Всегда в приоритете

917
Гуляим Тулешева

– Айгуль Сагадибековна, проект Экологического кодекса, в разработке которого Вы принимали участие, широко обсуж­дается. К дискуссии подключились бизнес-сообщество, общественность, государственные органы, эксперты, поскольку он затрагивает многие сферы нашей жизни. Какие сегодня звучат предложения и мнения?

– На мой взгляд, точка невозврата уже достигнута, и граждане нашей страны больше не намерены наблюдать черный снег и серый ядовитый дым. У людей сформировалось ясное понимание того, что выбросы и загрязнения наносят значительный вред здоровью людей и повышают заболеваемость населения. Принятие нового Экологического кодекса является сбалансированным консенсусом между бизнес-сообществом и жителями нашей страны. Одобрение проекта кодекса является некоторым индикатором ответственного отношения бизнеса к природе и определяет уважительное отношение к своим согражданам. Однако в прессе появились пуб­ликации, где принятие кодекса подвергается сомнениям и не совсем справедливой критике. Создается впечатление, что их авторы просто не вникали в новеллы. Пойти на поводу у этой группы промышленников означает пренебрежение нормами морали, этики и заботы о будущих поколениях.

– Почему и как проект связан с устойчивым развитием?

– Обеспечение продолжительного и устойчивого роста требует не устаревших догм, которые становятся очевидными из приведенных аргументов противников нового Экологического кодекса (ЭК), а интенсивное внедрение «зеленых» подходов. Опора на непродуктивные стереотипы лишают экономику новых возможностей и обрекают ее на технологическую деградацию, снижающую качество жизни людей.

В развитых странах существует индекс, который отражает инклюзивное развитие и показывает, что экономика без учета «зеленого» роста обречена на провал. Радует, что не все бизнес-сообщество подвержено отсталым взглядам, поскольку присутствует понимание, что экология определяет 20% роста ВВП на душу населения. У нас есть хорошие примеры инвестиций в энергоэффективность, возобновляемые источники энергии и сокращение загрязнения. Проект «Бурное Солар-2» – амбициозный солнечный парк – является положительным сигналом того, что частный интерес проявляется, несмотря на нынешнюю высокую зависимость от угля. В стране действует около 50 предприятий, использующих ВИЭ суммарной мощностью порядка 300 МВт, доля вырабатываемой электроэнергии растет.

– Насколько обосновано беспокойство бизнеса и что можно сказать ему в ответ?

– Казахстан занимает по богатству природных ресурсов 11-е место в мире, и экологи осознают экономический приоритет добывающей и перерабатывающих отраслей. С пониманием относятся к тревогам предприя­тий и принимают во внимание опасения о высоких затратах, требующих исполнения природоохранного законодательства. Новый ЭК вполне учитывает все эти аспекты. Хотелось бы обратить внимание на то, что в проекте кодекса главный ориентир – это применение лучшего опыта стран ОЭСР, в котором гармонично и синхронно сочетаются как природоохранное регулирование, так и инструменты экономического стимулирования. Поощряющим условием для этого является технологическая модернизация с одновременным применением жестких мер в случае несоблюдения экологических нормативов.

Природопользователи также поднимали вопрос о несоответствии международной практики косвенного метода экономической оценки ущерба. Однако обошли вопрос отражения им стоимостного выражения затрат нанесенного ущерба, необходимого для восстановления окружаю­щей среды и потребительских свойств природных ресурсов. В новом проекте кодекса полностью отказались от прежнего, а применили старейший из принципов международного экологического права – загрязнитель платит. То есть если он наносит вред окружающей среде своей деятельностью, то несет расходы по ее восстановлению до базового состояния.

– На что Вы, как представитель экологической общественности, хотели бы обратить особое внимание в разрабатываемом документе?

– Новый Экологический кодекс предусматривает новеллы, соответствующие международным стандартам, но с учетом наших реалий. Заявления о существенных недостатках и упреки со стороны организаций о пос­тоянном увеличении экологических платежей государством преждевременны, и они только для тех, кто не желает меняться. Проект кодекса предусматривает поэтапное и долгосрочное обновление оборудования начиная с 2025 года и в течение 10 лет посредством внедрения наилучших доступных технологий (НДТ). Эти практики, способы и методы не всегда дорогостоящие. Важно не вводить в заблуждение Правительство и Парламент, поскольку это не снос предприятия вместе с фундаментом, что, возможно, и стоит миллионы долларов. Наоборот, применение и использование отдельных узлов в оборудовании и эффективных механизмов в технологической цепочке, где происходят наибольшие вредные выбросы, вполне доступные затраты.

Хочу сделать акцент на том, что усиление экологического регулирования посредством тотального «контроля» крупных предприятий направлено на предотвращение загрязнения окружающей среды. Тревога о принятии кодекса может быть только у нарушителей, не способных извлекать выгоды из него, поскольку он дает и множество преимуществ. Оцифровка и оптимизация процессов, а также продуманный алгоритм производственного цикла приводят к экономии и значительному сбережению ресурсов. Внедрение энергоэффективных технологий способствует значительному снижению финансовых затрат и углеродного следа, не считая морального аспекта и ответственности за нынешнее и будущие поколения.

– Что уже сделано и что предстоит сделать в нашей стране на пути проводимых системных экологических реформ?

– Ситуация, связанная с пандемией коронавируса и наступающим кризисом, однозначно изменит экономические модели не только у нас, но и во всем мире. Бизнесу нашей страны тоже лучше заняться поиском своего пути, который потребует современных и инновационных подходов. Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана как уполномоченный орган отходит от фискальной или карательной политики, где сумма штрафов играла определяющую роль, и нацелено на улучшение качества окружающей среды. Статьи по обязательности получения комплексного экологического разрешения с внедрением наилучших доступных технологий (НДТ) вступают в силу с 2025 года, а это время для подготовительной работы.

