​Сокровища Урджарской жрицы

4019
Игорь Прохоров, Астана

Центральным экспонатом новой выставки «Урджарская жрица и возрожденные сокровища» стала реконструкция костюма и драгоценного головного убора знатной сакской женщины, жившей примерно в IV–III в. до н. э.

– Вся экспозиция посвящена настоящим жемчужинам Великой степи. Здесь собраны экспонаты со всех уголков нашей необъятной Родины. Исторические находки, которые представлены здесь, подтверждают неразрывную связь наших предков с самыми передовыми технологическими новациями своего времени и позволяют по-новому взглянуть на место Великой степи в глобальной истории. Это не временная выставка, а постоянная экспозиция, которая рассчитана на долгие годы, – отметил директор департамента по делам культуры и искусства Министерства культуры и спорта Абил Жоламан.

– После Золотого человека, который был найден в кургане Иссык в 1969 году, спустя полвека, с учетом находки из Елеке Сазы, Казахстан явил миру семь «золотых людей». Урджарская находка, безусловно, главный экспонат данной экспозиции, – добавил и. о. директора Национального музея РК Алмаз Нуразхан.

Сенсационное открытие сделала археологическая экспедиция под руководством Тимура Смагулова в мае 2013 года в Урджарском районе возле села Лайбулак.

– Курган исследовала экспедиция, в которую входили археологи из Павлодара и Семея под эгидой Института археологии имени Алькея Маргулана, – рассказал Тимур Смагулов.

Работы на древнем кургане носили плановый характер, никто не рассчитывал на уникальные находки. Неожиданно на глубине 1,7 м были обнаружены плиты перекрытия гробницы, которую до сих никто не потревожил.

– Были нужные условия для сохраннос­ти этого захоронения – плотно закрытый каменный ящик. Стыки каменных плит пригнаны очень тщательно. Когда начали проводить вскрытие саркофага, увидели: грунт с поверхности не попал внутрь. Это большая редкость для древних курганов. Когда продолжили раскопки, подумали, что это захоронение молодого человека. Позднее оказалось – молодой женщины. Она лежала на ложе из трав и цветов, в руках у нее находились корни папоротника, – продолжил Тимур Смагулов.

В процессе раскопок стало понятно, что уникальные артефакты нужно сохранить для дальнейшего изучения. Совместно с реставраторами во главе со знаменитым специалистом Крымом Алтынбековым ученым удалось захоронение исследовать несколько иначе, чем это делают традиционно. Оно было извлечено блоком, затем доставлено в Алматы, в реставрационный центр, где была проведена рентгенография. Благодаря этому методу ученым удалось обнаружить новые орнаменты на платье, узнать, что в захоронении находились лекарственные травы.

Специалисты реставрационной лаборатории Крыма Алтынбекова воссоздали образ знатной женщины, которая, по их мнению, занимала не только высокое положение в древнем обществе, но и, возможно, являлась хранительницей древних знаний в области медицины и траволечения.

Помимо останков человека удалось изучить посуду, ткани и золотые украшения. А самое интересное в том, что специалисты смогли воссоздать женский костюм по кусочкам материи. Сохранились остатки платья жрицы синего и зеленого цветов. Как позднее выяснили реставраторы, за долгие века краска изменилась, а первоначальный цвет платья был красным – символом знатных людей. Именно в таком цвете представлена реконструкция костюма жрицы в Национальном музее.

Найден и каменный жертвенник – непременный атрибут общения с богами в те времена.

Наибольшую ценность, по мнению специалистов, имеет остроконечный золотой головной убор, богато украшенный растительными узорами и зооморфным орнаментом. Он представляет собой деревянный стержень, обмотанный золотой лентой. Уцелели и фрагменты ткани головного убора. Анализ показал, что это шелк, окрашенный в красный цвет растительным красителем.

Золотая фольга украшала фигурное изображение птицы на передней части короны. Такая корона надевалась поверх накидки из шелка, который также был окрашен в красный цвет мареной по глиноземной протраве. Головной убор имеет тоже стреловидные навершия, украшенные спиралью из золотой проволоки, и золотые перья. Нижняя часть изделия была украшена древними мастерами рифлеными подвесками.

По форме и орнаментальному воплощению находка напоминает народные казахские женские головные уборы саукеле и борик. Поэтому эта находка первоначально получила название «Урджарская принцесса».

Подобные головные уборы, как предполагается, являлись принадлежностью парадного костюма саков. Похожая находка в Казахстане известна лишь в знаменитом Иссыкском кургане, относящемся к тому же времени, что и погребение в Урджарском районе. Одеяние украшала и искусная вышивка. В частности, рентгенографическое исследование позволило разглядеть на ткани фигуру сайгака.

Российский антрополог Сергей Никитин сделал реконструкцию черепа женщины – она оказалась весьма миловидной особой.

По словам Тимура Смагулова, новые методы исследований дают возможность большую часть работ перенести с «поля» в лаборатории, при этом в них участвуют не только археологи, но и историки, антропологи и реставраторы.

– При изучении деталей этого захоронения увидели, что в ногах у женщины располагались сосуды с остатками еды, различными снадобьями. На самом деле мы, конечно же, точно пока не знаем, кем являлась эта знатная особа, жившая две с лишним тысячи лет назад в предгорьях Тарбагатая, – отметил специалист.

Для понимания роли таких женщин в древних обществах вспомним женскую мумию в Египте, которую недавно нашли американские археологи. Ее тело при жизни было украшено необычно большим количеством татуировок. По мнению археологов, современники египтянки верили в божественную силу этих изображений. «С какой бы стороны вы ни смотрели на эту женщину, вы всегда бы видели две пары глаз богов, взирающих на вас. Нанесение этих татуировок должно было занять уйму времени, и часть из этих процедур была весьма болезненной», – комментировала находку сотрудница Стэнфордского университета Энн Остин.

