Международный проект «Алтын Ғасыр» («Золотой век») дает возможность представить широкому зрителю произведения казахстанских художников, рассказывающих миру о нашей стране, ее истории, особой философии потомков кочевников.
– Это первая выставка в нашей галерее после долгого перерыва из-за сложной ситуации с пандемией. И сегодня я очень рада, что мы имеем возможность показать картины казахстанских художников, – отметила директор галереи искусств «Has Sanat» Жанат Енсебаева.
На протяжении всего этого времени цель экспозиции заключалась в том, чтобы познакомить жителей иностранных государств с искусством и культурой Казахстана, так как с обретением независимости в республике произошли существенные изменения в экономической, политической и культурной жизни.
В 2006 году выставка стартовала в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве. Позже картины побывали в Музее искусств народов Востока, в Центральном доме художников России, где имели большой успех.
За 15 лет коллекция побывала в Польше, Германии, Голландии, Брюсселе. На Востоке выставка была представлена в Южной Корее, Иране, лучших выставочных залах и музеях Турции. На каждом этапе экспозиция была поддержана посольствами и дипломатическими представительствами Республики Казахстан за рубежом.
– Нам довелось выставляться в таких мировых залах и галереях, куда очередь расписана на два года вперед. Только в Стамбуле выставку посетили более 3 миллионов человек. Для многих стало открытием то, что у нас в стране так развито искусство, а наши мастера пишут такие прекрасные картины. Художники рассказывали обо всем: о нас, казахстанцах, о нашей жизни, магнетизме казахской степи, о прекрасных горах, красивых женщинах. И они говорили об этом очень искренне, поэтому и посетители, и искусствоведы отмечали оригинальность выставленных работ, – подчеркнула Жанат Рахметжановна.
На сегодня коллекция передвижной выставки включает более 70 работ современных художников Казахстана, выполненных в различных жанрах и направлениях: от реализма до авангарда и современных инсталляций или смелых экспериментов на тему этносимволизма. Есть среди них работы мэтров и молодых мастеров кисти и резца: представителей живописного реализма Абдрашита Сыдыханова, Ерлана Айтуарова, Асхата Деникеева, Есенгали Садырбаева, новой рельефной живописи Амандоса Аканаева, импрессионистов и авангардистов Мажита Байтенова, Бахыта Бапишева, Марата Бекеева, Андрея Ноды, сюрреалистов Ерболата Толепбая и Гали Мырзашева, этносимволистов Нелли Бубэ, Владимира Гвоздева и Армата Бектасова.


Особую гордость коллекции представляют работы Болата Тургынбая, Ахмета Ахата, Руслана Аканаева, Владимира Григорьяна, Балнур Асановой, Елены Бейсембиновой, Елены Волковой, Лейлы Махат, Актоты Смагуловой, Сауле Сулейменовой, скульптурные работы талантливых и самобытных мастеров Вагифа Рахмана и Эдуарда Казаряна, а также удивительные гобелены Лейлы Ахмет-Осман.
На выставке можно увидеть многообразие стилей и форм искусства, синтез современного и традиционного, отображение национального и универсального взгляда на жизнь. В особом ряду работы ушедших известных художников Абдрашита Сыдыханова и Бахыта Бапишева.
Великий мэтр Абдрашит Сыдыханов – культовая личность казахского изобразительного искусства. Он, являясь примером для многих, продемонстрировал, насколько разными могут быть стили, насколько индивидуально искусство. Абдрашит Сыдыханов стремился создавать принципы национальной художественной школы, разрушая стереотипы академических и идеологических канонов. В картине «Год Быка» при помощи белого цвета и холодного голубого оттенка он сумел преодолеть инерцию сознания и вырваться за пределы возможного, слагая собственную свободу, показывая полное отсутствие страха смерти через свое смирение и спокойствие.
Космические работы Бахыта Бапишева «45 тунгусских метеоритов» и «Три оборотня» подчеркивают уникальность его таланта и искренность богатого внутреннего мира. Он был первым художником, открывшим новое направление в живописи Казахстана, связанное с мистикой наскальной живописи и эстетикой шаманизма. Бахыт Бапишев придумал свою мифологию о камнях и создал завораживающий неподвижный мир, застывший в ожидании перемен.
К примеру, в картине «45 тунгусских метеоритов» скупо моделированные и точно высеченные из камня профили накладываются на плоский фон полотна, где продолжают бушевать стихии красок. Художник иронично объясняет трагизм своих работ через печаль. Философичность, интеллект, глубина – это внутреннее качество работ Бапишева, а форма – свидетельство декоративного дара живописца. Черные, зеленые, красные, синие, лиловые пятна, словно смальты, загораются, мерцают и гаснут на полотне.
В неоднозначных и философских произведениях Ерболата Толепбая, которого искусствоведы называют казахским сюрреалистом, прослеживается тяга нашего времени к осмыслению изначальных понятий, основ человеческой жизни и отношений, начал и сути жизни как феномена. Трагичный контекст его произведений проявляется через разработку таких традиционных тем, как земля и люди Казахстана, степь и город, прошлое и настоящее. Особенно привлекательны в его произведениях такие человеческие ценности, как семья, любовь к женщине.
