– Созыв СВМДА стал одной из первых международных инициатив независимого Казахстана. Форум существует уже почти 20 лет: что сегодня представляет из себя СВМДА?
– Действительно, институционализация Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии началась 20 лет назад – фактически с момента первой встречи в верхах в 2002-м. Но этому первому саммиту предшествовала большая кропотливая работа, начавшаяся после того, как 5 октября 1992 года Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, тогда еще мало кому в международных кругах известный политик мало кому известной постсоветской страны, впервые встав за трибуну Генеральной Ассамблеи ООН, провозгласил данную идею.
С того дня минуло почти 30 лет.
Я помню, как в то время Нурсултан Абишевич делился мыслями по поводу СВМДА с ведущими мировыми политиками, и какой большой энтузиазм вызвала инициатива. Безусловно, и до этого предлагались идеи формирования архитектуры безопасности на азиатском континенте, в том числе и бывшим Советским Союзом. Но надо отдать должное, что именно скрупулезный подход и последовательность Нурсултана Назарбаева позволили данному форуму реализоваться от концепции до полноценно функционирующей диалоговой площадки с огромным потенциалом.
Одно из уникальных качеств Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева как политика – способность предвидеть будущее. Выдвигая эту инициативу, он говорил, что роль Азии в мире будет возрастать – и оказался совершенно прав. А вместе с ролью Азии возрастала и роль СВМДА.
Изначально в 1992 году, когда процесс созыва cовещания только был запущен, инициатива воспринималась очень хорошо, но в то же время в некоторых странах наблюдался определенный скепсис. В первых переговорах по СВМДА, начавшихся в 90-х годах прошлого века, участвовали представители 12 государств. Кстати, переговорный процесс лично возглавил Касым-Жомарт Токаев, на тот момент министр иностранных дел Казахстана.
А сегодня cовещание объединяет 27 государств-членов, включая постоянных членов Совета Безопасности ООН. Это значительная по территории и населению зона ответственности. То есть СВМДА на сегодняшний день – узнаваемый и авторитетный форум, деятельность которого вызывает живой интерес. Причем интерес не только в самой Азии, но и за ее пределами.
Я встречался со многими представителями стран Европы, Латинской Америки, других регионов мира, и все задают вопрос: что дальше? Какое развитие получит СВМДА?
Это означает, что СВМДА заняло свою нишу в архитектуре безопасности континентального и глобального масштаба.
– Вы отметили, что интерес к СВМДА растет. Означает ли это, что можно ожидать роста числа членов совещания?
– Эта работа, конечно, стоит на повестке дня. Мы ведем предметные консультации, разъясняем, какие на сегодняшний день имеются документы, к которым страна-кандидат должна присоединиться.
А это прежде всего Алматинский акт, действующий как устав совещания, в котором четко обозначены принципы СВМДА, это также Каталог мер доверия – уникальный документ, кстати. Впервые в истории мировой дипломатии страны Азии смогли выработать совместные подходы к тому, как надо взаимодействовать во имя укрепления доверия.
Принцип очень простой. Для начала нужно взаимодействовать, общаться, чтобы установить доверие. Доверие, в свою очередь, является главной предпосылкой и фундаментом для налаживания полноценного сотрудничества. А налаженное тесное и взаимовыгодное сотрудничество позволит обеспечить высокий уровень безопасности, что является важнейшим условием для дальнейшего устойчивого развития.
СВМДА как раз действует по этому принципу – от простого к сложному. То есть мы начинаем с каких-то базовых, элементарных шагов, создающих основу для доверия. Этот подход импонирует многим, и именно он позволил СВМДА собрать за одним столом страны, у которых есть противоречия.
Совещание стало для них той многосторонней площадкой для диалога, в которой они нуждались, чтобы обозначить свою позицию, обсудить сложившуюся ситуацию, найти пути решения, заложить основу доверия, что в двустороннем формате не всегда легко сделать.
Поэтому да, интерес к СВМДА возрастает. Называть какие-то конкретные страны, которые в ближайшем будущем могут присоединиться к совещанию в качестве полноправных членов, было бы преждевременно, потому что консультации продолжаются. Но могу сказать: из очевидных перспектив – это страны азиатского континента, которые уже имеют статус наблюдателей в СВМДА и вполне могут перейти на новый уровень.
Есть и другие страны, проявляющие интерес к нашему форуму, так что, может быть, пополнение будет и в рядах наблюдателей. Работа над расширением организации – постоянный процесс.
