ОСНОВЫ СУВЕРЕНИТЕТА
Вопросы государственной границы для независимого государства остаются актуальными во все времена. Четко определенные и международно оформленные рубежи – вопрос не только территориальной целостности, но и национальной безопасности – основа, на которой выстраивается продуктивное взаимодействие с соседними государствами, с ближними и дальними странами-партнерами.
Казахстан первым из центральноазиатских стран провел все необходимые процедуры по делимитации и демаркации государственной границы. Однако в информационном поле то и дело возникают дискуссии по поводу рубежей государства. В основе подобных провокационных обсуждений оказываются надуманные сюжеты о том, что кто-то из соседей претендует на земли республики либо власти страны отдают какому-то из соседних государств часть территории.
Все эти рассуждения не имеют под собой никаких оснований и нацелены только на привлечение внимания и создание волны «сетевых» обсуждений, которые в современной терминологии именуют хайпом. Как правило, в подобных высказываниях и информационных «вбросах» не только нет глубины понимания темы, но и приводится неполная информация.
Важно понимать, что определение государственной границы – долгий переговорный процесс, включающий в себя взаимные уступки и компромиссы.
Такая практика вырабатывалась столетиями и является единственно приемлемой для сохранения партнерских взаимоотношений.
Процесс делимитации и демаркации государственной границы Казахстана начался в 1992 году. Как подчеркивал Первый Президент Нурсултан Назарбаев в одном из своих выступлений: «Нет задачи важнее, чем сохранение территориальной целостности и независимости Казахстана».
Если говорить о границе между Казахстаном и Россией (а она признана самой длинной в мире непрерывной сухопутной границей между двумя государствами и составляет более 7,5 тыс. км), то договор, закрепляющий ее статус, был подписан 18 января 2005 года. Тогда после официального визита в Российскую Федерацию Нурсултан Назарбаев дал интервью ведущим СМИ
Казахстана.
«Договор о госгранице является юридической точкой в процессе международно-правового оформления нашей общей границы, – сказал тогда Первый Президент. – Наша граница всегда была границей дружбы и партнерства. Мы столетиями живем бок о бок на просторах Евразии. Нас всегда объединяют общность наших исторических судеб и духовно-культурная близость наших народов. Эта граница – символ вековой дружбы и добрососедства. И я расцениваю подписанный договор как добрый знак доверия между нашими государствами».
В этом же интервью Елбасы рассказал о том, как шел непростой процесс по юридическому оформлению рубежей суверенного государства.
«По всему периметру своей территории мы должны были на международно-правовом уровне оформить границы с нашими ближайшими соседями – Китаем, Узбекистаном, Туркменистаном, Кыргызстаном и Россией, – отметил Нурсултан Назарбаев. – За все время существования Российской империи и Советского Союза пограничный вопрос с Китаем так и не был урегулирован. Старшее поколение казахстанцев помнит столкновения на Даманском и Жаланашколе, которые возникали из-за территориальных споров между бывшим Союзом и КНР. Несмотря на это, шаг за шагом, встреча за встречей нам удалось решить все возникшие вопросы».
Также документы, закрепляющие юридический статус государственной границы, были подписаны с соседними Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном.
«Во всех договорах о государственной границе были полностью учтены национальные интересы Казахстана, – отметил Первый Президент. – Таким образом, мы сегодня действительно можем со всей уверенностью говорить, что по всему периметру государственной сухопутной границы все пограничные пределы ясно урегулированы и юридически оформлены на основе международных правовых норм».
Говоря о границах суверенного Казахстана, необходимо отметить еще один важный факт: определяя свои рубежи, суверенный Казахстан не потерял ни одного квадратного метра в сравнении с ранее существовавшими границами Казахской ССР. Напротив, в результате успешных дипломатических переговоров площадь республики даже немного увеличилась.
Данные об этих изменениях приведены в недавно вышедшем на экраны документальном фильме «Фактор Назарбаева». Бывший министр иностранных дел РК, ныне посол Казахстана в Великобритании Ерлан Идрисов рассказал о том, как решалась важная стратегическая задача определения рубежей государства под руководством Елбасы Нурсултана Назарбаева.
«Приведу такие данные: площадь Казахской ССР составляла 2 миллиона 717 тысяч квадратных километров, а площадь независимого Казахстана сегодня составляет 2 миллиона 725 тысяч квадратных километров, – сказал Ерлан Идрисов. – Важно подчеркнуть, что это не прирост территории путем военных конфликтов или захвата. Это кропотливая работа дипломатов, историков, топографов и географов».
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ПОБЕДА
На рубеже третьего десятилетия независимости Казахстан по историческим меркам остается еще молодым государством. С точки зрения экспертов, процесс определения границ наша страна завершила в очень короткие сроки, что, несомненно, можно считать большой победой казахстанской дипломатии.
– Обретение независимости открыло перед Казахстаном новую главу его истории. Столь кардинальные изменения отразились на каждом аспекте социально-экономической жизни страны. Перед казахстанским руководством стояла непростая задача найти собственный уникальный путь исторического развития, который бы позволил молодой республике занять достойное место среди стран мирового сообщества, – отметила, говоря о периоде определения государственных границ, эксперт Института международной экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидия Пархомчик.
