Тарифные «рифы»

15766
Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область

В долгах как в шелках

В теории задумка выглядела красиво: государству в муниципальном автопарке Semey Вus отвели долю в 49%, закупили на 4,135 млрд тенге 170 автобусов семейского же производства. Оснастили системой электронного билетирования. В городском акимате заверяли: как только цифровая оплата сделает доходы перевозчика прозрачными, станет понятно, какие маршруты прибыльные, а какие требуют субсидий.

С сентября 2019-го новенькие автобусы вышли на улицы Семея. Тариф для ТОО «Semey Bus» был утвержден такой же, как и для других автопарков, – 80 тенге. Однако не прошло и трех месяцев, как в муниципальном предприятии заявили о тяжелой финансовой ситуации – ни обещанных субсидий, ни компенсации за льготный проезд пенсионеров и детей здесь не увидели. Городской акимат, куда компания обратилась с заявкой на выплаты, переслал просьбу в областную инстанцию. На этом все и заглохло.

Как отметил заместитель директора муниципального автопарка Асет Калигожин, в условиях, когда предприятие несет огромные убытки, единственным выходом из ситуации могло бы стать повышение оплаты за проезд.

С весны ситуация только усугубилась. С началом карантина городской общественный транс­порт значительно ограничили как по времени, так и по количеству автобусов на маршрутах. Доходы предприятия еще сократились. В Semey Вus обязанности кондукторов, которых упразднили, переложили на водителей. При этом ни о каких доплатах работникам речи не шло. Более того, задержки зарплаты стали систематическими. За ТОО вырос долг по обязательным отчислениям в пенсионный фонд и фонд медстрахования.

10 августа Семей «прогремел» на всю страну: водители 104 автобусов отказались выходить на линии. Требование одно – полностью рассчитаться по зарплате и социальным отчислениям. Люди пожаловались, что даже не могут получить положенные от государства пособия по потере работы во время карантина.

«Пожар» в срочном порядке пришлось гасить руководству Семея. Только к полудню на улицах снова стал появляться транспорт.

«Акимат отмечает, что в последнее время в коллективе создалась напряженная психологическая обстановка, – появился в тот же день официальный комментарий местной исполнительной власти. – Имеется серьезное недопонимание между сотрудниками управления ТОО «Semey Bus» и рядовыми водителями, которое вылилось в трудовой конфликт. Заложниками этих отношений явились сотни горожан, которые в день празднования 175-летия великого Абая не смогли воспользоваться услугами городского автотранспорта».

Заодно в акимате напомнили о социальной значимости сферы перевозок и заверили: не допустят митингов, забастовок и ультиматумов, ведущих к нервозности, потере уважения коллектива, работы, а в большем – к дестабилизации и хаосу. Правда, каким образом водителей будут удерживать от протеста, представители власти не уточнили.

Сплошные нарушения

На днях областная государственная инспекция труда отчиталась о результатах внеплановой проверки ТОО «Semey Bus». По словам заместителя руководителя инспекции Кайрата Аблкаи­рова, на предприятии выявили свыше 70 нарушений трудового законодательства. Среди самых многочисленных – неправильное определение часовой тарифной ставки, самоуправство при увольнении, а также при начислении выплат и компенсаций за неиспользованный отпуск, нарушение режима работы и отдыха, отсутствие доплат за работу в выходные, праздничные дни, а также за сверхурочное время…

– Предприятие обязано выплатить работникам пеню за каждый просроченный день в размере более 4,5 миллиона тенге, – пояс­нил заместитель руководителя инспекции. – Плюс ТОО должно выплатить пособие по временной нетрудоспособности в размере 41 760 тенге, компенсацию за неиспользованный отпуск на сумму 830 тысяч тенге, а также остаток заработной платы 43 сотрудникам за период с октября 2019 года по июнь текущего года в размере 878 651 тенге.

Как подчеркнул Кайрат Аблкаиров, руководство ТОО привлечено к административной ответственности в объеме 120 МРП, или 333 тыс. тенге. Ему выдано предписание об устранении нарушений.

Где же те «закрома», из которых автопарк возьмет деньги, чтобы закрыть все эти долги? Ответ на днях стал очевиден: Semey Bus подало заявку на повышение тарифа с 80 до 140 тенге, то есть на 75%.

– Создана комиссия по рассмот­рению данного вопроса, – пояснил заместитель руководителя горотдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея Нурлан Сергазинов. – Расчеты, которые представила компания-перевозчик, будут проверяться. Методика есть, она прописана в Законе РК «Об автомобильном транспорте» и подзаконных актах. Кроме того, вопрос будет рассмат­риваться на общественном совете города, депутатами маслихата. Если все подтверждающие документы будут налицо и действительно окажется, что тариф должен составлять другую сумму, тогда постановлением акимата Семея он будет повышен.

Любопытно, что в ближайшее время Усть-Каменогорск может столкнуться ровно с теми же тарифными «рифами», на которые сели перевозчики Семея. Здесь тоже на основе государственно-частного партнерства начали внедрение автоматизированной системы оплаты проезда на пассажирском транспорте. Конкурс с ценовым предложением в 1,7 млрд тенге выиграла компания из Минска.

– Установка оборудования производится на 580 единицах пассажирского транспорта – автобусах, микроавтобусах, трамваях, – пояснили в горотделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. – В настоящее время осуществляются поставка и монтаж приборов, настройка программного обеспечения, подготовка карт оплаты.

Кроме того, в 2019 году аким областного центра Жаксылык Омар делился планами по закупке 85 автобусов на 4,4 млрд тенге.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, кому придется оплачивать такую модернизацию. Сейчас проезд в автобусе для устькаменогорцев стоит 90 тенге. Изменится ли он в недалеком будущем – вопрос риторический. Главное – понять, насколько изменится.

Популярное

Все
Школьный бухгалтер осужден на восемь лет
Неудачи наших клубов в Европе приобрели системный характер
Как собкор «Казправды» в армию «сходила»
Придомовая территория стала уютным двориком
В атбасарском ТОО «Аждар и К» внедрят новую линию
Превращая мусор в… киловатты
Почему затягивается строительство школ?
В больнице скончались четыре металлурга ферросплавного завода
Развитие волонтерства – стратегическая задача
Чудом считает семья Тасеновых свой переезд в новый микрорайон
С заботой о многодетных
Яблоневый сад во дворе школы
Спорт объединяет нацию
Париж-2024: кто из казахстанцев сегодня выступит на Олимпиаде
Церемония открытия Олимпиады в Париже: парад лодок по Сене, ливень, огонь у Лувра и Селин Дион, поющая Эдит Пиаф
Продкорпорация готова обеспечить поставку более 1 млн тонн пшеницы в Азербайджан
Глава Минздрава призвала фармкомпании снизить цены на лекарства
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
Танцевальный марафон на Сабантуй
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Токаев поздравил президента Руанды с переизбранием
В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров
Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
До 5-х Всемирных игр кочевников осталось 50 дней
В Англии ищут главного тренера сборной по объявлению
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области

Читайте также

«Вложись, построй, а мы тебя снесем...»
«Зубная» боль дантистов
Поля на голодном пайке
«Кошмары» на площадке автохлама

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]