Тарифные «рифы»

15828
Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область

В долгах как в шелках

В теории задумка выглядела красиво: государству в муниципальном автопарке Semey Вus отвели долю в 49%, закупили на 4,135 млрд тенге 170 автобусов семейского же производства. Оснастили системой электронного билетирования. В городском акимате заверяли: как только цифровая оплата сделает доходы перевозчика прозрачными, станет понятно, какие маршруты прибыльные, а какие требуют субсидий.

С сентября 2019-го новенькие автобусы вышли на улицы Семея. Тариф для ТОО «Semey Bus» был утвержден такой же, как и для других автопарков, – 80 тенге. Однако не прошло и трех месяцев, как в муниципальном предприятии заявили о тяжелой финансовой ситуации – ни обещанных субсидий, ни компенсации за льготный проезд пенсионеров и детей здесь не увидели. Городской акимат, куда компания обратилась с заявкой на выплаты, переслал просьбу в областную инстанцию. На этом все и заглохло.

Как отметил заместитель директора муниципального автопарка Асет Калигожин, в условиях, когда предприятие несет огромные убытки, единственным выходом из ситуации могло бы стать повышение оплаты за проезд.

С весны ситуация только усугубилась. С началом карантина городской общественный транс­порт значительно ограничили как по времени, так и по количеству автобусов на маршрутах. Доходы предприятия еще сократились. В Semey Вus обязанности кондукторов, которых упразднили, переложили на водителей. При этом ни о каких доплатах работникам речи не шло. Более того, задержки зарплаты стали систематическими. За ТОО вырос долг по обязательным отчислениям в пенсионный фонд и фонд медстрахования.

10 августа Семей «прогремел» на всю страну: водители 104 автобусов отказались выходить на линии. Требование одно – полностью рассчитаться по зарплате и социальным отчислениям. Люди пожаловались, что даже не могут получить положенные от государства пособия по потере работы во время карантина.

«Пожар» в срочном порядке пришлось гасить руководству Семея. Только к полудню на улицах снова стал появляться транспорт.

«Акимат отмечает, что в последнее время в коллективе создалась напряженная психологическая обстановка, – появился в тот же день официальный комментарий местной исполнительной власти. – Имеется серьезное недопонимание между сотрудниками управления ТОО «Semey Bus» и рядовыми водителями, которое вылилось в трудовой конфликт. Заложниками этих отношений явились сотни горожан, которые в день празднования 175-летия великого Абая не смогли воспользоваться услугами городского автотранспорта».

Заодно в акимате напомнили о социальной значимости сферы перевозок и заверили: не допустят митингов, забастовок и ультиматумов, ведущих к нервозности, потере уважения коллектива, работы, а в большем – к дестабилизации и хаосу. Правда, каким образом водителей будут удерживать от протеста, представители власти не уточнили.

Сплошные нарушения

На днях областная государственная инспекция труда отчиталась о результатах внеплановой проверки ТОО «Semey Bus». По словам заместителя руководителя инспекции Кайрата Аблкаи­рова, на предприятии выявили свыше 70 нарушений трудового законодательства. Среди самых многочисленных – неправильное определение часовой тарифной ставки, самоуправство при увольнении, а также при начислении выплат и компенсаций за неиспользованный отпуск, нарушение режима работы и отдыха, отсутствие доплат за работу в выходные, праздничные дни, а также за сверхурочное время…

– Предприятие обязано выплатить работникам пеню за каждый просроченный день в размере более 4,5 миллиона тенге, – пояс­нил заместитель руководителя инспекции. – Плюс ТОО должно выплатить пособие по временной нетрудоспособности в размере 41 760 тенге, компенсацию за неиспользованный отпуск на сумму 830 тысяч тенге, а также остаток заработной платы 43 сотрудникам за период с октября 2019 года по июнь текущего года в размере 878 651 тенге.

Как подчеркнул Кайрат Аблкаиров, руководство ТОО привлечено к административной ответственности в объеме 120 МРП, или 333 тыс. тенге. Ему выдано предписание об устранении нарушений.

Где же те «закрома», из которых автопарк возьмет деньги, чтобы закрыть все эти долги? Ответ на днях стал очевиден: Semey Bus подало заявку на повышение тарифа с 80 до 140 тенге, то есть на 75%.

– Создана комиссия по рассмот­рению данного вопроса, – пояснил заместитель руководителя горотдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея Нурлан Сергазинов. – Расчеты, которые представила компания-перевозчик, будут проверяться. Методика есть, она прописана в Законе РК «Об автомобильном транспорте» и подзаконных актах. Кроме того, вопрос будет рассмат­риваться на общественном совете города, депутатами маслихата. Если все подтверждающие документы будут налицо и действительно окажется, что тариф должен составлять другую сумму, тогда постановлением акимата Семея он будет повышен.

Любопытно, что в ближайшее время Усть-Каменогорск может столкнуться ровно с теми же тарифными «рифами», на которые сели перевозчики Семея. Здесь тоже на основе государственно-частного партнерства начали внедрение автоматизированной системы оплаты проезда на пассажирском транспорте. Конкурс с ценовым предложением в 1,7 млрд тенге выиграла компания из Минска.

– Установка оборудования производится на 580 единицах пассажирского транспорта – автобусах, микроавтобусах, трамваях, – пояснили в горотделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. – В настоящее время осуществляются поставка и монтаж приборов, настройка программного обеспечения, подготовка карт оплаты.

Кроме того, в 2019 году аким областного центра Жаксылык Омар делился планами по закупке 85 автобусов на 4,4 млрд тенге.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, кому придется оплачивать такую модернизацию. Сейчас проезд в автобусе для устькаменогорцев стоит 90 тенге. Изменится ли он в недалеком будущем – вопрос риторический. Главное – понять, насколько изменится.

Популярное

Все
Елена Рыбакина попала в группу Серены Уильямс
Все заявления – в приоритетную повестку
Обновили рекорд юношеских азиад
Театр имени Наталии Сац с триумфом отмечает юбилей
Сельчане добились закрытия незаконной свалки
Превратить родину в цветущий сад
Под оком «Кибернадзора»
Полвека на волнах вдохновения
Актера наградили за спасение
Дом должен быть местом, где тебя любят и понимают
Дети требуют внимания
Возрождая знаменитый «апорт»
«Семей» и «Кайрат» выступают в Лиге чемпионов
Как жить без счастья?
Хор как символ единства
Alatau City – город, устремленный в будущее
Налажен выпуск кормового протеина
Свекле привольно и на севере
В условиях дефицита водных ресурсов
«Збени!»
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Зампред КНБ отправлен в отставку
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Астане проходят праздничные концерты ко Дню Республики
Выставка «Казахский тазы» стартовала в Алматы
Капитальный подход к переработке
С новыми рекордами завершился очередной марафон в Туркестане
Голубое топливо пришло в Жетысу
День Республики: в Нацархиве открылась выставка "Менің елім – Қазақстан!"
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Казахстан и США: стратегическое партнёрство, основанное на доверии и инвестициях
Названы активные участники акции «Таза Қазақстан»
Минобороны провело уникальный концерт ко Дню Республики
Моя страна – мой флаг
Историческая ответственность перед будущим
Пенсионерам вход бесплатный
Треть урожая ушла под снег
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Чем может гордиться Темиртау?
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Лювак для бодрости
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
За пловом и природой – в Таджикистан
Пустующую площадку под мостом превратили в место досуга в Астане

Читайте также

«Вложись, построй, а мы тебя снесем...»
«Зубная» боль дантистов
Поля на голодном пайке
«Кошмары» на площадке автохлама

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]