Она обратила внимание на то, что Первый Президент Нурсултан Назарбаев как никто другой понимал, насколько важными являются решения, принимаемые в первые годы обретенной независимости. Вступив в новую эпоху, Казахстан нуждался в прочном фундаменте, на который будут опираться суверенитет и государственность.
– Разрешение вопроса о делимитации и демаркации государственных границ исключает с повестки дня любые возможные территориальные споры и взаимные претензии во взаимоотношениях с соседями в будущем, – отметила Лидия Пархомчик. – Понимая, что территориальная целостность является одним из цементирующих начал государственного суверенитета, Елбасы приложил весь свой талант и дипломатическое искусство, чтобы приблизить момент окончательного юридического оформления границ современного Казахстана. Как истинный Лидер своего народа Нурсултан Назарбаев осознавал: вопрос границ имеет поистине огромное значение для граждан Казахстана.
Твердо придерживаясь убеждения, что сложившиеся на момент распада СССР территориально-административные границы между бывшими республиками должны быть признаны государственными, Первый Президент на этой основе строил переговорные процессы по делимитации и демаркации.
На этом фоне непростым испытанием оказался переговорный процесс по общей границе с КНР. Пришлось решать вопросы о советском «наследстве» – спорных участках на границе площадью 844 кв. км. Благодаря политическому авторитету Елбасы удалось достичь компромиссного решения, которое заложило основы будущих дружественных отношений Нур-Султана и Пекина. Но процесс занял продолжительное время – только в 2002 году Казахстан и Китай подписали Протокол о демаркации линии казахстанско-китайской границы.
– Благодаря врожденной политической прозорливости Нурсултан Назарбаев никогда не шел на обострение конфликтов с ближайшими соседями, даже если переговоры по пограничным вопросам временно заходили в тупик, – подчеркнула эксперт ИМЭП. – Елбасы в своих выступлениях неоднократно отмечал, что даже в сложных ситуациях стороны «проявляли взаимоуважение и добрую волю», что не позволило политизировать вопрос о границе.
Процесс оформления государственных границ на суше занял у Казахстана порядка 13 лет. Переговоры о границе по акватории Каспийского моря продолжались намного дольше.
Вопрос о статусе Каспия начал решаться на уровне специальной рабочей группы с 1996 года. В 1998-м Казахстан и Россия подписали первое соглашение о разделе северной части водоема, которое стало своего рода прототипом для последующих двухсторонних и трехсторонних договоренностей.
Соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря было подписано в 2001 году, а 2 года спустя состоялось подписание соглашения о точке стыка сопредельных участков дна между РК, РФ и АР. В конце 2014-го наша страна смогла урегулировать вопросы разграничения каспийский секторов с еще одним соседом по Каспию – Туркменистаном.
– Казахстанская сторона всегда подчеркивала, что статус Каспийского моря может быть определен только на консенсусной и взаимовыгодной для всех прибрежных стран основе. Подход Казахстана к определению вопросов каспийской повестки всегда находил поддержку и понимание среди остальных прибрежных государств. Сознавая, что процесс делимитации водоема рискует затянуться на десятилетия, республика поставила перед собой амбициозную цель – завершить V Саммит глав прикаспийских государств в Актау подписанием Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, – уточнила Лидия Пархомчик.
И это удалось сделать. Финальная точка в оформлении границы Казахстана по акватории Каспия была поставлена в 2018 году. Согласование конвенции на Актауском саммите стало историческим прорывом не только для регионального взаимодействия, но и для всех казахстанцев. Определив статус Каспия, стороны признали легитимность ранее заключенных соглашений о разделе водоема, что позволяет обозначить границы территориальных вод, на которые распространяется суверенитет РК.
– Можно с уверенностью заключить, что, действуя в интересах страны и народа, Нурсултан Назарбаев предпринимал действия и принимал решения, сыгравшие ключевую роль в разрешении пограничных противоречий, – отметила эксперт ИМЭП. – Урегулировав вопросы государственных границ, Казахстан окончательно ликвидировал угрозу возникновения посягательств на территориальную целостность страны. А рубежи государства стали границами дружбы и партнерства.
Тем не менее эксперты отмечают, что вопросы государственной границы остаются «чувствительными» для казахстанцев, вокруг этой темы не впервые возникают неоднозначные дискуссии. Так произошло и в ситуации с возведением новых пограничных ограждений близ села Коптогай в Атырауской области на границе Казахстана и России.
– Вопрос возник из-за участка длиной 1,5 километра и шириной от 10 до 70 метров вдоль одного из каналов реки Кигач, – уточнила Лидия Пархомчик. – Представителями акимата и Пограничной службы КНБ РК дано подробное разъяснение о законности проводимых работ по переносу ограждений. Государственная граница Казахстана и России остается неизменной и полностью соответствует договоренностям, достигнутым в 2005 году, а перенос ограждений осуществлен в пределах установленной нормативными документами пограничной полосы.
Эксперт еще раз подчеркнула, что между Казахстаном и Россией нет никаких пограничных споров, как нет их ни с одним из соседних государств. Самый главный результат работы по делимитации и демаркации государственных рубежей, которая продолжалась с 1992 по 2018 год, состоит в том, что Казахстан имеет границу, защищенную нормами международного права.