Иносказательная дипломатичность этикета

511
Шайзада Тохтабаева, доктор исторических наук

Крылья джигита

Можно сказать, что этикет, или по-казахски әдептілік, представляет сердцевину этнического свое­образия казахов. Самобытность национального этикета подтверж­дают находки архео­графических экспедиций Института востоковедения им. Р. Сулейменова, которые проходили в рамках прог­рамм «Мәдени мұра» и «Рухани жаңғыру».

К примеру, в Этнографическом музее Будапешта наши ученые обнаружили парадные конские попоны ХIХ века. Они удивляют роскошью и тонкостью вкуса казахских мастеров, украсивших попоны изящными элементами из серебра. Высокохудожественное оформление с использованием серебряных украшений свидетельствует о культе коня в кочевой культуре. А также об особом осмыслении и почитании серебра: оно приобщалось к очищающей силе космоса и связывалось с образами луны, звезд, олицетворяя понятие чистоты и физической, и нравственной. Использование в конском убранстве позолоты красноречиво указывало на высокий статус наездника.

Такое трепетное и даже мистическое отношение к коню, конечно, оказало влияние на этикет. Согласно традиционным нормам, запрещалось дарить использованное седло, уздечку и подпругу.
В старину верили, что вместе с ними из семьи могут уйти достаток и благополучие. Тем не менее казахи средневековья позволяли себе обмениваться седлами, но только в особых случаях, например, в знак побратимства.

Издревле лошадь являлась основным средством передвижения, особенно во время сезонных кочевок. Конь, которого казахи называли верным другом и крыльями джигита, также был главным в различного рода спортивных сос­тязаниях. Неудивительно, что образ коня присутствовал и во многих ритуалах: при рождении ребенка, на различных этапах его взросления, во время сватовства, на свадьбах и похоронах.

Более того, конь считался прес­тижной наградой, и его часто использовали в качестве подарка в дипломатических отношениях. Эту самобытную грань этикета казахов навечно запечатлел в своей картине 1757 года итальянский художник Джузеппе Кастильони «Казахи преподносят дары лошадьми». Это живописное полотно обнаружила директор Республиканского центра по изучению исторических материалов при Институте востоковедения им. Р. Сулейменова, член-корреспондент НАН РК Меруерт Абусеитова во время работы в Музее восточного искусства Гимэ в Париже.

Магия белого войлока

Наряду с правилами поведения (норма речи, жесты, мимика, движения, эмоции) этикет включает в себя и традиционные морально-нравственные, эстетические ценности, жизненные приоритеты. В древние времена этикетные правила регулировали (как, впрочем, и сегодня) все стороны жизни человека. И в первую очередь они служили гармонизации общественных отношений, стабилизации социума, тем самым способствуя формированию и укреплению казахской государственности.

Нельзя забывать и о том, что на своеобразие этикета казахов большое влияние оказали природный ландшафт, образ жизни, хозяйственный уклад, историчес­кая судьба. Под влиянием этих факторов в народе сформировалось этническое понятие о красоте музыки, поэзии, природы, дизайна жилища, произведений прикладного искусства.

Интересно отметить и такие ценности казахов, как стремление к протяженности жизненного пространства, в том числе прос­торности жилища. Это подметил швейцарский путешественник Анри Мозер. В ХIХ веке он побывал в казахской степи и записал: «Только в безграничной степи киргиз (казах. – Авт.) чувствует себя счастливо и привольно».

Об этом же стремлении казахов к простору писал несколькими веками ранее и бухарский историк XVI века Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани: «Дома их, сконструи­рованные из дерева, возвышаются ввысь подобно дворцам и по просторности своей подобны целому миру».

А фламандский монах Гильом де Рубрук, побывавший в наших землях еще раньше – в ХIII веке, засвидетельствовал тягу номадов к декоративному оформлению своего жилища, конских повозок, самих лошадей, в целом соз­данию красочного микромира: «Перед входом (в кибитку) они вешают войлок, разнообразный от пестроты тканей, ...сшивают цветной войлок... составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей... Женщины устраивают себе очень красивые повозки, которые я не могу вам описать иначе как живописью».

Интересные данные удалось собрать и во время научных экс­педиций Института востоковедения в разные области Казахстана, проводившихся с 1997 по 2009 год. Внимание привлекают сведения, записанные во время разговоров со старожилами аулов. Люди старшего поколения много говорили о символике войлока белого цвета. Например, о том, что богато украшенный орнаментом ковер считался символом богатства и плодородия. В прошлом казахи верили, что шерстяной ковер таил в себе магию силы, особенно чтились ковры, изготовленные из белой шерсти.

Белый цвет у казахов ассо­циировался с благополучием, чистотой (причем в первую очередь превозносилась нравственная чистота), благородством, счастьем. Более того, белый цвет считался священным, а потому белый войлок наделялся символическими характеристиками и магико-защитной ролью. Не случайно всенародно избранного хана степная аристократия поднимала исключительно на белой кошме. Инаугурация по степным правилам обставлялась торжественно и парадно.

Беташар по старинке

Важнейшим событием в казахском обществе являлось, конечно, создание новой семьи. Поэтому ритуал бракосочетания казахи сопровождали многочисленными этикетными действиями. Например, перед отъездом в дом мужа невеста прощалась со своими родственниками. И в этом ритуа­ле обязательно был задействован белый войлок: на нем юную деву, покидающую отчий дом, юноши носили из дома в дом, а родственники щедро одаривали ее подарками.

Еще более торжественно обс­тавлялось вхождение невесты в дом жениха. В пышном одеянии, закрытая покрывалом, невеста, переступив порог обязательно правой ногой, преклоняла колено и наливала ложку масла в огонь со словами «май ана, от ана жарылқа». В этом обряде слышны отголоски язычества, ибо такие действия означали обращение к богине плодородия Умай с просьбой о благополучии и здоровом потомстве для новой семьи. И только после этого акын исполнял ритуально-бытовую песню «Беташар».

Надо отметить, что в этой пес­не уже содержались советы и указания на этикет для невестки, связанный с уважением к мужу, его родителям, старшим родственникам. Девушке, вступающей в новую семью, тактично внушалась необходимость трудолюбия, соблюдения позитивных традиций и обычаев.

В целом казахский этикет нап­равлен не на исправление, а на предупреждение ошибок. Воспитанная невестка, внесшая гармонию в новую семью, давала надежду на семейное счастье. За это родители жениха выражали благодарность сватам. Это тоже был целый ритуал.

Благородство и красота

Стремление к возвышенным, благородным чувствам, тонкое понимание красоты заложено в казахской пословице «Ашекейсіз әйел, жапырақсыз тоғай сияқты» («Женщина без украшений, что дерево без листьев»). Надо добавить, что отсутствие украшений и ярких красок, будь то в наряде женщины, убранстве жилища или конской попоне, означало траур.

Скульптурные изваяния
VI–IХ веков, обнаруженные в Семиречье, также свидетельствуют о важнос­ти внешнего туалета в старинном этикете. Поэтому древние мастера тщательно выбивали на каменных изваяниях детали головного убора, ожерелий, серег и оружия, пояса, сумочек, сосудов и даже украшений на конской гриве.

И, конечно, рассказ об этикете не будет полным, если не упомянуть знаменитое степное гостеприимство. Для кочевников, пересекавших огромные пустынные пространства, это было жизненно необходимым. Внимание и посильная забота о странствующем человеке являлись обязанностью каждого казаха.

К гостю всегда был живой интерес, поскольку издревле существовало поверье, что его посылает сам Бог. И в образе путника мог оказаться Қыдыр – святой старец, олицетворяющий благодать и возрождение мира. Впрочем, степному гостеприимству есть и прозаическое объяс­нение: путник был источником информации о событиях, происходивших в Степи. А еще он мог привезти вести от родственников из дальних аулов.

Говоря об этикете казахов, хочу подчеркнуть, что в первую очередь он характеризуется насыщенной иносказательностью, мягкой обтекаемостью и образностью речи, отсутствием форм прямого отказа и выраженных просьб. То есть казахский этикет чрезвычайно дипломатичен и пронизан уважением к людям старшего возраста, мужчине, гостю и родителям.

Этикетные правила, традиционно-обрядовая сторона жизни, ее генезис, символическое содержание и другие грани этикета казахов до сих пор глубоко не изучены. Необходимо тщательное осмысление всех составляю­щих этикета на стыке наук – археологии, истории, этнологии, искусство­ведения, фольклора, семиотики, психологии, педагогики, философии, лингвокультурологии. В этикете, основанном на многовековом опыте казахского народа, содержится много положительного и ценного.

Популярное

Все
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Детей растить и Родину защищать
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
О дамбах и арыках: из опыта наших предков
Злые языки страшнее пистолета
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Сумками выносили деньги из хранилища глава филиала и кассир банка в Степногорске
Полиция Казахстана, Украины и Чехии ликвидировала две группы интернет-мошенников
Токаев принял главу КНБ
Урок на приусадебном участке
Казахский обретает статус языка межнационального общения
В Карагандинской области подрядчик приступил к завершающему этапу реконструкции трассы Караганда – Балхаш, которая длится уже пять лет
Генпрокурор Берик Асылов отчитался перед президентом
1 мая: историю появления праздника напомнили казахстанцам
Багдат Мусин освобожден от должности министра цифрового развития
Авиапассажирам необходимо заблаговременно приезжать в аэропорты - КГА
В Таразе изучают государственный язык с помощью… песен
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан

Читайте также

В Президентском центре РК открылась тематическая выставка, …
С молитвой о мире, добре и благополучии
Наполнить жизнь благодатным светом
Не бойся дороги, были бы кони здоровы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]