходят существенные этнокультурные изменения, идет процесс социально-экономической адаптации. Поэтому участники конференции были единодушны в том, что культура, быт и творчество казахов Центральной Азии, России и Китая – достойный объект для дальнейшего исследования. Как, к примеру, жизнедеятельность соль-илецких казахов Оренбургской области (Россия), ставших целью исследования российских ученых.
Казахи Соль-Илецка являются коренным населением этих мест и относят себя к Младшему жузу, преимущественно роду табын племенного объединения жетиру. И, несмотря на все социальные перипетии XX века, местные казахи до сих пор отчетливо хранят представления о своей этнической территории.
Казахи в этих краях являются этносом с высоким уровнем урбанизации, хотя Соль-Илецк, скорее, «восточный город» по классификации Вебера. Казахи, как правило, живут в городе в домах-коттеджах, обычно заселяют улицу и привносят в городскую среду сельские социальные нормы и мировоззрение. На основании сохранившихся у населения предметов можно заключить, что местный вариант относится к западному территориальному комплексу казахской культуры. Так, например, при валянии войлока применялась характерная техника, когда узор вырезали из полускатанного войлока и наносили на полускатанную же основу, а затем валяние продолжали дальше. Встречаются также войлоки, орнаментированные по традиции аппликацией из ткани. Бытовавшие женские украшения относились к так называемому «геометрическому» стилю, типичному для западных областей Казахстана.
В пище широк ассортимент из молочных продуктов. На столе всегда присутствует просо, что не принято, например, в Восточном Казахстане. Наверное, единственным видом традиционных предметов быта, которые продолжают изготавливать дома, остаются постилочные коврики – корпе.
Таким же интересным оказался доклад об особенностях мемориальной архитектуры казахов Монголии и Китая, представленный казахстанскими учеными. Стилевые особенности народного зодчества казахов Монголии и Китая особенно ярко отражены в мемориально-культовых сооружениях, сконцентрированных большей частью на кладбищах, называемых местными казахами «бейіт», «қамыр», «қабыр», «зират» или «қорған», считают они. Эти «города мертвых», по их словам, служат надежным этнотерриториальным индикатором для местных казахов. Во время экспедиции в Западную Монголию ученые обследовали более 20 старинных казахских кладбищ – Қарасу, Соғақ, Көк-Мойнақ, Аққол, Бектемір, Қараған, Шөде, Елеш-аулие, Үш құйған и другие. А в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая – около десяти, среди них Ширанза ауылының зираты, Көльбай қамыры, Сарышоқы ауылының зираты, Әліп шапқан (окрестности города Барколя), а также кладбище аула Кожантая (район Текес Или-Казахского автономного района).
Интересно, что кладбища казахов Монголии расположены, как правило, рядом с древними скифскими, гуннскими или древнетюркскими погребениями. Считая, что в каменных курганах погребены их предки, казахи начали пристраивать к керексурам свои могилы. Центральное место семейного захоронения, как правило, занимала могила основателя рода, за ней в строгом порядке следовали могилы умерших позже членов семьи. Новые казахские памятники включились в скифские поминальные комплексы тысячелетней давности, огибая по дуге керексуры, пристраиваясь параллельно квадратным выкладкам, заполняя пространство между ними.
Доклады участников конференции издадут отдельным сборником. По итогам конференции приняты рекомендации, в которых, в частности, предлагается снять серию фильмов и фотоальбомов по казахской диаспоре стран Центральной Азии. Предложено создать и пополнять, в том числе за счет казахской диаспоры, национальный реестр нематериального наследия духовной культуры казахского народа.