ШАГИ К ИДЕАЛУ
Правительство, которое в прямом смысле «живет» в Интернете. Никаких пафосных персон госчиновников, недоступных для простых смертных. Никаких кулуарно принятых решений. Открытая и доступная власть, работающая на народ. В обсуждениях онлайн может участвовать каждый гражданин, это касается и планирования бюджета страны, и своего города или поселка.
Вложение средств инвесторов, программы застройки, прокладки дорог, ремонта, благоустройства, озеленения представлены в онлайн-презентациях, их можно подробно изучить не выходя из дома, внести свои предложения, дать оценку. Окончательное решение о финансировании программ и распределении ресурсов будут принимать жители региона путем онлайн-голосования.
Прийти на прием к руководителю городской администрации или центрального госоргана, получить справку, лицензию, постановление можно не выходя из дома. Насколько развиты город или село, насколько безопасно и комфортно в них жить, зависит от сознательности и ответственности населяющих их жителей. Судьба всей страны, по сути, в руках граждан.
Все это пока больше похоже на фантастический фильм об идеальной демократии будущего. Потому что, во-первых, люди все так же слабы перед искушением властью и деньгами, склонны действовать не на общее благо, а на свое личное. А значит, они будут и дальше пытаться максимально скрывать свои действия и решения от тех, кому потом иметь дело с последствиями. А во-вторых, технические возможности госорганов и граждан, в целом уровень развития цифровой среды очень сильно отличаются от страны к стране.
Тем не менее в последние десятилетия сформировался глобальный тренд к созданию электронного правительства и цифровой демократии. Можно заметить, как то в одной, то в другой стране мира делаются шаги к построению открытой системы управления с максимальным вовлечением граждан в процесс выработки и принятия решений. При этом работа государственной «машины» все больше перемещается в виртуальное пространство, становится доступной, открытой и ориентированной на людей.
И в этом тренде Казахстан не стал исключением. В нашей стране разрабатывается платформа онлайн-петиций, уже работают порты открытых нормативных правовых актов, где каждый гражданин может принять участие в обсуждении проектов законов, постановлений Правительства и других документов. Активно идет цифровизация процесса оказания государственных услуг, множество справок уже можно получить через мобильный телефон, не обращаясь в госорганы или центры обслуживания населения.
Не так давно представители НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» сообщили о внедрении новой схемы получения и хранения электронной цифровой подписи гражданина. Теперь ЭЦП, которая позволяет верифицировать документы в электронном формате, можно получить онлайн. Подтверждение личности гражданина при этом будет производиться через получение биометрических данных при помощи веб-камеры компьютера.
Более того, подпись больше не нужно будет носить с собой на флеш-карте. Первый заместитель председателя правления НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Суйениш Абдильдин в ходе пресс-конференции сообщил, что отрабатывается возможность использования облачных хранилищ.
– Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности совместно с АО «Национальные информационные технологии» прорабатывается вопрос по внедрению облачного ЭЦП. Данный проект позволит значительно упростить процесс получения ЭЦП. Мы ожидаем, что это решение станет ключевым для перевода процессов на онлайн-формат, – подчеркнул Суйениш Абдильдин. – Сама система не будет файловой. ЭЦП будет храниться на удаленных серверах. По биометрической идентификации данная ЭЦП будет вызываться. И необязательно с собой в удостоверении, на флешке или в компьютере носить ЭЦП.
Международные эксперты не раз отмечали, что Казахстан является лидером по цифровизации среди стран Центральной Азии. Но если посмотреть на развитые западные демократии и на технологических гигантов Азии, то нам еще многому предстоит научиться.
СКВОЗЬ ПРИЗМУ ДЕМОКРАТИИ
Развитие виртуального пространства и быстро совершенствующиеся технические средства очень сильно меняют саму суть процессов государственного управления. На старте цифровой трансформации речь шла о более полном сборе информации, оцифровке документов и их эффективной обработке. На следующем этапе целью была интеграция различных баз данных, ускорение процессов их обработки и использование результатов для принятия решений. А сегодня в планах формирование уже цифрового правительства. Идет выстраивание онлайн-процессов разработки, обсуждения и подписания документов в виртуальном пространстве, привлечения к этим процессам экспертов и представителей гражданского общества.
Очевидными лидерами в построении цифровой демократии являются США и страны Европы. Один из наглядных примеров цифрового управления – Эстония. Налоговые декларации онлайн в этой стране граждане сдают с 2001 года, электронная цифровая подпись и идентификация применяются с 2002 года, а система онлайн- голосования на выборах работает с 2005 года.
В Эстонии действует система X-Road, объединившая данные более 50 000 бизнес-компаний и государственных организаций. Каждый гражданин создает для себя единый аккаунт, через который может получать госуслуги. Этот аккаунт становится «видимым» для всех государственных служб, включая медицинские учреждения, налоговые службы, правоохранительные органы. К аккаунту привязывается ID-карта гражданина страны. Защиту личных данных обеспечивает технология блокчейн.
По разным оценкам, предоставление государственных услуг в цифровом формате в Эстонии до пандемии позволяло экономить в год до 2% ВВП. Правительство страны работает онлайн, практически в безбумажном формате. Развитие цифрового правительства идет по пути создания эффективной, ориентированной на пользователя системы предоставления услуг, отвечающей потребностям граждан. Сегодня по примеру системы X-Road ряд стран Европы выстраивает свои архитектуры цифрового правительства.