Однако хочу подчеркнуть, что задача состоит не в том, чтобы увеличить количество участников, а в том, чтобы сохранить качество взаимодействия. А главное наше качество – это способность найти консенсус.
Это чрезвычайно сложный принцип многосторонней дипломатии, когда нужно свести в одной точке интересы всех. Уникальность СВМДА в том, что до сегодняшнего дня нам это всегда удавалось. И мы будем дальше работать над тем, чтобы в бушующем море международных отношений совещание оставалось той «тихой гаванью», где все страны смогут найти спокойную и доверительную среду для взаимопонимания.
– В 2020 году пост председателя в совещании перешел к Казахстану. Какие приоритеты определены нашей страной на этом посту?
– Ответственный орган казахстанского председательства, который и обозначает приоритеты, – это Министерство иностранных дел. А Секретариат СВМДА работает над осуществлением конкретных мер по реализации приоритетов – на днях мы подписали соответствующую «дорожную карту».
В ней обозначено несколько основных кластеров, и в первую очередь – это институциональное развитие СВМДА, которое подразумевает реализацию ряда инициатив.
Так, например, выдвинута инициатива по учреждению Совета мудрецов, и мы надеемся, что в текущем году сможем предложить государствам-членам утвердить Положение о совете. Кроме того, председательство инициировало создание Фонда СВМДА для финансирования совместных проектов, в том числе, к примеру, в борьбе с последствиями пандемии.
Есть еще одна инициатива, которая практически реализована, но требует своего логического завершения – это создание постоянной площадки Форума аналитических структур на пространстве СВМДА. На заседании в декабре прошлого года Комитет старших должностных лиц уже принял такое решение, и Секретариат работает над тем, чтобы институционализировать данный форум.
Есть намерение страны-председателя серьезно укрепить потенциал Секретариата СВМДА. На сегодняшний день наш секретариат – это международный орган, в состав которого своих дипломатов секондировали Казахстан, Китай, Россия и Индия. Последний год серьезно притормозил нашу работу, поскольку из-за пандемии многие мероприятия пришлось перевести в онлайн-формат или отложить, но мы намерены наверстать упущенное и максимально активизироваться.
Страны-члены договорились в 2021 году реализовать более 50 мероприятий – это большой объем работы, поэтому мы сейчас усиливаем кадровый состав секретариата и в тесной координации с председательством будем реализовывать поставленные задачи.
Еще один важный приоритет – оживление работы по реализации мер доверия. В СВМДА есть договоренность о работе по 5 основным кластерам, включенным в Каталог мер доверия – военно-политическая сфера, борьба с новыми угрозами и вызовами, взаимодействие в экономическом, экологическом и гуманитарном измерениях. Есть также договоренность о закреплении за конкретными мерами доверия конкретных стран, которые вырабатывают концептуальные подходы и после утверждения их всем составом СВМДА реализуют соответствующий план мероприятий.
Задача секретариата – систематизировать и оказывать содействие государствам-членам в этой работе.
– Вопрос институционализации совещания поднимается Казахстаном уже не первый год, Президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что работа в этом направлении будет одним из приоритетов казахстанского председательства. Для чего необходима трансформация СВМДА в полноценную организацию?
– В 2012 году Казахстан инициировал юбилейное заседание министров иностранных дел стран СВМДА, приуроченное к 20-летию инициативы. На той встрече Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые обратился к государствам-членам с призывом о создании на базе совещания полноценной региональной организации, и эта инициатива была позитивно воспринята. Так что да, вопрос поднимается давно.
Вместе с тем институционализация – это процесс. Уже сейчас СВМДА имеет постоянно действующие институты, в рамках которых вырабатываются общие подходы, принимаются конкретные решения, реализуются практические мероприятия. Регулярно созываются саммиты глав государств, их на сегодняшний день состоялось уже пять.
Шестой саммит планируется под председательством Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в юбилейном 2022 году. Систематически проходят встречи министров иностранных дел. У СВМДА имеются свои рабочие органы. Есть действующий секретариат. Таким образом, в результате последовательного эволюционного развития СВМДА обрело основные черты полноценной организации.
Я бы не хотел предвосхищать события, но, думаю, что к 30-летию нашего форума под казахстанским председательством государства – члены СВМДА могут прийти к решению об очередном важном этапе в развитии совещания.