Если восхитительные работы Асхата Деникеева «Борьба» и «Возвращение на Родину» напоминают вязь ковра, то картины художников-пейзажистов Ерлана Айтуарова «Хан Тенгри» и «Алтай – Вершины «Сказка», Мажита Байтенова «Стадо» и «Бык» – суровую степную и горную красоту, которую они видят по-своему. Оба художника придерживались принципа «Возвысить степь, не унижая горы», находя красоту в разных уголках нашей страны.
– Многих из представленных здесь художников, которые внесли свой вклад в казахстанское искусство, я знал лично. Печально, что таких мэтров, как Абдрашит Сыдыханов, уже нет с нами, но отрадно, что их мастерство живет в картинах, радует наши глаза. Мне ближе современное авангардное искусство, но, на мой взгляд, все работы моих коллег очень интересные, достойные внимания, потому что у каждого из нас свой неповторимый стиль: мы все разные, оттого и наблюдать за нашей работой увлекательно, – считает академик Академии художеств РК, член Союза художников РК Мажит Байтенов.
Радуют и вдохновляют представленные произведения Андрея Ноды «За Вас», «Цветочница», «Яркая модель», «Натюрморт с кофейником». В них звучит мелодия гармонии, согласие художника с непредсказуемым миром. Что-то на этих полотнах печалит и радует сердце, притягивает ритмами линий, музыкой цвета, сопоставлением форм, одновременно отсылающих к натуре и фактам реальной жизни и уводящих от них.


Работы Болата Тургынбая «Диалог 2» и «Туркестан» обладают непринужденной связью с миром, свойственной детям и мудрецам. В его поэтических пространствах живут забавные и милые персонажи, пришедшие то ли из сказки «Тысяча и одна ночь», то ли из среднеазиатских миниатюр, то ли из лубочных книжек. Цветовая гамма подсказана ему природными сочетаниями, колоритом восточных тканей и ковров, поражающих воображение, темпераментом и нежностью звучания. При всей статичности форм автор создает внутреннее движение фактурным наращиванием цвета, а застывшее безвременье картин художника погружает зрителя в размышления и отстраненность.
Каждый художник династии Аканаевых примечателен тем, что имеет собственное лицо и стиль, благодаря которому его можно отличить от других. Руслан Аканаев – художник виртуозный, мастерски владеющий различными техниками. Его философия – это квинтэссенция физической и духовной зыбкости, которая зачастую видится художником в каком-то ограниченном пространстве, будь то город или же оконная рама. Особым покоем мироздания проникнуты картины «Окно птицы и цветов» и «Вечер и вода».
Заметно мастерство художника Владимира Гвоздева (Шеге), продемонстрировавшего в своих картинах «Часы № 8», «Горы» и «Шесть корпешек» особую рельефную технику. Представленная работа художницы и дизайнера-модельера Балнур Асановой «Клумба мечтателя» украсила выставку сочными этническими акцентами.
Художник и скульптор Эдуард Казарян известен своими работами в керамике, гобеленами, графикой, скульптурой и виртуозной техникой работы с металлом. Творчество мастера многогранно: он создал более тысячи произведений – от монументальных бронзовых колонн, настенных керамических панно до камерных работ и ажурных подвесных композиций. В гобелене «Мечта» изображена огромная вселенная любви в ярких цветах – дети, женщины, мужчины, живущие в гармонии с собой и окружающим миром.
Современный казахстанский художник, живописец, лектор Сауле Сулейменова работает с реальностью и создает свои произведения в графике и живописи. Но больше она любит работать в серьезной новой технике «Граттографии» – живописи на фотографии. Художница говорит, что таким образом хотела показать ход своих мыслей и выразить восторг к фотоискусству. Взяв за основу архивные фотографии, в картине «Три невесты» с изображением казахских девушек в традиционных свадебных нарядах она представила историческую хронику в контексте нынешнего дня. Ее картина лишена гламурности и сувенирности, в ней нет эпатажа и жонглирования традиционными темами, зато в полотне художницы каждый зритель может прочувствовать национальный дух Казахстана.
Известный галерист, художник, живописец Лейла Махат подарила экспозиции живое изображение – картину «В глубине истории», дышащую духом предков. На залитом солнцем небе золотом написаны бессмертные «Слова назидания» великого Абая, у которых каждый посетитель выставки остается подолгу, вчитываясь в строки: «Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн Вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком».
Елена Волкова – талантливая художница, известная работами в графике и живописи. Но самое уникальное, что дарит художник своему зрителю, – это инсталляции, где используется новая авторская техника «Перо на шелке». В ее работах «Праздничная феерия», «Синицы», «Павлин», «Шмели», «В ритме танца» под легкими и нежными перьями птиц спрятано золотое зерно культуры и традиций.
Лейла Ахмет-Осман живет на два города – Алматы и Сиэтл. Возможно, поэтому ее гобелены и графика наполнены ветром странствий. Ее работы «Млечный путь», «Зебры. Любовь», «Пути дорог», «Лестница в небеса», «Зигзаг удачи», «Лето», «Осень» возрождают традиционное искусство ковроткачества, привнося в него новые элементы, интерпретацию мифических сюжетов и древних символов.
– Где бы мы ни были, во всех городах, странах, музеях, галереях всегда с большим интересом и вниманием относились к этой выставке, всегда мы чувствовали гордость за нашу страну, – отметила Жанат Енсебаева.
Таким образом, по словам директора «Has Sanat», коллекция картин казахстанских художников из международного проекта «Алтын Ғасыр» поспособствовала расширению и упрочению связей между казахстанскими художниками и специалистами в области культуры и искусства из других стран.