По словам исследователя, она изучала мумию, от которой сохранилась только верхняя часть, и случайно обратила на рисунок из точек и полосок на шее древней жрицы. Всего таких рисунков на ее теле было около 30, и сначала ученые считали, что их нанесли уже после смерти служительницы храма богини красоты Хатор. Так, на ее бедра были нанесены изображения лотоса, на руках нарисованы коровы, считающиеся священными животными в культе Хатор. Плечи были украшены изображениями бабуинов, а шея со стороны спины – глазом бога неба и солнца Гора…

Однако вернемся к урджарской женщине. В течение 4 лет ученые скрупулезно изучали каждую деталь захоронения, обнаружили великолепные изделия в зверином стиле. Стало понятно, что находка незаурядная.

– Когда мы начали изучать останки захоронения, думали, что в левой руке женщины был текстиль. Провели анализ, и оказалось, что это папоротник. Изучили и поняли, что у нее был парик, который сделан из травы. Косички тоже были сплетены из травы. Мы думаем, что ей было около 18–25 лет. Причина смерти неизвестна, – рассказал Крым Алтынбеков.

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что Урд­жарская жрица жила приблизительно в одно время с Принцессой Укока – девушкой, захоронение которой обнаружили на высокогорном плато Укок в Горном Алтае ровно на 20 лет раньше – в 1993 году. Они были представительницами родственных скифских культур – сакской и пазырыкской. К примеру, изображение сакского всадника обнаружили на ковре из царских пазырыкских курганов. Обе женщины были похоронены в схожих высоких головных уборах. Курган Урджарской принцессы на момент обнаружения располагался на обочине автомобильной дороги, как и курган Принцессы Укока, который даже был вследствие этого поврежден и считался аварийным.

– На выставке представлены разрушенные керамические казаны, мы их специально не стали склеивать, чтобы люди видели, в каком виде все находилось при обнаружении 6 лет назад. Здесь же нашли конечность молодого животного, специалисты определили, что это архар, – добавил Крым Алтынбеков.

По его словам, раскопки в Урджаре дали мощный толчок развитию дистанционного зондирования захоронений. Разработана методика, с помощью которой захоронения сканируются на томографе, и уже не надо его в принципе расчищать. Уже на стадии сканирования археологи видят, какие предметы есть внутри захоронения и как они выглядят.

Урджарская находка дает наконец перевес предположению об очень большой доле «женского» золота в сакских захоронениях. Это свидетельствует о высоком положении женщин в древнем обществе эпохи железного века на территории Казахстана. Возможно, это доказательство их духовного лидерства, уравновешенного, конечно, военно-силовыми качествами мужчин.

Рентгенографическое исследование, такое же, какое делают при переломах, может открыть множество тайн. Этот способ позволяет, не смещая тлен, органические остатки, переместить весь комплекс в лабораторию и проводить более тщательные и полные исследования, нежели в поле. Научно-реставрационная лаборатория «Остров Крым» первая в Казахстане стала проводить подобные исследования для захоронений.

По словам Крыма Алтынбекова, рентген блока с захоронением Урджарской жрицы помог реставраторам обнаружить то, что не было видно под слоем тлена. Проявился контур металлической нашивки в виде сайгака – степной антилопы.

Также и компьютерная томо­графия археологических находок, взятых из раскопа блоками, позволяет «заглянуть» внутрь захоронения, не разбирая его. Появляется возможность тщательнее и качественнее изучить материал, обращая особое внимание на взаиморасположение составляющих. Кроме того, трехмерное исследование позволяет измерить детали внутри блока, заметить уплотнения и следы органики.

Графическая фиксация – следующий важный этап работы над археологическими находками, особенно это касается изъятых блоков вместе с землей. Ведь на графической фиксации, выполненной в масштабе на масштабно-координатной бумаге, видно взаиморасположение элементов. В этой части исследования помечаются детали из разных материалов.

– Конечно, кроме чертежа используется и фотосъемка. Но в процессе отрисовки происходит более подробный визуальный анализ предметов. Контурный характер рисунка без теней и разнообразия цвета, как на фото, не отвлекает от местоположения деталей. В процессе работы над объектом реставраторы не раз возвращаются к графическому изображению, сверяясь с первичным положением элементов, – заключил Крым Алтынбеков.

– Для меня и моих коллег-реставраторов самое главное, что эта находка теперь в музее. Каждый год археологические экспедиции по нескольку месяцев ведут раскопки, и очень многие находки пылятся в запас­никах. Урджарские сокровища обрели свое место в Национальном музее. И тут самое главное – донести историческую информацию до людей, – подвел итоги Тимур Смагулов.

На выставке представлены и другие находки, прошедшие консервацию и реставрацию и свидетельствующие о богатой истории Казахстана разных эпох – от сакской до средневековой. Среди них – шелк с золотой вышивкой XIV в., сабли IX–XII вв., серебряная сбруя коня и многое другое.

Представленные результаты работы казахстанских археологов и реставраторов – колоссальный вклад в культурно-историческое достояние нашей страны, сделанный в рамках программы «Рухани жаңғыру». Урджарские находки могут оказаться ключевыми в процессе восстановления истории духовной культуры нашей земли.

Популярное

Все
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Время выбрало нас
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Столп национальной духовности
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Председатель АДГС встретился с молодежью Астаны
Четверть века на службе Родине
Как противодействовать наркоторговле
Пожаловаться не на что, а о хорошем – скажем!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]