«Акульи» зубы
Любимым развлечением детворы Лисаковска середины 80-х годов прошлого столетия был поиск следов древности на строительных площадках. Каждый первоклассник молодого города тогда знал, что на месте их дворов и будущих дорог когда-то было море. И дети несли в местный музей зубы доисторических рыб, гордясь своими находками. Сама, будучи ребенком, имела собственную коллекцию зубов. Именно ими, а не фантиками обменивалась с такими же увлеченными наследием древнего моря детьми.
Все изменилось, когда на берегу реки Тобол, на окраине молодого города, школьник обнаружил древнее поселение, вернее остатки керамической посуды. Приезд археологов, а впервые это случилось в 1986 году, буквально за несколько лет изменил картину мира всех кладоискателей города, да и не только их.
Дети, собиравшие «акульи» зубы, уже давно выросли, а экспедиции до сих пор продолжают совершать невероятные открытия мировых масштабов, изменяя наше представление о далеких предках.
Среди археологов уже давно закрепилось название «Памятники Лисаковской округи». Бессменный руководитель экспедиции, археолог, сотрудник Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова Эмма Усманова рассказала, что за эти годы ее коллеги помогли раскопать более 200 захоронений в районе Лисаковска и села Новоильиновка района Беимбета Майлина. Этот год не стал исключением. Экспедиция, пусть и в мини-варианте – всего шесть человек плюс несколько волонтеров, продолжает работать над очередным могильником. Группа из захоронений, которую ученые называют Новоильиновской, объединяет около 30 могильников времен эпохи бронзы.
Эту Новоильиновскую группу захоронений в 2011 году обнаружили… тоже школьники. Да-да, именно ребята из отряда «Кыпчак», что действовал при Лисаковском музее истории и культуры Верхнего Притоболья под руководством археолога Александра Суслова, обнаружили новые захоронения. Новый виток исследований показал, что люди жили под Лисаковском и Новоильиновкой в одно время. У них была одна культура, традиции, обычаи. При этом поселения различаются.
Жизнь после смерти
Когда своими глазами видишь эти следы прошлого, то сложно представить, насколько давно это было. 3 500 лет назад! Вечность и еще немного. И сегодня, когда археологи поднимают на поверхность эти следы прошлого, остается только гадать, что же произошло с жившими здесь андроновцами.
Несмотря на малочисленность, участники экспедиции-2020 за короткий срок сделали немало. Причем смекалка у ребят работает отлично. А иначе как объяснить способность втроем носить две полные носилки? Или умение миниатюрной девушки в чистом поле делать снимки мест раскопок с высоты двух, а то и более метров? Видно, что этих молодых людей искренне интересует археология. Вручную выносят грунт, обметают появляющиеся по мере углубления фрагменты артефактов, камни. Здесь каждая находка может стать судьбоносной.
Дело в том, что захоронения в районе Новоильиновки практически все вскрыты. Причем, по мнению ученых, сделали это андроновские современники. Что искали в гробницах люди, сказать точно сложно. Вероятно, это были инструменты из железа или головные уборы, которые в то время весьма ценились. В чем точно уверены археологи, так это в том, что люди приходили не за глиняной посудой.
– Здесь большое погребальное поле, на котором около 30 захоронений, – рассказала Эмма Усманова. – Это намеренное проникновение. Индейцы навахи назвали бы этих людей похитителями снов. И мы видим множество каменных саркофагов. Причем камни разные по цвету и структуре.
Новоильиновские захоронения вообще кажутся чем-то особенным по нескольким причинам. Ученые во время раскопок обнаружили ступеньки – приступки и «стульчики» из камня возле захоронений. Сами захоронения представляют собой каменные саркофаги с дном, стенками и, к сожалению, сдвинутыми крышками. Причем глыбы камня были обработаны и доставлены к месту захоронения с древней каменоломни. Это весьма тяжелые и крупные куски породы, имеющие следы волочения.
Один из ранее вскрытых курганов оказался целым комплексом, где в одном краю хоронили мужчин, в другом – женщин и детей. Глубокий ров, обнаруженный здесь, свидетельствует, по мнению ученых, о высоком статусе захороненных людей. Тут же обнаружили несколько каменных саркофагов, часть из которых – детские. Причем если возле погребений женщин и детей обнаружено множество камней разной формы и структуры, то возле мужских могил такого нет.
Еще одна особенность – археологи обнаружили рядом с костными останками урну с прахом. То есть жившие здесь андроновцы сжигали останки некоторых своих близких. Причем ученые уверены, что сожжению подвергали только людей с высоким социальным статусом.
