«В воды Иорданские, – пишет митрополит Иларион, – он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней. С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме – для «отгнания нечистой силы».
На службе в храмах – благодать. Празднично звонят колокола. Душа сияет, лица – тоже. Все с банками и бутылками, многие даже с канистрами. Когда еще доведется запастись великой святыней? Вода льется с погружаемого в бак креста. Блестят капли, сияют крест и белая риза священника. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение». Вот она, святая вода, новая вода! Набрав бутылку, наливаешь полный стакан и, перекрестившись, пьешь. Ледяная, чистая, невероятно вкусная, словно из родника. Такая она всегда в этот день!
В столице место особого паломничества 19 января – Константино-Еленинский собор, откуда после литургии православные с хоругвями во главе со священниками отправляются крестным ходом к проруби на реку Есиль. Все радостные, одухотворенные и будто не замечающие мороза. На иордани священник служит молебен, три раза опуская в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все устремляются к проруби почерпнуть крещенской воды. А батюшка ею щедро окропляет присутствующих.
С ослепительного неба над заснеженной рекой, сияющей, как новая серебряная риза, летит белый голубь. Он ясно видим духовными очами. Вода – для тела, Дух – для души. Богоявлением святятся все воды – так уж получается, потому, освящая реки, нельзя не освятить моря и океаны, и все воды на земле до капли.
Мороз для многих верующих, да и неверующих тоже, не повод отложить троекратное погружение в крещенскую купель. Верится, что после того, как ты окунешься в прорубь с головой, болезни и невзгоды обойдут тебя стороной. И неудивительно, что желающих принять участие в традиционном купании в иордани с каждым годом становится все больше. Хотя эта часть праздника и не является канонической, а представляет собой лишь благочестивый обычай. О Крещении знают, пожалуй, все. И независимо от вероисповедания пользуются его дарами, той самой водой, именуемой агиасмой. Ее пьют, дома окропляют, лечатся и хранят святыню до следующего Крещения.
Всякая прорубь во льду реки или озера, сотворенная ради крещенского освящения воды, именуется иорданью. И в этом есть особый смысл. Пусть река Иордан несет свои волны в теплых краях. Пусть по берегам ее растут пальмы, и вода в ней никогда не замерзает... И все же православный человек различает ее и в Астане, и в Алматы, и в Уральске, и в десятках других городов и сел. Везде в этот день спешат к иордани зачерпнуть живой воды. Набрал воды – и радостью переполняется душа. В этот момент исчезают время и пространство. И ты вдруг неожиданно понимаешь, что тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа.