У подлинного вечность впереди

1344
Людмила Макаренко, Алматы

Вокал на двоих

За все 75 лет постановки этой оперы Казахский государственный академический театр оперы и балета такого еще не делал. К юбилею премьеры «Абая» была восстановлена оригинальная пос­тановка спектакля, и к тому же в ней задействовали настоящих вокальных долгожителей – самых ярких звезд отечественной сцены. Так и вышло, что зрителям пришлось поочередно принимать трех Абаев, двух Айдаров, две Ажар и двух Нарымбетов. Сюрприз попал в самую точку – публика, замирая от неожиданной смены исполнителя, тут же восторженно выдыхала, узнав под гримом мастера.

Первым был Шахимардан Абилов – мощный, красивый, поразивший глубоким и проникновенным, «умным» исполнением партии Абая. Его сменил Гафиз Есимов, которому досталась сцена в доме поэта. Свою арию он пел душевно и лирично, а закончив, под восторженные овации публики поцеловал уголок занавеса – благодарил сцену, на которую давно не выходил. В заключительных партиях выс­тупил Талгат Кузембаев, действующий солист театра, и все сделал, как положено мастеру, – вдохновенно и артистично.

В роли ученика Абая – Айдара – в первом действии выступил Улан Кенжебеков – еще один представитель плеяды выдающихся певцов современности, и он с блеском справился со своей задачей. После него пел Нуржан Бажекенов, который добавил к портрету влюбленного поэта искры молодости и энергии.

И настоящим подарком стал выход на сцену Нуржамал Усенбаевой, вечно молодой, изящной и великолепной, ей по-прежнему легко даются партии юных красавиц. А сменившая диву Венера Алпысбаева в очередной раз поразила мастерством и красотой голоса – завораживающего сереб­ряного тембра.

Драма всех времен

На двоих поделили роль Нарымбета, родственника Жиренше, Канат Кулымжанов и Болат Канаганов, и получилось так, что зрителям не сразу можно было заметить смену исполнителей. Зато Жиренше был один, и Есенгельды Рза образ этот воплотил безупречно. Блистали в своих ролях «лучший Азим всех времен и народов» Болат Букенов, Кайрат Омирбеков – верховный бий Сырттан, Дулат Токанов – поэт Кокбай, Оксана Давыденко – Карлыгаш.

И конечно, отдельных похвал заслужил хор. В опере «Абай» у хора определенно особая и одна из ведущих ролей, как и положено в народной социальной драме. Хор определял настроение и особый накал «пиковых» сцен. Чего только стоит нежное, словно тающее пианиссимо или громовое форте в финале оперы! После него все точно и предельно понятно – нет повести печальнее на свете…

Хотя опера «Абай» – отнюдь не только история запретной и нарушающей устои и табу любви двух молодых людей. Известно ведь, где Абай Кунанбаев – там обязательно идеи прогресса и просвещения. Так что драма влюбленных – это только первый, самый видимый идейный уровень, если дальше и глубже – там пропасть социального конфликта. Поэтому в «Абае» не так много любовных дуэтов, при том что они действительно прекрасны. Сюжетная линия в итоге ведет к ценностям гуманизма, справедливости и добра, а место личных чувств занимают коллективные переживания. Стоит ли после этого удивляться, что роль хора, который выражает настроения и мнения жителей враждующих аулов, так значима и характерно выражена, а массовые сцены на той же свадьбе или во время суда не просто яркие и грандиозные, а связывающие все детали в единое целое?

«Абай» датский

Возрожденная в ГАТОБе оригинальная постановка оперы Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди названа «Абай Гала», с намеком на то, что это все-таки юбилейный, большой и праздничный спектакль, но в нем почти все отнесено к той первой исторической работе.

Впервые опера «Абай» была представлена зрителям 24 декабря 1944 года, в преддверии 100-летия великого казахского про­светителя, поэта и музыканта Абая Кунанбаева. Постановку подготовил Курманбек Джандарбеков. Позже, за время своего неизменного пребывания в репертуаре казахского театра, «Абай» был представлен разными версиями, более или менее удачными – сдержанно-традиционными и модернистскими, но опера не перестала волновать ни свежес­тью мысли, ни красотой музыкального языка. «Абай» – то редкое явление в искусстве, которое всегда можно будет наз­вать одновременно классическим и остросовременным.

Премьеру 1944-го торопились подготовить к 100-летнему юбилею Абая. В советское время такие постановки назывались «датскими», то есть приуроченными к определенной дате. Но авторам удалось создать истинный шедевр. Ахмет Жубанов, у которого уже была написана музыка к драматическому спектаклю «Абай», еще в 1940 году обратился к Мухтару
Ауэзову с просьбой создать либретто оперы, и писатель сделал его на основе сюжета своего романа. Кстати, опера Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди – нечастый в истории случай совместного написания крупного музыкального произведения.

