
В последние десятилетия во всем мире наблюдается активизация этнического самосознания, обусловившая всплеск интереса к национальным традициям. Процесс глобализации, стирающий этнические различия, побуждает население многих стран возрождать исчезающие культурные ценности. Однако рядовому потребителю порой трудно определить, где подлинно народные произведения, а где в них включены авторские, художественные мотивы.
Как известно, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства - один из факторов, влияющих на самоидентификацию этноса, и в то же время индикатор шкалы национальной принадлежности. Памятники казахских домашних художественных ремесел выступают как средство хранения и передачи от поколения к поколению сложного комплекса информации, в котором выделяются утилитарный, эстетический, знаковый и другие аспекты.
В данном контексте безусловный интерес представляет казахская диаспора в Монголии, сохранившая многие элементы старотрадиционной культуры, которые уже не встречаются на территории нашей республики. Монгольская комплексная этнографо-этнологическая экспедиция (руководитель - д. и. н., проф. С. Е. Ажигали), постоянным участником которой является автор этих строк, успешно осуществляет свои изыскания в течение последних лет. Одна из приоритетных задач - сбор данных по традиционной культуре казахов, населяющих западные районы Монголии. Экспедицией собран богатый репрезентативный полевой материал. Он позволяет заключить, что, несмотря на длительную изоляцию от исторической Родины, монгольские казахи практически в полной мере сохранили самобытные формы материальной культуры.
В ходе полевых исследований мы уделили основное внимание женским ремеслам. К примеру, войлочному производству, главным сырьем для которого служит овечья шерсть. Как выяснилось, обработка шерсти и сам процесс валяния войлока (киiз басу) практически не претерпели изменений. В основном готовая кошма идет на составные части покрытия юрты - туырлық, үзiк и түндiк, а также различные виды напольных ковров.
Среди них выделяется сырмақ - мозаичный ковер из выкроенных и сшитых узорных орнаментов обычно белого и черного цвета, который накладывается на войлочную подкладку и простегивается по всей длине. В последнее время в казахских аулах Монголии большое распространение получил разноцветный сырмақ. Встречаются и такие разновидности, как бiтеу сырмақ (цельный), жарма сырмақ (из двух кусков), ортасы бар сырмақ (из пяти частей). Оригинальны и самобытны маяуза - индивидуальный коврик квадратной формы, предназначенный для почетных гостей, а также круглый ошақ сырмақ, которым стелят пол вокруг очага.
Кроме того, войлок используется для төсек киiз и төсек сырмақ - обязательных компонентов в приданом невесты (жасау). Из него изготавливают и различные предметы домашнего обихода - мягкие футляры-чехлы: кереге қап (для перевозки решеток юрты), уық қап (для складывания купольных жердей), аяқ қап (для хранения посуды), шай қалта (для хранения чая).
Местные мастерицы познакомили нас с уникальным чиевым плетением - ши тоқу.
Чиевые циновки подразделяют на два основных вида: ақ ши и ораулы (орама) ши.
В свою очередь ақ ши делится на өре ши (простое плетение чиевых стеблей, циновка, используемая для сушки молочных продуктов - құрт и iрiмшiк), шабақ ши (большая циновка, используемая при изготовлении кошм) и шым ши (простая безузорная циновка).
Как рассказали нам наши гиды, без яркой чиевой циновки ораулы ши невозможно представить внутреннее убранство юрты. У казахов Монголии бытует поговорка: «Ши ораулы болмаса, үйдiң сәнi келмейдi. Қызыл, жасыл кимесе, қыздың сәнi келмейдi» (Дом некрасив, если циновка сделана без узора, девушка не нарядна, если не носит одежды красного и зеленого цветов). С неподдельным интересом мы наблюдали за процессом создания узорной чиевой циновки, который требует большого мастерства и таланта. Помимо декоративной функции ораулы ши играет важную роль в хозяйстве скотоводов-кочевников. Помещенная снаружи дома, она удерживает тепло, не пропускает пыль, служит своего рода прослойкой между кереге (деревянной решеткой каркаса юрты) и туырлық (кошмой).
Особое место в домашнем кустарном производстве монгольских казашек занимает ткачество, продукция которого в основном предназначена для декора юрты. Это полосатые или узорные полосы таңғыш, жел бау, үзiк бау, туырлық бау, басқұр бау, уық бау. Из нескольких сотканных полос изготавливают алаша. Шьют также хозяйственные и бытовые сумки қоржын, попону для лошади кежiм.
Члены научной экспедиции пришли к выводу, что вышивка - довольно распространенный вид прикладного искусства казахов Баян-Ольгийского аймака МНР. Здесь каждая девочка сызмальства обучается этому ремеслу. Вышивкой покрывают түскиiз (настенные ковры), жастыққап (наволочки), төсек жапқыш (покрывало), сүлгi (полотенце). Ею украшают тюбетейки кепеш, брюки, халаты, кимешек (женские головные уборы), тұтқыш (прихватки).
Распространены бiз кесте (вышивка спицей-крючком), қол кесте (вышивка вручную, с использованием иглы). Большим спросом пользуются изделия, изготовленные на швейных машинках. В этом мы убедились, посетив в областном центре, городе Баян-Ольгий, артель-кооператив «Асылтау», который занимается производством казахских национальных костюмов и предметов быта.
Анализ собранных в экспедиции материалов позволяет проследить общность традиций казахов Монголии и их казахстанских соплеменников. На мой взгляд, высокий уровень развития древних казахских ремесел за рубежом важен в общенациональном масштабе, в том числе для возрождения народно-прикладного искусства в Казахстане.
К сожалению, коренные изменения, произошедшие в образе жизни казахов в советское время, обусловили постепенную утрату многих компонентов этнической культуры. Традиционные, выполненные собственноручно или ремесленниками-кустарями предметы мебели, быта, кухонной утвари были практически полностью вытеснены типичными промышленными товарами к 70-м годам прошлого века. И теперь, как показывают материалы полевых исследований, многие изделия народного декоративно-прикладного искусства можно встретить лишь в музеях.
Вместе с тем в последние годы в обществе растет интерес к своим истокам, корням. Определенную лепту в восстановление национальных ремесел вносят оралманы, вернувшиеся на историческую родину из Китая, Монголии и других государств. Безусловно, богатейшее художественное наследие казахского народа должно занять достойное место в общемировой культурной мозаике.
Назгуль БАЙГАБАТОВА,
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова
Подготовил Асет Калымов
фото из архива автора