Что это даст? Безусловно, когда существует структура, позволяющая государствам системно взаимодействовать, – это дает гораздо больший эффект, нежели спонтанные мероприятия, не имеющие какой-либо серьезной концептуальной базы. Работа государств-членов под эгидой международной организации позволит обеспечить более структурированный диалог, системный и согласованный подход по основным направлениям деятельности.
Это очень важно для эффективности работы, ведь если подход «соркестрирован», тогда мы услышим симфонию, а когда этого нет – может получиться какофония.
СВМДА нацелено на то, чтобы создать синергию усилий стран, которые сегодня простираются от Тихого океана до Средиземноморья, от Урала до Индийского океана. Это огромная география с колоссальным культурным разнообразием, различными экономическими, политическими устройствами, и найти во всем этом нить, которая нас связывала бы, – большое искусство, и к этому стремятся сегодня государства совещания. И я вижу, что интерес у стран-членов все больше и больше возрастает.
– Елбасы Нурсултан Назарбаев не раз поднимал вопрос о перспективах объединения потенциалов СВМДА и ОБСЕ, в том числе эта идея стала составной частью его инициативы о «Новой геополитической реальности «3Д». Рассматривается ли данный вопрос сейчас?
– Инициатива СВМДА родилась, по сути, из понимания необходимости заполнения определенного вакуума, который был в Азии в сфере обеспечения региональной безопасности. В Европе эту нишу занимает ОБСЕ.
Нурсултан Назарбаев очень последовательно предлагает и продвигает партнерство этих двух структур, и с точки зрения Казахстана это в высшей степени логично, учитывая, что наша страна расположена в сердце Евразии, сразу на двух континентах – и в Азии, и в Европе.
Идея Елбасы состоит в том, что если обеспечить объединение потенциалов, синергию между ОБСЕ и СВМДА, это позволило бы создать мощный и широкий пояс безопасности и сотрудничества, охватывающий огромный Евразийский материк, практически большую часть Северного полушария. И нетрудно представить, какой огромный вклад это внесло бы в укрепление глобальной архитектуры безопасности.
Понятно, что и в СВМДА, и в ОБСЕ к данной идее, несмотря на всю ее привлекательность, есть различные подходы – это совершенно нормально. Учитывая масштаб инициативы, потребуется время, чтобы реализовать ее. Но самое важное – уже сегодня обе структуры взаимодействуют, налажен диалог по вопросам, представляющим взаимный интерес.
И не только с ОБСЕ.
На сегодняшний день у СВМДА сложилась широкая палитра партнерских отношений с разными международными организациями. Например, СВМДА является наблюдателем при Организации Объединенных
Наций. Нас приглашают на важные форумы многих крупных институтов и агентств ООН, со многими из которых есть меморандумы о сотрудничестве. У совещания налажены партнерские отношения с ШОС, ОЭС, ЛАГ, есть интерес к установлению сотрудничества с ЕАЭС, АСЕАН и другими организациями.
– Существует немало международных организаций, в сферу интересов которых входят в том числе вопросы безопасности и сотрудничества. Чем уникальна казахстанская инициатива по созыву СВМДА?
– СВМДА уникально своей обширной повесткой и пониманием безопасности.
Сегодня, я думаю, все согласятся, что невозможно говорить о безопасности каждой конкретной страны отдельно, также нельзя говорить отдельно о безопасности в каждом конкретном измерении. Так вот, уникальность СВМДА в том, что оно продвигает именно концепцию общей, всеобъемлющей, кооперативной, устойчивой, неделимой и равной безопасности.
Степень взаимосвязанности в современном мире очень высока. Происходящее в одной стране неизбежно влияет на весь мир – это касается и безопасности, и сотрудничества. Вот это понимание, я считаю, значительно отличает СВМДА от других региональных структур, повестка дня которых зачастую сконцентрирована на более узких направлениях или имеет меньший географический охват.
Но при этом я хочу особо подчеркнуть, что СВМДА ни в коем случае не конкурирует ни с кем – это наш главный посыл. СВМДА – обширная площадка, она имеет свою нишу и никогда не будет претендовать на то, чтобы занять нишу какой-либо другой организации или объединения. Мы нацелены не на соперничество, а на сотрудничество, развитие синергии.
– Последние годы мир претерпевает серьезные изменения, в том числе новые вызовы и угрозы возникают в сфере обеспечения безопасности. Какое место в повестке дня СВМДА занимает этот вопрос?