Первую же переделку оперы в 1956 году совершили сами авторы совместно с режиссерами Курманбеком Джандарбековым и Канабеком Байсеитовым, иначе построив драматургическую часть. Именно этот вариант «Абая» в том же году был представлен на Декаде казахстанского искусства в Москве и имел большой успех. И долгие годы опера сохранялась именно в этом постановочном варианте.

Свежим взглядом

Следующая редакция оперы «Абай» вышла только в 2006 году – к 100-летию Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди. Через 3 года были переизданы партитура и клавир оперы, а в 2014-м ГАТОБ представил публике новую редакцию в пос­тановке итальянской творческой группы – режиссера, хореографа, сценографа, художников по костюмам и свету, которая вошла в современный репертуар театра.

Итальянцы предложили свою режиссерскую версию, создали анимированную видеопроекцию и специальные механические декорации, сшили более 160 костюмов. Вся музыкальная часть осталась за дирижером-постановщиком Аланом Бурибае­вым, правнуком Ахмета Жубанова. Тогда же впервые спектакль стали сопровож­дать титрами на русском и английском языках, литературный перевод которых сделал внук композитора Турар Жубанов.

В сентябре следующего года состоялась громкая премьера оперы «Абай» в столичном театре Astana Opera. Грандиозный успех современной интерпретации классической национальной оперы принесли новые смелые решения: максимально открытое пространством сцены, инсталляции и использование 3D-графики, рос­кошные костюмы, декорации и эффект кино.

Опера «Абай» давно стала ви­ зиткой Казах­стана на международной сцене. Еще в 1986 году она имела большой успех в Германии, в театрах Дрездена и Берлина, а в 2012 году спектакль принимали в немецком Майнингене, тогда опера впервые прозвучала на немецком языке. Над постановкой работал немецкий режиссер, и он решил перенести действие в постсталинское время, тем самым еще более приблизив конфликт к современности. Позже «Абая» в постановке итальянцев представили в Париже, где публика с восторгом принимала произведение о великом казахском поэте. А театр Astana Opera привозил свой вариант оперы в итальянскую Геную.

Возрожденная историческая постановка «Абай Гала», режиссером которой стала Ляйлим Имангазина, конечно, не стала абсолютной калькой первоначальной работы Джандарбекова. Спектакль, несмотря на воссозданную драматургию, музыку и сценографию, не выглядит архаичным, он цепляет чудесной мелодикой, несколько академичной хореографией и сочностью декораций, он современен и свеж.

Кстати, в новом спектакле поя­вилась сцена заговора, которую не ставили больше 20 лет. Ну а в остальном «Абай» как был одним из лучших достижений нацио­нального оперного искусства Казахстана, так им и остался. У подлинного всегда впереди вечность.

Популярное

Все
Новоселье у подножия Хан-Тенгри
Четверть века на страже южных рубежей
Диалог будет продолжен
Невероятное из простого
Рекорд в честь юбилея
Там, где любовь и поддержка
Не роскошь, а средство передвижения
Прошли тропою снежных барсов
Растет интерес к исследованию тюркской цивилизации
Комфортная среда – основа доступности
Первый шаг в большое кино
Тревожный сигнал
Так судьба распорядилась
В штатном режиме
Дорога к знаниям открыта!
В тандеме
Цифровые хищники: охота на доверчивых продолжается
Чтобы специалисты оставались в селах
Обратная связь как основа доверия
Эргономика комфорта
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Началось возведение энергоблока
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Началось строительство плодоконсервного завода
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
В Отбасы банке разьяснили вопрос по выдаче денег из ЕНПФ на лечение зубов
Обсужден проект строительства ТЭЦ
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
На Кубе полный блэкаут
День кино отмечают в Казахстане
«Маскарад» в Шымкенте
15 сентября заканчивается срок подачи декларации о доходах
Инфляция в пределах 10-11%: тарифы на комуслуги останутся стабильными
Телеканал Euronews показал международной аудитории комплекс «Байконур»
АЗРК подготовило список предприятий для приватизации
Токаев: Ключевая цель – трансформация Казахстана в технологически продвинутую нацию
Сентябрь – время основных уборочных работ в зерносеющих регионах республики
Потребителей кофе в Казахстане становится все больше
Права и возможности женщин с инвалидностью обсудили на конференции в Астане
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Учить казахский по-новому: авторские методики изучения язык…
Что нужно делать, чтобы стало модно и престижно говорить на…
Карагандинский бизнесмен издает отечественную и мировую кла…
Ключевой момент в изучении казахского языка назвала эксперт

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]