Концепция НДТ – это инструмент,­ основанный на фактических данных и позициях многих заинтересованных сторон. С помощью их внедрения Европа за 15 лет смогла снизить свои выбросы по основным токсичным веществам на 90%, поскольку поддерживает установление юридически обязательных предельных значений эмиссий. Сегодня сознательные предприятия, не дожидаясь принятия кодекса, рассматривают внедрение НДТ по своей инициативе. Например, АО «Казцинк» уже приняло на себя дополнительные обязательства, претендуя стать первой в стране компанией, где внедрят НДТ. В проекте кодекса, помимо достаточно широкого государственного стимулирования, заложены и рыночные механизмы. К примеру, получение дешевых кредитных средств за счет использования инструментов «зеленого» финансирования, с учетом опыта стран ЕС, США, Японии, Китая. В большинстве из них предоставляются кредиты по ставке от 1 до 6% предприятиям, переходящим на НДТ, и воспользоваться ими – хороший шанс для предприятий нашей страны.

– Экологический кодекс называют принципиально новым документом, учитывающим опыт стран ОЭСР, что Вы можете об этом сказать?

– Экспертами ОЭСР рекомендовано провести реформирование действующего экологического законодательства с конкретным указанием на ряд несоответствий критериям и подходам. Проведенный ими анализ показал, что для успешного развития Казахстана в среднесрочный период необходимо повысить эффективность экологического регулирования в соответствии с принятыми в ОЭСР. Промышленные предприятия, перешедшие и активно внедряющие ресурсо­сберегающие технологии в виде наилучших практик и взявшие курс на вектор модернизации, получают экономический стимул в виде освобождения от платежей за эмиссию.

Если говорить языком цифр, то объем платежей за эмиссию составляет порядка 70 млрд тенге в год, и за 10 лет эта сумма превращается в баснословные средства, которые можно направлять на модернизацию. Реализуя политику, основанную на НДТ, правительства и промышленность обеспечивают высокий уровень защиты окружающей среды и здоровья человека. НДТ является инструментом прогресса и динамичного продвижения в сторону достижения Целей в области устойчивого развития.

Страны ЕС уже сегодня поднимают вопросы взимания пограничного углеродного налога у экспортеров стран-контрагентов, поэтому без масштабного внедрения НДТ нашим производственникам сложно будет выживать. В ближайшем будущем промышленность столкнется с ограничительными мерами, что значительно снизит конкурентоспособность продукции на мировых рынках. По разным оценкам, это может привести к удорожанию до 30% нашей экс­портной корзины и об этом надо задумываться уже сейчас, чтобы избежать реального «кризиса» промышленности.

Важным аргументом в пользу принятия нового Экокодекса является пограничный углеродный налог (ПУН, который западные страны в поддержку «зеленой» экономики в настоящее время активно обсуждают). С помощью ПУНов предположительно будут выравниваться издержки на производство импортируемого и национального товара для сохранения конкурентоспособности. Отметим также, что проектом Экологического кодекса предусмотрен ряд позитивных изменений. Если ранее поступления в бюджет в виде платы за эмиссии не имели целевого назначения и от общей собранной суммы только от 3 до 30% направлялись на природоохранные мероприятия, то в новом проекте ЭК на уровне подзаконных актов преду­смотрено 100% использование платежей за эмиссию только на экологические цели.

В кодексе закреплена норма по автоматизации системы конт­роля выбросов и загрязнений в онлайн-режиме, а население приобретает дополнительный доступ к этой информации. Кроме того, граждане смогут принимать участие в общественных слушаниях и в принятии решений на самых ранних стадиях.

– Спасибо за беседу!

Популярное

Все
В Казахстане создаются кластеры высокого передела
«Астана» – первый обладатель Кубка лиги QFL
Театр Sensitive завоевал премию «Жан шуақ»
Юная Ксения – двукратная чемпионка Казахстана
В 2024-м зарегистрировано более 17 тыс. случаев интернет-мошенничества
Работать в лесу – одно, служить ему – совсем другое
Жилищная политика: обеспечить доступность прежде всего нуждающимся слоям населения
Летопись народного танца
Торг неуместен
Батыры нашего времени
В районном центре открыли современный кинотеатр
Задачи глобальные, темпы уверенные
Кубок планеты оспаривали в Астане
Обнаружена сибирская язва
«Аттракцион», ушедший в прошлое
Гран-при «Казахской романсиады» уехал в Астану
«Сидеть дома скучно»
Раз – сосенка, два – дубок, третьей будет яблонька…
Почти сто нарушений за сутки
Земельный вопрос
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Кызылординский рис: от поля до стола
В Кызылординской области открылась первая «Комфортная школа»
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Токаев побеседовал с казахстанскими студентами в Будапеште
Токаев и Орбан посетили футбольный матч между сборными Венгрии и Германии
Тариф на свет останется прежним, а вот вода подорожает
Сорвало крышу: у «Казпочты» отсудили свыше 18 млн тенге
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Назад в будущее
Подвиги героя в памяти
Не смолкнет в сердцах соловьиная трель
Грузовик со взрывчаткой взорвался на трассе в ВКО
Что делать, чтобы искусственный интеллект не сделал чиновников симулянтами?
Грустные думки аграрные
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Возврат активов: более 28 млрд тенге выделят для больницы в Риддере
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Адлет Барменкулов покидает пост президента КФФ
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Шатры и юрты Великой степи

Читайте также

«Жошы хан. Повелитель великого улуса»: История, завоевавшая…
Качали, качают и… будут качать?
В тройке лидеров по объему обрабатывающей промышленности
«Перезагрузить» ветеринарию – значит укрепить продовольстве…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]