– «Новые угрозы» – термин, который в СВМДА пришел из международной дипломатии, но большинство из этих угроз, к сожалению, старо как мир – организованная преступность, терроризм, экстремизм, нелегальная миграция, наркотрафик и так далее. Новыми эти угрозы сделало понимание того, что они имеют межгосударственное значение, и бороться с ними надо, прилагая совместные усилия, сотрудничая в международном формате.
Безусловно, есть и действительно новые вызовы, актуализированные текущей ситуацией, такие как, например, обеспечение биологической безопасности или борьба с изменением климата. Но и здесь подходы те же самые – эти проблемы просто невозможно решить в одной конкретно взятой стране. Чтобы по-настоящему справиться с такими вызовами, нужно, чтобы соответствующая работа скоординированно проводилась всеми государствами.
Коронавирус очень наглядно продемонстрировал этот принцип: нельзя вылечить одно государство от вируса, а соседние – нет. Пока есть хоть одна страна, уязвимая перед вирусом, – уязвим весь мир, поскольку рано или поздно тот опять начнет распространяться.
Как я уже говорил, новым вызовам и угрозам в деятельности СВМДА посвящен отдельный кластер, и здесь особое внимание уделяется мероприятиям и инициативам, которые помогают странам наладить продуктивную кооперацию через обмен информацией, вырабатываются общее понимание и общие подходы к решению проблем. Это очень важно, потому что если не будет доверия и определенной «совместимости», например, в действиях между спецслужбами, занимающимися противодействием тем или иным угрозам, если не будет общей методологии и общего видения ситуации, то не будет и полноценного международного сотрудничества. Это будет «глухой телефон», который сведет эффективность односторонних усилий на нет.
Многие вызовы и угрозы обретают новый масштаб в условиях глобализации, и международная кооперация необходима для того, чтобы элиминировать риски, связанные с возрастающей взаимосвязанностью.
– Вы отмечали, что и до СВМДА предпринимались попытки создать в Азии структуру, которая бы занималась вопросами безопасности. Но на практике реализовать ее получилось только сейчас, с созданием совещания. Как, по Вашему мнению, на успехе этой инициативы сказался тот факт, что автором ее был Казахстан?
– Идея создания системы безопасности для Азии была востребована самой жизнью. Важно было вовремя ее уловить, предложить и последовательно продвигать.
Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев именно это и сделал. Причем да, Казахстан оказался как раз той страной, которая сумела сделать так, что в идею поверили, не увидели в ней геополитического подвоха.
Тут сыграл свою роль комплекс факторов. В первую очередь уже к 1992 году Казахстан на деле подтвердил свою приверженность миростроительству: страна закрыла Семипалатинский испытательный ядерный полигон и отказалась от четвертого по размеру в мире ядерного арсенала – уникальный случай в истории человечества. Инициатива в области безопасности, исходящая от страны, доказавшей, что ради этой самой безопасности она готова на решительные действия невоенного характера, конечно же, привлекла внимание и вызвала доверие.
Не менее важный фактор – личная харизма и авторитет Нурсултана Назарбаева, который также формировался и укреплялся благодаря конкретным и успешным миротворческим усилиям. Елбасы в разное время занимался и карабахским урегулированием, и межтаджикским диалогом. Из совсем недавних примеров – это его роль в деэскалации и нормализации отношений между Россией и Турцией.
Еще ранее Нурсултан Назарбаев предпринимал усилия по разблокировке переговоров международной «шестерки» с Ираном по ядерной программе этой страны, без которых вряд ли удалось бы достичь договоренностей в Вене в 2015 году и принять Совместный всеобъемлющий план действий.
То есть СВМДА – это инициатива, исходящая от Лидера, который проявил себя как истинный миротворец, и от страны, чья главная геополитическая амбиция – это опять-таки миротворчество. Благодаря этому год от года росло доверие к совещанию и развивалось взаимодействие в его рамках.
И в высшей степени справедливо, что главы государств – членов СВМДА в декларации, принятой по итогам Пятого саммита в Душанбе, признали Елбасы основателем совещания.
Резюмируя, хочу сказать, что народ Казахстана может гордиться своей страной, которая за 30 лет своей независимости сделала очень многое для мира и сотрудничества в глобальном масштабе. Это, поверьте, не просто слова – это реальность. И казахстанцы могут по праву гордиться своими дипломатами, которые вносят свой ценный вклад в достижения и успехи Казахстана в целом.