Много лет назад в одной из своих статей классик детской литературы Корней Чуковский, который очень трепетно и требовательно относился к зарождающемуся тогда новому направлению в кинематографе – мультипликации (сейчас это слово активно вытесняется его французским аналогом – анимация), отмечал, что советскую мультипликацию отличает от западной особая лирическая задушевность. Я бы добавила к этому еще одно качество – доброту.
Наши мультфильмы не просто развлекали детей, в первую очередь они были мощным средством воспитания. Без скучных нотаций и навязчивой дидактики мультики учили малышей понимать, что такое хорошо и что такое плохо, учили дружить, любить свою родину. Они помогали ребенку воспринимать мир, изначально настраивая его на добро.
Подарить мартышке банан, помочь мамонтенку найти свою маму, отдать последний волшебный лепесток больному мальчику, спасти прекрасную принцессу из плена… Эти сказки воспитывали чуть ли не на уровне 25-го кадра. Мне кажется, ребенок, выросший на таких мультиках, просто не мог не быть хорошим человеком.
И сегодня я не случайно заговорила о мультиках – осень подарила нам сразу 2 знаковых события, связанных с детским мультипликационным кино: в конце сентября исполнилось 89 лет со дня показа первого звукового мультфильма «Пароходик Вилли», созданного «отцом мультипликации» Уолтом Диснеем, где героем выступил забавный мышонок Микки-Маус. А завтра, 28 октября, свой день рождения отметит вся мировая мультипликация.
Давным-давно, в ушедшем и во многом уже забытом XIX веке, в этот октябрьский день 1892 года парижский художник и изобретатель Эмиль Рейно пригласил зрителей на премьеру невиданного доселе шоу под названием «оптический театр», где в специально созданном им аппарате оживали рисованные картинки. Это событие и стало той точкой отсчета, с которой началась эпоха анимационного кино. Правда, долгое время эта дата мало кому была известна, пока в 2002 году ее не вытащили на свет сотрудники французского отделения Международной ассоциации анимационного кино. И с тех пор 28 октября отмечается как Международный день анимации.
Конечно, с тех пор много воды утекло, современные технологии позволяют буквально творить чудеса, создавая даже трехмерную анимацию. Но какими бы продвинутыми ни были технические средства, главное, как мне кажется, содержание, которое вкладывается в тот или иной мультик.
Расцветом мировой мультипликации принято считать 50-е годы прошлого века, когда американские мультипликаторы создали «Золушку», «Питера Пэна», «Алису в Стране чудес» и «Спящую красавицу». Но вот парадокс – в то время, когда мир рукоплескал «королю мультипликации» Уолту Диснею, который вошел в историю кино как обладатель более 30 «Оскаров» (!), в Стране Советов диснеевские мультики были признаны безыдейными, легковесными и даже вредными, потому советским мальчишкам и девчонкам их не показывали. Мне, например, впервые довелось увидеть мультфильмы Диснея лишь в конце 60-х годов на одном из закрытых показов. А на наши экраны они пришли лишь через десятилетия.
Тогда же, в конце 60-х, был создан и первый казахский мультфильм по мотивам народной сказки «Почему у ласточки хвост рожками». Эта талантливая работа режиссера Амена Хайдарова, снятая на киностудии «Казахфильм», произвела тогда настоящий фурор, получив приз на фестивале мультфильмов в Нью-Йорке и второй приз на Всесоюзном кинофестивале.
Кстати сказать, за время существования СССР студия «Казахфильм» сняла около 100 мультфильмов, которые также учили добру, милосердию, передавая дух казахской истории и культуры. И сегодня отечественные мультипликаторы стараются не утрачивать главные их особенности – национальные и культурные ценности казахского народа, создавая около 15 мультипликационных лент в год, как на «Казахфильме», так и в частных студиях.
Ведь хороший мультик, как волшебная машина времени, может вернуть в детство даже умудренного жизненным опытом человека.
Все колонки автора