Добрый и светлый талант Личность 15 августа 2025 г. 4:00 530 Галия Шимырбаева корреспондент Алматинского корпункта Самому знаменитому композитору-песеннику Казахстана Шамши Калдаякову сегодня исполнилось бы 95 лет фото из архива "КП" Обогнавший славу Его творчеством увлекались и члены Политбюро ЦК Компартии Казахстана во главе с Динмухамедом Кунаевым, и чабаны на далеком джайляу. – Я был автором сценария фильма «Шамши» Тлегена Ахметова, – рассказывает заслуженный деятель РК, публицист Кали Сарсенбай. – Он был единственным режиссером, который, успев застать Шамши живым, в 1991 году записал интервью с ним. Однако продолжение съемок было отложено из-за болезни композитора. Документальный фильм с использованием живых кадров вышел на экраны только спустя 22 года – в 2013-м. Он был настолько популярен в народе, что каждый его шаг обрастал легендами и мифами. Когда, например, появилась «Сыған серенадасы» – «Цыганская серенада», то все стали говорить, что влюбленный в цыганку Шамши ушел жить в табор. Я думаю, влюбленность, возможно, и была, но в таборе он наверняка не жил. Кстати, мелодии своих песен он наигрывал на мандолине, хотя в совершенстве владел игрой и на других инструментах – фортепиано, баяне и домбре. Очень скромный, совершенно не амбициозный, он никому не завидовал и ни с кем не соревновался. Как вспоминают современники, никто из них ни разу не слышал от Шамши порицающих слов в чей-то адрес, если что-то и угнетало его – держал в себе. Зато радость выражал по-детски открыто. «Написал мощную песню», – говорил в таких случаях композитор. Слава догоняла его сама, забегая даже несколько вперед. Тем, кто изо всех сил рвался к ней, тяжело было перенести это. Были времена, когда песни Шамши не пускали в эфир Казахского радио. Когда вставал вопрос о том, что самому знаменитому композитору-песеннику Казахстана давно пора стать членом Союза композиторов, то цеплялись за формальность – он так и не окончил консерваторию. Говорили, что если он такой великий, то пусть пишет оперы и кантаты. Членом Союза композиторов Шамши стал только после смерти – уже в годы независимости. Также запоздало, хотя и при жизни ему было присвоено звание народного артиста республики. – Мне кажется, он очень переживал, что, имея огромную популярность в народе, не добился официального признания, – вспоминал один из его близких друзей, народный артист РК Мынжасар Мангитаев. – Однажды рано утром я включил радио и услышал, что Калдаякову присвоено звание народного артиста. Быстро одевшись, я побежал в больницу, где в то время находился Шамши. Услышав радостную весть, он не плакал, но мне показалось, что слеза была готова вот-вот скатиться по щеке. Помолчав с минуту, мой друг чуть слышно прошептал: «Неужели наша страна перестала бы существовать, если бы это звание дали чуть пораньше?» Через несколько дней Шамши не стало… – Большому таланту, к сожалению, тяжело ужиться в системе, где бал правят «орта қолды таланттар» – люди средних способностей, – считает Кали Сарсенбай. – А Шамши никогда не восхвалял партию, писал только то, к чему лежали душа и сердце. Народ это прекрасно знал, потому он был и остается самым настоящим народным композитором. Народным артистом он стал только перед смертью. Тогда же, в 1992 году, состоялся его первый и последний прижизненный концерт во Дворце Республики. И первое, и второе стало возможным благодаря большому поклоннику его таланта, тогдашнему акиму Алматы Заманбеку Нуркадилову. Впрочем, его слава от того, что он не имел званий, нисколько не померкла. Как и Ақану сері, и Курмангазы, и Биржану-сал, ему не надо было никаких званий – народ знал его, как и их, по имени. Памятник нерукотворный Музыку Шамши сочинял в самых разных жанрах. Вальсы, танго, марши, фокстроты. Одну из самых своих культовых песен – «Менің Қазақстаным» – на слова 21-летнего поэта Жумекена Нажимеденова написал, когда ему было 26 лет. 11 января 2006 года эта песня впервые зазвучала как Государственный гимн в Акорде. После того как его исполнил Димаш Кудайберген, о казахском гимне заговорил весь мир. В этих двоих музыкантах – композиторе и певце, по словам Кали Сарсенбая, несмотря на то что они из разных эпох, – есть одно общее – национальный дух, поэтому и гимн зазвучал по-новому. Особая история связана и с песней-тоской о матери «Ана туралы жыр» («Песня о матери»). Когда в 1959 году умерла мама Шамши, его как раз исключили из консерватории, и телеграмма до него не дошла. Шамши приехал в родной аул на седьмой день после ее смерти. Он тяжело переживал уход горячо любимой матери и пообещал на ее могиле, что обессмертит ее имя. Так появилась песня «Ана туралы жыр» на