– Моя выпускница провела эксперимент – сжигала тушку поросенка, завернув ее в кошму, – пояснила Эмма Усманова. – Это достаточно трудоемкая работа, учитывая, что в степи негде взять дерево. Но это возможно. Мы предполагаем, что сжигали останки на сухом навозе – кизяке, причем кошма создавала условия для медленного тления.
Ученые предполагают, что андроновцы очень заботились о жизни после смерти. Сама система захоронений, ритуалов и сопутствующих символов весьма сложная.
В Лисаковском музее истории и культуры Верхнего Притоболья хранится целая коллекция керамической посуды, найденной в местных могильниках времен эпохи бронзы. Заместитель директора музея Юлия Буданова рассказала, что водная тема встречается и в рисунках на керамике.
– В могильниках найдено несколько сосудов с изображением свастики на дне горшка, – говорит Юлия Буданова. – Это символ солнца и огня. По мнению археологов, горшки с этим символом клали лишь в могильники элиты. Есть и элементы меандра. По мнению исследователей, орнамент мог символизировать вечность человеческого бытия.
Манера погребения и общения с умершими у новоильиновских андроновцев была особенной и несколько отличалась от традиций тех, кто жил под Лисаковском. Но речь не о коренных отличиях. Субкультурные различия – это, по мнению археолога Эммы Усмановой, все равно что разные занавески на окнах у соседей. Потому что сама культура идентична.
Мобильные предки
Одним из самых ярких открытий последних лет стало обнаружение погребения с лошадьми. Находку сделали во время исследований новоильиновских курганов. Лошадей захоронили в позе, имитирующей галоп. Интересен и тот факт, что сам курган был разграблен, а вот лошади остались нетронутыми. Участие в раскопках челябинского палеозоолога Павла Косинцева и дальнейшее изучение группой ученых останков животных позволило с уверенностью говорить, что андроновцы были всадниками (!). Возраст захороненных лошадей был слишком большим для «мясного скота» – 18 и 20 лет. В пользу версии андроновских всадников говорят и изменения черепа, подтверждающие, что андроновцы использовали уздечки.
– Мы получили радиоуглеродные даты, позволившие датировать комплекс с точностью до нескольких десятилетий, – рассказал принимавший участие в исследованиях старший научный сотрудник Южно-Уральского госуниверситета PhD со специализацией в антропологии Игорь Чечушков. – Эти данные позволили заключить, что всадничество, то есть применение лошади в военном деле, начало практиковаться значительно раньше, чем многие исследователи предполагали. Так, принятая дата становления всадничества – около 900 года до нашей эры. Наши материалы позволяют предполагать, что вооруженные всадники, сражавшиеся верхом, могли возникнуть в евразийских степях не позже 1600 года до нашей эры.
Эта находка означает, что люди сели на лошадь примерно на 900 лет раньше, чем принято было думать.
Нельзя забывать и о другой удивительной находке на новоильиновских курганах – золотой бляшке. Она явно не местная. Археолог из Челябинска Надежда Иванова предположила, что это перевернутое изображение лодки. Ученые полагают, что корни находки уходят в сторону Кавказа или балканских стран. Такие же находки обнаружили в Кабустане (Азербайджан), а также в скандинавских странах. Эмма Усманова считает, что найденная золотая бляшка свидетельствует о мобильности древних андроновцев.
Духовная составляющая
Археологи совершенно спокойно относятся к малочисленным вещевым находкам, больше восхищаясь богатой ритуальной жизнью андроновцев. Современная наука позволяет ученым не просто восстанавливать облик предков, но и определять условия их жизни, в том числе климат.
Сегодня из 30 могильников в районе Новопавловки вскрыли лишь 13. Многие курганы не будут трогать. Одна из причин – имеющееся здесь современное мусульманское кладбище. И в этом археологи тоже видят определенный символизм. Как предки, так и современники выбирают одинаковые места для погребения близких – возвышение, хорошее плато. Это традиция многих и многих тысячелетий.
Сегодня ученые продолжают изучать находки, сделанные за последние 35 лет в районе Лисаковска и поселка Новопавловка. Уже воссоздана внешность андроновцев, реконструированы захоронения женщин, украшения, одежда. Старые находки продолжают исследовать с помощью новых технологий. И эти открытия делают андроновцев все более понятными современному человеку. Хотя в некоторых случаях мы можем лишь гадать. И ученым еще предстоит узнать, зачем андроновцы заходили в погребения своих соплеменников. Был ли это грабеж или очередной ритуал?