Битва за умы

958
Марина Асылбекова, учитель русского языка и литературы специализированного лицея № 165 Алматы

В программной статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» акцент сделан на модернизации образования и сохранении культурно-нравственных ценностей. В документе говорится о том, что в системе ценностей образованность станет главной, отмечена роль культа знаний, который должен быть всеобщим. Ни один из факторов в отдельности или даже их совокупность не сможет обеспечить успешное прохождение третьей модернизации Казахстана без опережающего коренного изменения общественного сознания, что объективно требует нового типа образования, где главной целью и идеалом будет формирование личности. Время не стоит на месте. В нашу жизнь внедряются новые технологии, постепенно становясь неотъемлемой частью всех сторон жизнедеятельности. Они проникли в педагогику, методику и совершили переворот.

В Алматы прошел международный научно-практический семинар «Медиатехнологии в современной школе». Предметом обсуждения стали новые научные тенденции в сфере образования, актуальные вопросы модернизации процесса обучения и воспитания, злободневные проблемы психологической адаптации субъектов воспитания (педагог – ученик – родитель) к новым требованиям в системе образования. С приветственным словом к участникам семинара обратились руководитель Управления образования Алматы Гульнар Ходжабергенова и консул РФ в Алматы, заместитель руководителя Представительства Россотрудничества в РК Ирина Переверзева.

Актуальность темы семинара не вызывает сомнения. Понятия «глобализм», «информационная эпоха», «информационное общество» стали самыми распространенными на рубеже XX–XXI веков. Речь, по сути, идет о новой цивилизации, связанной с колоссальным, не виданным ранее влиянием современной индустрии информации буквально на все стороны общественной жизни и сознания.

Нет сомнений в том, что компьютерные технологии углуб­ляют связи разных культур, информация создает осмысленные ценности. Но компьютер, как и другие новые медиа (сотовая связь, электронная почта, цифровое кино и фото, Интернет) оказывает воздействие на социум в том случае, если это продуманная система, соотнесенная с характером общественных связей.

На первое место в информа­ционную эпоху вышла «аудиовизуальная культура». Под влия­нием кино, затем телевидения, компьютера и Интернета начинает формироваться так называемое «экранное поколение». Не случайно многие исследователи стали называть экран «главным учителем жизни». Вместо «самой читающей страны в мире» мы получили «общество телезрителей», людей с клиповым сознанием.

Самая частая фраза в речи школьников сегодня: «Да, я читал, но не понял!» Как ни парадоксально это звучит, чтение классичес­кой литературы для современного подростка аналогично чтению текстов на иностранном языке. Из-за отсутствия накопленного багажа знаний даже самые, казалось бы, очевидные вещи проходят мимо них. Родители не говорят с детьми о важном, прочитанном, содержательном, а дети не понимают тексты. Информация снимается с поверхности, как в рекламе, а то, что требует усилий по преодолению, раздражает и остается в тумане.

Таким образом, чтение как процесс и, следовательно, как способ познания действительности, как механизм формирования левополушарного мышления, то есть развития логических, аналитических способностей, выпало из жизни детей. Оно все больше замещается правополушарным восп­риятием мира через зрительные образы: телевизионные штампы, рекламу, популярные фильмы. Новый век усиленно формирует правополушарную нацию, людей, которые не размышляют и анализируют, а бездумно ориен­тируются на созданные кем-то незатейливые образы. Снижение ценности чтения в современном обществе воспринимается, к огромному сожалению, как факт. Пусть и негативный. Поэтому и задачи в области образования стали иными. Изменилась визуальная культура, изменился предметный мир, появились новые реалии, которые необходимо учитывать, чтобы книга была интересна ребенку.

Что может помочь в этой ситуации? Для решения этой проблемы необходима деятельность учителя и учеников в трех направлениях. Во-первых, «рассматривать» слова, учиться их «видеть». Во-вторых, учиться «выращивать» слова в собственном творчестве. В-третьих, учиться читать медленно. И современный медиапроект как педагогический ресурс поддержки формирования читательских компетенций привлекает внимание педагога.

Медиаобразование – процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов. Когда педагог говорит о работе с медиатехнологиями в своей прак­тике, то инструментами в работе становятся создание буктрейлеров, видеороликов, анимационных фильмов, визуализация частей текста художественного и научного текста. Без медиатехнологий добиться должного эффекта невозможно.

А достигается этот эффект за счет воздействия на все органы чувств: ученик смотрит, слушает, осязает. Кроме того, медиатехнологии более полно погружают ребенка в изучение объекта. Это требование времени, веление современной жизни. И задача педагогов – не ограждать детей от техники, а учить их ориентироваться в информа­ционных потоках. Взаимодействие науки и прак­тики должно быть направлено на активную модернизацию национальной системы образования…

Активное участие в работе семинара приняла доктор психологических наук, академик, почетный профессор Международного института дифференциальной психологии Германии, директор НИИ психологии КазНПУ им. Абая Жамиля Намазбаева. Тренинги и мастер-классы для учителей и родителей общеобразовательной школы № 20, гимназии № 27 и гимназии № 132 Алматы провели директор МБОУ «Гимназия № 11» городского округа Балашиха Мос­ковской области Марина Панченко, заместитель директора по научно-методической работе Светлана Никитина, заместитель директора по воспитательной работе Дарья Телешева.

Итогом работы международного семинара стало заключение меморандума о сотрудничестве между КГУ «Гимназия № 27», КГУ «Гимназия № 132», КГУ «Общеобразовательная школа № 17» Алматы и МБОУ «Гимназия № 11» городского округа Балашиха Московской области.

Популярное

Все
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Дорога всегда прокормит
Что нужно молодым ученым для реализации потенциала?
Ученые NU разработали качественный онлайн-переводчик
Воплощают на деле бизнес-идеи
За силу духа
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
К числу пассажиров аэропорта Алматы добавился ноль
«Горит пятно простого кумача над обгорелым куполом Рейхстага...»
URKER: история успеха
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Обучение через игру внедряет креативный педагог
Друзья-казахи называют его Серикбай
Не надо усложнять!
Жизнь на грани невозможного
Закон Республики Казахстан
Через Запад на Восток…
Родом из Казахстана
Начался сезон лавин
Приоритетной задачей остается исполнение социальных обязательств
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Год большой работы и серьезных наград
Дружба – мотив серьезный
Эволюционирует «ныряющая» нить
Майк Тайсон ударил Джейка Пола на финальной дуэли взглядов
АПК должен стать одним из основных драйверов экономического роста
Полный текст выступления президента на первом Форуме работников сельского хозяйства
Спрос на автогаз превышает предложение
Ерлан Карин встретился с делегацией Вьетнама
Путешествие длиною в жизнь
Токаев назначил ряд послов
Миссия – создавать учебники
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Начался сезон лавин
Газ пришел в аулы Кокарал и Енбекши
Дмитрий набирает форму
«Барыс» завершил выездную серию игр

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]