У подлинного вечность впереди

1408
Людмила Макаренко, Алматы

Вокал на двоих

За все 75 лет постановки этой оперы Казахский государственный академический театр оперы и балета такого еще не делал. К юбилею премьеры «Абая» была восстановлена оригинальная пос­тановка спектакля, и к тому же в ней задействовали настоящих вокальных долгожителей – самых ярких звезд отечественной сцены. Так и вышло, что зрителям пришлось поочередно принимать трех Абаев, двух Айдаров, две Ажар и двух Нарымбетов. Сюрприз попал в самую точку – публика, замирая от неожиданной смены исполнителя, тут же восторженно выдыхала, узнав под гримом мастера.

Первым был Шахимардан Абилов – мощный, красивый, поразивший глубоким и проникновенным, «умным» исполнением партии Абая. Его сменил Гафиз Есимов, которому досталась сцена в доме поэта. Свою арию он пел душевно и лирично, а закончив, под восторженные овации публики поцеловал уголок занавеса – благодарил сцену, на которую давно не выходил. В заключительных партиях выс­тупил Талгат Кузембаев, действующий солист театра, и все сделал, как положено мастеру, – вдохновенно и артистично.

В роли ученика Абая – Айдара – в первом действии выступил Улан Кенжебеков – еще один представитель плеяды выдающихся певцов современности, и он с блеском справился со своей задачей. После него пел Нуржан Бажекенов, который добавил к портрету влюбленного поэта искры молодости и энергии.

И настоящим подарком стал выход на сцену Нуржамал Усенбаевой, вечно молодой, изящной и великолепной, ей по-прежнему легко даются партии юных красавиц. А сменившая диву Венера Алпысбаева в очередной раз поразила мастерством и красотой голоса – завораживающего сереб­ряного тембра.

Драма всех времен

На двоих поделили роль Нарымбета, родственника Жиренше, Канат Кулымжанов и Болат Канаганов, и получилось так, что зрителям не сразу можно было заметить смену исполнителей. Зато Жиренше был один, и Есенгельды Рза образ этот воплотил безупречно. Блистали в своих ролях «лучший Азим всех времен и народов» Болат Букенов, Кайрат Омирбеков – верховный бий Сырттан, Дулат Токанов – поэт Кокбай, Оксана Давыденко – Карлыгаш.

И конечно, отдельных похвал заслужил хор. В опере «Абай» у хора определенно особая и одна из ведущих ролей, как и положено в народной социальной драме. Хор определял настроение и особый накал «пиковых» сцен. Чего только стоит нежное, словно тающее пианиссимо или громовое форте в финале оперы! После него все точно и предельно понятно – нет повести печальнее на свете…

Хотя опера «Абай» – отнюдь не только история запретной и нарушающей устои и табу любви двух молодых людей. Известно ведь, где Абай Кунанбаев – там обязательно идеи прогресса и просвещения. Так что драма влюбленных – это только первый, самый видимый идейный уровень, если дальше и глубже – там пропасть социального конфликта. Поэтому в «Абае» не так много любовных дуэтов, при том что они действительно прекрасны. Сюжетная линия в итоге ведет к ценностям гуманизма, справедливости и добра, а место личных чувств занимают коллективные переживания. Стоит ли после этого удивляться, что роль хора, который выражает настроения и мнения жителей враждующих аулов, так значима и характерно выражена, а массовые сцены на той же свадьбе или во время суда не просто яркие и грандиозные, а связывающие все детали в единое целое?

«Абай» датский

Возрожденная в ГАТОБе оригинальная постановка оперы Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди названа «Абай Гала», с намеком на то, что это все-таки юбилейный, большой и праздничный спектакль, но в нем почти все отнесено к той первой исторической работе.

Впервые опера «Абай» была представлена зрителям 24 декабря 1944 года, в преддверии 100-летия великого казахского про­светителя, поэта и музыканта Абая Кунанбаева. Постановку подготовил Курманбек Джандарбеков. Позже, за время своего неизменного пребывания в репертуаре казахского театра, «Абай» был представлен разными версиями, более или менее удачными – сдержанно-традиционными и модернистскими, но опера не перестала волновать ни свежес­тью мысли, ни красотой музыкального языка. «Абай» – то редкое явление в искусстве, которое всегда можно будет наз­вать одновременно классическим и остросовременным.

Премьеру 1944-го торопились подготовить к 100-летнему юбилею Абая. В советское время такие постановки назывались «датскими», то есть приуроченными к определенной дате. Но авторам удалось создать истинный шедевр. Ахмет Жубанов, у которого уже была написана музыка к драматическому спектаклю «Абай», еще в 1940 году обратился к Мухтару
Ауэзову с просьбой создать либретто оперы, и писатель сделал его на основе сюжета своего романа. Кстати, опера Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди – нечастый в истории случай совместного написания крупного музыкального произведения.

