![](/media/uploads/publication2/190/81/190811-image.jpg)
В связи с этим депутат Сената Парламента РК, секретарь Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Канатбек Сафинов был определен представителем от Сената Парламента РК в конституционном производстве. Он дал пояснения о причинах данного обращения. Сенатор отметил, что по итогам парламентских слушаний на тему «Дальнейшее совершенствование законотворческого процесса» депутатами Сената было обращено внимание на наиболее серьезные проблемы в этой сфере.
По итогам слушаний были даны рекомендации Министерству юстиции выработать предложения по совершенствованию порядка формирования планов законопроектных работ и разграничению вопросов, подлежащих регламентации на законодательном и подзаконном уровнях. В настоящее время в законопроекте, находящемся в Мажилисе Парламента, Минюст предложил следующее решение проблемы разграничения предмета регулирования законов и подзаконных актов: законы принимаются для регулирования «важнейших общественных отношений», а для подзаконных нормативных правовых актов предусматривается, что в их преамбуле должно быть указано, на основании каких нормативных правовых актов они были приняты. Представляется, что такое решение является сугубо формальным. Сенатор Канатбек Сафинов полагает, что в целях недопущения регулирования подзаконными правовыми актами общественных отношений, которые могут регулироваться только законами, необходимо установить четкий правовой смысл конституционных норм, посвященных определению предмета регулирования законов, в связи с чем имеется настоятельная необходимость в официальном толковании пункта 3 статьи 61 Конституции. В настоящее время законодательная практика идет по пути увеличения удельного веса отсылочных норм. Складывается тенденция роста числа подзаконных нормативных правовых актов, а также расширение предусмотренной законами компетенции различных государственных органов по установлению разнообразных норм и правил. При этом в нормативных правовых актах, принимаемых государственными органами, затрагиваются права, обязанности, а иногда даже вопросы ответственности, приватизации и так далее, прямо не предусмотренные законодательными актами. Закрепление в Конституции, законе или ином нормативном акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также имеющаяся компетенция в рамках ведомственного нормотворчества и правотворческой компетенции издавать иные виды правовых актов служат причиной частых нарушений законности в правотворческой сфере различными уполномоченными органами при издании подзаконных нормативных актов. Секретарь Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам подчеркнул, что сегодняшняя ситуация показывает важность публичного обсуждения нормативных правовых актов, затрагивающих права и обязанности граждан. В связи с этим депутатам очень важно, чтобы такие нормы были установлены только через закон и принимались Парламентом.
– Вот эти вопросы, которые мы хотим поднять перед Конституционным советом. Они, я думаю, внесут ясность в правоприменительную практику. Мы будем настаивать на уровне Сената, чтобы Правительство разрабатывало законопроекты, прописывало все нормы, которые касаются важнейших общественных отношений, в законе, – сказал сенатор.
Кроме того, депутат Сената выразил общее мнение коллег о том, что подзаконный акт должен приниматься на основе закона, не должен выходить за предмет регулирования самого закона и создавать какие-либо новые условия.
– Я надеюсь, что это обращение будет рассмотрено и успешно реализовано потом в нашей правоприменительной практике, – резюмировал Канатбек Сафинов.