Также одной из ведущих стран в сфере дигитализации процессов управления является Великобритания, где цифровая трансформация правительства шла активно с 2017 по 2020 год по одноименной программе. Ключевыми целями программы были предоставление цифровых услуг мирового уровня, полная трансформация административных процессов, развитие навыков и цифровой культуры граждан и политического руководства. Также акцент был сделан на совершенствование инструментов и процессов, позволяющих увеличивать результативность деятельности госслужащих, расширение использования данных, создание и развитие общих платформ и возможностей для ускорения трансформации.
Одним из результатов стало внедрение онлайн-платформы Predictiv, которая позволяет государственным органам апробировать новые меры государственного регулирования с использованием рандомизированных контролируемых испытаний с участием граждан в онлайн-режиме и проверять, как именно реализуются меры регулирования и иные меры государственной политики в реальной жизни. Платформа используется в органах государственной власти и предоставляет разработчикам госполитики доступ к точным экспериментальным методам, а также существенно удешевляет их проведение.
В США при цифровой трансформации правительства пошли по пути Big Data. Результаты обработки «больших данных» используются для принятия решений, которым население окажет наибольшую поддержку.
Инициатива по сбору и обработке Big Data начала действовать в Штатах еще в 2012 году. Источниками данных стали очень разные объекты, включая интеллектуальные счетчики в системе ЖКХ, базы данных различных местных органов власти. В результате, например, аналитика на основе «больших данных» в Федеральном агентстве жилья США позволяет прогнозировать колебания процентных ставок, выстраивать модели поддержания уровня рентабельности капитала, активов и инвестиций в фондах, прогнозировать будущие денежные потоки.
Большое внимание в США уделяется разработке программно-аналитических комплексов для федеральных органов власти для оперативного анализа и принятия необходимых стратегических решений.
ВОСТОК – ДЕЛО ТОЧНОЕ
Если цифровые трансформации систем управления в Европе и США идут с акцентом на демократические реформы, то в Азии ставка делается на высокие технологии.
Один из лидеров дигитализации – Сингапур. В этом городе-государстве «цифра» наполняет все сферы жизни государства и общества – от широчайшего охвата видеонаблюдением и систем онлайн-управления транспортными потоками до автоматизированной системы штрафов за нарушения.
Активное движение Сингапура к цифровизации государственных служб началось чуть больше десятилетия назад. Именно государство в начале 2010-х создало условия для привлечения больших инвестиций в технологический сектор. В Сингапуре тогда создавались спонсируемые из бюджета технологические «инкубаторы». Они помогли за несколько лет создать современную высокотехнологичную инфраструктуру, а государство в свою очередь сформировало нормативную базу для ускоренного цифрового развития, привлечения инвестиций и сильных специалистов. Сингапур также предоставляет благоприятные условия для бизнеса, благодаря чему превратился во всемирно известный центр технических инноваций и стартапов.
В Сингапуре действует Программа по созданию цифрового государства (Digital Government Blueprint – DGB). Она включает такие направления, как совершенствование цифровой экономики, развитие умного цифровизированного общества. А также программой предусмотрена интеграция электронных услуг и государственных стандартов по трем направлениям: граждане, бизнес и государственные служащие.
Национальным оператором в сфере цифровизации является Государственное технологическое агентство Сингапура (Government Technology Agency – GovTech). Оно использует две платформы для цифровой поддержки и оказания электронных услуг частным лицам и организациям. Первая платформа обрабатывает заявки, разрешения, уведомления и платежи для более чем 60 типов лицензий в нескольких государственных учреждениях. Вторая управляет государственными грантами и стандартизирует различные грантовые программы. Платформы совместимы друг с другом и могут функционировать в различных правительственных агентствах, а также подключаться к устаревшим IT-системам.
В Японии работает стратегия «Общество 5.0», нацеленная в целом на формирование общества нового типа с высоким уровнем цифровой грамотности. Правительство страны также руководит проектами «Умных городов», которых в Японии более 30. К проектам присоединяются университеты, национальные лаборатории, а также частный сектор, включая стартапы.
В Южной Корее еще в 2012 году началась реализация идеи об электронном правительстве, которое может уместиться в смартфоне. Разработчики приложений для электронного правительства ориентировались на статистику использования мобильных устройств, согласно которой к 2014 году число пользователей мобильного Интернета превысило число тех, кто предпочитает стационарный выход в Сеть.
В результате в стране завершается полная трансформация электронного правительства в мобильное приложение. Разработчики уделяют большое внимание защите личных данных пользователей и при этом обеспечению открытости общественных баз данных и сервисов для частных пользователей.
Полная трансформация современного общества и переход к цифровым моделям управления, по мнению экспертов, – вопрос времени. Все зависит от уровня технологического развития той или иной страны. При этом, как отмечают специалисты, одной из самых больших проблем в мире цифровизации может стать дефицит специалистов по анализу данных и инженеров искусственного интеллекта. Следовательно, умение работать с базами данных будет самой востребованной компетенцией в век цифровых технологий.