Первую же переделку оперы в 1956 году совершили сами авторы совместно с режиссерами Курманбеком Джандарбековым и Канабеком Байсеитовым, иначе построив драматургическую часть. Именно этот вариант «Абая» в том же году был представлен на Декаде казахстанского искусства в Москве и имел большой успех. И долгие годы опера сохранялась именно в этом постановочном варианте.

Свежим взглядом

Следующая редакция оперы «Абай» вышла только в 2006 году – к 100-летию Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди. Через 3 года были переизданы партитура и клавир оперы, а в 2014-м ГАТОБ представил публике новую редакцию в пос­тановке итальянской творческой группы – режиссера, хореографа, сценографа, художников по костюмам и свету, которая вошла в современный репертуар театра.

Итальянцы предложили свою режиссерскую версию, создали анимированную видеопроекцию и специальные механические декорации, сшили более 160 костюмов. Вся музыкальная часть осталась за дирижером-постановщиком Аланом Бурибае­вым, правнуком Ахмета Жубанова. Тогда же впервые спектакль стали сопровож­дать титрами на русском и английском языках, литературный перевод которых сделал внук композитора Турар Жубанов.

В сентябре следующего года состоялась громкая премьера оперы «Абай» в столичном театре Astana Opera. Грандиозный успех современной интерпретации классической национальной оперы принесли новые смелые решения: максимально открытое пространством сцены, инсталляции и использование 3D-графики, рос­кошные костюмы, декорации и эффект кино.

Опера «Абай» давно стала ви­ зиткой Казах­стана на международной сцене. Еще в 1986 году она имела большой успех в Германии, в театрах Дрездена и Берлина, а в 2012 году спектакль принимали в немецком Майнингене, тогда опера впервые прозвучала на немецком языке. Над постановкой работал немецкий режиссер, и он решил перенести действие в постсталинское время, тем самым еще более приблизив конфликт к современности. Позже «Абая» в постановке итальянцев представили в Париже, где публика с восторгом принимала произведение о великом казахском поэте. А театр Astana Opera привозил свой вариант оперы в итальянскую Геную.

Возрожденная историческая постановка «Абай Гала», режиссером которой стала Ляйлим Имангазина, конечно, не стала абсолютной калькой первоначальной работы Джандарбекова. Спектакль, несмотря на воссозданную драматургию, музыку и сценографию, не выглядит архаичным, он цепляет чудесной мелодикой, несколько академичной хореографией и сочностью декораций, он современен и свеж.

Кстати, в новом спектакле поя­вилась сцена заговора, которую не ставили больше 20 лет. Ну а в остальном «Абай» как был одним из лучших достижений нацио­нального оперного искусства Казахстана, так им и остался. У подлинного всегда впереди вечность.

Популярное

Все
Лисицы вышли к людям
В Улытау раскрыто 15 фактов кражи скота
Звучали стихи о родной земле
Вечно новый мир классики
Сердцу милые мотивы
Срок годности мембраны – четверть века
Аварии можно предупредить
С газом почти все!
Чокан Валиханов – человек-эпоха
Чтобы тайное стало явным
Перспективы индустриальных парков
Формируется Единый строительный портал
Хоргосский узел модернизируется
Подключение происходит поэтапно
Сделать работу сельских акимов эффективной
Секрет жизненной энергии
Чтобы люди не уезжали
Правовая культура формируется через конкретные практики
Рабочий офис на колесах
Политика здравого смысла
Началось строительство сталелитейного завода
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Из казармы в кампус
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Уверенный рост экономики Приаралья
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Запущен завод по переработке мяса птицы
Это другой мир: казашка рассказала о том, каково быть волонтером в Африке
В Астане вводят ограничения из-за ухудшения эпидситуации
Нашумевший фильм «Ауру» обсуждают в Казнете
Пройдемся по индустриальной Караганде
Объявлена победительница «Мисс Вселенная 2025»
Фехтовальщица София Актаева завоевала серебряную медаль Исламиады-2025
Гвардейцам вручили ещё 400 сертификатов в ВУЗы
Опасное погружение и обманутые судьбы: есть ли дорога назад?
Казахстанцев предупредили об изменениях в ПДД
И Полтава, и Коломак, и Червоний шлях
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Президент Финляндии провел лекцию в Maqsut Narikbayev University
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка

Читайте также

Учить казахский по-новому: авторские методики изучения язык…
Что нужно делать, чтобы стало модно и престижно говорить на…
Карагандинский бизнесмен издает отечественную и мировую кла…
Ключевой момент в изучении казахского языка назвала эксперт

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]