слова еще одного любящего сына – поэта Гафу Каирбекова, который также рано потерял мать. – Я помню, как она рождалась. Это был 1965 год, – рассказывает сын поэта Бахыт Каирбеков. – Я учился тогда играть на пианино дозволенную школьной программой классику, и для меня стало потрясением, что, оказывается, музыку могут сочинять и живые люди. Пришедший к нам в гости некий человек сел за инструмент, и полился удивительно мелодичный наигрыш. Он, этот человек, спел далеко не концертным голосом песню, которая станет знаменем нашего дома. Это был Шамши Калдаяков, а той песней – «Ана туралы жыр». Узнав, что я хожу в музыкальную школу, он тут же карандашом набросал ноты и надписал: «Если станешь композитором, будь таким, как Бах; если поэтом, то таким, как твой отец». Ноты эти хранятся до сих пор в нашем семейном архиве. Текст той песни так проникновенен и образен, так проникнут трепетной любовью к той, кто дарит жизнь и растит свое дитя с такой неиссякаемой любовью и заботой, что перевести его на русский я не смог, хотя не новичок в этом деле. Поэтому она лучше звучит на тюркских языках. При этом татары, балкарцы и многие другие народы считают ее народной. Говорят, словами тему матери не выразить, а мой отец выразил так, как никто другой. Она у него была главной в творчестве, а «Ана туралы жыр» вобрала в себя многотомную поэзию отца в одном выплеске. – Когда талант добрый и светлый, то он объединяет людей, – продолжает Кали Сарсенбай. – А Шамши Калдаяков обессмертил в своих песнях каждый регион Казахстана. В «Сыр сулуы» – Кызылорду, в «Ақерке – Ақжайық» – Атырау, в «Теріскей» – Шымкент, в «Арқалықтың ақ таңы» – Торгай… Песня «Мойынкумда ауылым» своим рождением обязана секретарю по идеологии Жамбылского обкома партии Гайникен Бибатыровой. Именно она попросила Шамши Калдаякова написать песню, прославляющую простое селение, находящееся вдали от больших городов. Когда ансамбль «Мойынкум» поехал на какой-то фестиваль народного творчества в Португалию, то написанная в маршевом ритме «Мойынкумда ауылым» произвела такой фурор, что о ней, называя ее гимном Казахстана, писали все местные СМИ, а артисты были удостоены приема у генерального секретаря Португальской коммунистической партии Алвару Куньяла. Благодарные жители Мойынкума решили один из дефицитных автомобилей «Жигули», выделенных району, отдать композитору. Это был царский подарок, но дальше района машина не уехала. Шамши ее кому-то подарил. Близкие знакомые это были или просто люди – я не знаю. История об этом умалчивает. Нургиса Тлендиев, другой любимый народом музыкант, с нежностью говорил о друге и о себе, что в Казахстане есть два лопоухих музыканта – он и Шамши. Однажды он организовал ему прием у Кунаева. Когда Димекен спросил Калдаякова, не нуждается ли он в чем-нибудь, бездомный в ту пору композитор, посчитав, что неприлично по рядовому квартирному вопросу тревожить главу республики, ответил, что у него все прекрасно, и протянул первому секретарю ЦК КП Казахстана письма от других нуждающихся музыкантов. И тогда Нургиса не выдержал: «Неправда! Димаш Ахмедович, у него квартиры нет, он с семьей снимает углы». Мне кажется, Шамши, в какую бы эпоху ни родился, всегда был бы на своем месте. Он появился на свет, чтобы радовать свой народ, который не устает восхищаться им. Виват король! Пишущий на музыкальные темы журналист и композитор Калдыбек Курманали серьезно заинтересовался творчеством Шамши Калдаякова еще в студенческие годы, а полюбил его песни еще раньше. – Он мой земляк, мы оба родились в Южном Казахстане. Он – уроженец Отрарского района, я – соседнего Байдибекского, – рассказывает он. – Когда я появился на свет, его имя успело уже обрасти легендами. Наши мамы укачивали нас под его песни, стоило выйти за порог – и вот он, Шамши: под его вальсы кружились на свадьбах, они звучали на улицах, площадях, вокзалах, влюбленные рассказывали друг другу о своих чувствах через его мелодии. Старшие говорили о нем с таким благоговением, словно это был не человек, а бог. Когда мне было семь лет, я спросил маму: «Он живой?» «Конечно», – улыбнулась она. Разыскивать именитого земляка Калдыбек начал с 1989 года – как только поступил на журфак КазГУ. В предвкушении встречи с ним даже организовал молодежное творческое объединение «Жулдыздар» – «Звезды», чтобы легче было организовать концерт с участием молодых звезд эстрады, где звучали бы только песни Шамши. Поиски не увенчались успехом. В редакциях и творческих объединениях студенту отвечали, что Шамши давно уже не живет в Алматы, уехал куда-то под Жамбыл. Однажды Калдыбек с приятелем проходил мимо здания Казрадио. – И вдруг он толкнул меня: «Тебе повезло. Смотри, кто стоит. Это же Шамши», – вспоминает Калдыбек. – Мне казалось, что Калдаяков должен быть одет в костюм с иголочки. А тут передо мной предстал совсем не парадного вида и невысокого роста пожилой усталый человек. Они с Ильей Жахановым, тоже известным композитором, курили (как сейчас помню, сигареты «Космос»). Набравшись духу, я подошел к ним: «Шамши-коке, я давно разыскиваю вас. Хочу организовать концерт». Он, нисколько не удивившись, сказал: «У меня сейчас мало времени. Приходи потом». – «Но как на вас выйти?» – «Запоминай номер моего телефона: автобус 61-го маршрута, пуд плюс два пуда». Я не знал, что означает слово «пуд», но уточнять не осмелился. Пока шел до общежития, все повторял: «пуд плюс два пуда». Зайдя в комнату, сказал однокурснику Альмену Каримову: «У меня сегодня хороший день. Я встретил Шамши Калдаякова». Альмен захохотал: «Да ладно! Скажи еще, что видел Курмангазы, а рядом с ним Абая». – «Шамши мне даже телефон свой дал. Только он какой-то странный. Ты не знаешь, что такое пуд?» И повторил слова композитора. Альмен, услышав это, быстро выбежал из комнаты. Через пять минут вернулся. «Это действительно был Калдаяков. Я звонил к нему домой». – «Но я же тебе не давал его точного номера. Я и сам не знаю его». – «Он же тебе дал его. Пуд – это 16 килограммов, а два пуда – 32», – сказал продвинутый Альмен. Через месяц я снова встретил Шамши. В этот раз – перед зданием Союза писателей. Он узнал меня: «О-о, это ты Шаянбек (Шаян – название моего аула)? Поехали со мной в Тастак к моим друзьям». Пока ехали в такси, решился показать ему свои песни. В гостях он, наигрывая на рояле мелодии моих песен, сказал: «Как жаль, что молодежь сейчас не пишет вальсы». В тот вечер Шамши-коке написал рецензию на мои песни, которая потом была опубликована в газете «Лениншыл жас». Третий раз мы с ним встретились по его инициативе – он мне сам позвонил, чтобы обсудить подробности организовываемого мною творческого вечера. Но так уж получилось, что меня опередил Казахконцерт. Состоялся концерт 12 января 1991 года во Дворце Республики. Я присутствовал там по личному приглашению Шамши просто как зритель. После этого ему было уже не до встреч. Шамши тяжело заболел. Лежал вначале в участковой больнице на станции Темир, что в Южно-Казахстанской области, оттуда его перевели в Алматы в Совминовскую больницу. Там имели право лечиться только народные артисты и члены Союза композиторов. Он же не был ни тем ни другим. Но Мухтар Шаханов, его близкий друг, в ту пору депутат Верховного Совета СССР, добился этого. ...В день смерти Шамши, 29 февраля 1992 года, Калдыбек Курманали находился в командировке в Шымкенте. По его словам, чувство (и не только у него) было такое, словно потерял близкого человека: «Это неправда! Это всего лишь слухи. Такого не может быть. Он совсем еще не старый. Я ведь и интервью не успел у него взять». Созданная им в день смерти композитора песня «Ан-ага», по словам Калдыбека, дань уважения великому земляку и преклонение перед его теплым, греющим души и сердца людей талантом. Родилась она в доме друга Шамши – Сугирали Сапаралиева. Идея написать на смерть композитора песню, кстати, принадлежала ему. Наигрывая на гармони, Саке с тоской повторял: «О, Шамши, что же ты наделал?!» – и все пытался сочинить траурную мелодию. – В какой-то момент я вмешался: «Саке, если вы не против, можно это сделаю я? Сыграйте без слов попурри из песен Шамши», – вспоминает Калдыбек. – И по мотивам мелодии короля казахского вальса я написал в тот грустный вечер новую песню. Я не поэт, но чтобы не забыть мелодию, накидал дежурный вариант текста песни «Ан-ага». Прилетев на следующее утро в Алматы, отдал их поэту Ибрагиму Исаеву. Первое исполнение этой песни состоялось в том же году в Шымкенте на фестивале имени Шамши Калдаякова. Там прозвучало около 49 песен, посвященных ему. Сейчас этот фестиваль стал ежегодным, количество песен о Шамши перевалило за сто, но он неизменно открывается песней «Ан-ага», хотя в том далеком 1992 году она не получила даже призового места. Одна интересная деталь. Эту песню я написал, когда мне было 26, а Шамши в этом же возрасте написал «Менiн Казакстаным». То, о чем я мечтал при жизни Шамши – организовывать его творческие вечера, – осуществилось после его смерти. Регулярно, начиная с 1992 года, в Алматы – ежегодно, по республике – по мере возможности, провожу их. #Шамши Калдаяков #память #композитор #95 лет
29 августа 2025 г. 13:18 Реформа 2022 года стала самой содержательной в истории конституционного строительства – Токаев
22 августа 2025 г. 17:19 Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов