Каким должен быть университет XXI века?

1361
Раушан Шулембаева

Монография, в подготовке которой принимали участие 12 университетов и 45 авторов, а также эксперты из Литвы, России, Грузии, Великобритании, США, Словении, Гонконга, представила образ казахстанского университета в XXI веке и, по сути, стала руководством по обновлению вузов. При этом научный труд, по словам ее научного редактора, DBA, президента AlmaU Асылбека Кожахметова, не претендует на энциклопедичность. Одной из новых возможностей трансформации, предлагаемой им, может стать система лиг, что позволит определять степень академической свободы для каждого вида вузов.

Так, к первой лиге вузов (10% от общего числа) будут относиться учебные заведения, соответствующие национальным и международным требованиям по обеспечению качества образования, прошедшие международную аккредитацию, занимающие топовые места в международных рейтингах, внедрившие корпоративное управление и являющиеся некоммерческими. Такие вузы должны иметь полную автономию, целевую финансовую поддержку и свободу от проверок МОН РК.

Вторую лигу составят вузы из топ-10 национальных рейтингов, в том числе по направлениям подготовки (12% от общего числа). Им будут предоставлены частичная автономия и целевая финансовая поддержка.

Третья лига – это вузы, которые привлекают абитуриентов из своего региона, но не являются конкурентными на уровне страны. Их надо подвергать постоянному мониторингу и профилактическим проверкам, в то же время консультируя и обеспечивая повышение квалификации руководства и преподавателей. Особое значение, по мнению президента AlmaU, для трансформации государственных вузов имеет согласование программ их развития при назначении руководителей этих учебных заведений.

Трансформация вузов неизбежна: как драйверам изменений в обществе и экономике в целом, им отводится глобальная роль, в том числе в образовании. Развитие технологий, по прогнозам Всемирного экономического форума, скоро оставит без работы 75 млн человек в мире. Однако 133 млн новых ролей могут возникнуть в результате более гибкой адаптированности людей с машинами и алгоритмами. В связи с чем монография стала очередным шагом к диалогу о том, какие знания и компетенции будут востребованы завтра, каковы роль и влияние вузов на общество?

– Новым изданием мы хотим внести свой вклад в ознаменование 30-летия страны и поставили задачу написать книгу для Казахстана, которая станет инструментом для трансформации вузов в соответствии с требованиями XXI века, – сказал на презентации монографии Асылбек Кожахметов.

За прошедшие три десятилетия в стране успешно развивается частное образование, набирает обороты автономия вузов, выпускники программы «Болашақ» вносят достойный вклад на благо страны. Отечественное образование выдержало трудности переходного периода и по ряду параметров опережает некоторые бывшие республики Союза и даже страны Восточной Европы.

Покорение мира вузами идет в геометрической прогрессии, начиная с VIII века. Только в июле этого года в Ranking WEB of universities было включено уже более 31 тыс. высших учебных заведений. «По данным ОЭСР, зарплата работников с высшим образованием в возрасте 25–34 лет на 40% больше, чем у их сверстников со средним образованием, – пишет один из авторов монографии – президент международного университета «Астана» Серик Ирсалиев, посвятивший научную статью трансформации высшего образования, основанную на пяти признаках. – А в возрасте 55–64 года зарплата обучившихся в вузе уже больше на 73%».

Далее он указал на такой признак трансформации, как массификация, и в качестве примера привел данные ЮНЕСКО о том, что в 2016 году в вузах мира обучались 216 млн, а к 2050-му прогнозируется 600 млн человек.

В Казахстане массификация высшего образования выглядит так: в 1991 году обучалось 288,4 тыс. студентов, а в 2005-м – 775,8 тыс. Начиная с 1991 по 2001 год, число вузов выросло в три раза: с 61 до 182. Но за эти 10 лет, по словам Серика Ирсалиева, не произошло адекватного увеличения числа профессоров, доцентов, учебных площадей, оборудования, библио­тек, научной и публикационной активности. Восстанавливавшееся после экономического коллапса производство и новый рынок труда не могли дать четких ориентиров по спектру, количеству и квалификации специалистов. Вследствие чего вузы не могли найти свою нишу в исследованиях в условиях отсутствия инновационной экономики.

Казахстан имеет огромный потенциал для постоянного развития высшего образования, но при этом его влияние на социальный и экономический рост остается низким. То есть мы много учим, однако это не дает достаточных компетенций для позитивного вклада в социум. Так, по данным рейтинга Deloitte Global Human Capitel-2017, у нашей страны высокий показатель объема человеческого капитала (охват населения разными уровнями образования), что позволило ей в 2018 году занять 2-е место среди 128 стран. И в этом же рейтинге достичь только 64-го места по параметрам реального использования навыков в трудовой деятельности. Для сравнения: Австрия стоит на 44-м месте по первому показателю и на 4-м – по второму.

Поворот к новой модели университета стал знаковым и рубежным событием в 30-летней истории Казахстана. Такая постановка воп­роса вытекает из материалов монографии, которая будет полезна и интересна для всех, кого волнует будущее высшего образования.

Популярное

Все
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Партию «запрещёнки» пытались доставить в уральскую колонию
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Новая аграрная политика Токаева меняет правила игры для бизнеса на селе
Стартовал отбор в элиту Нацгвардии
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Актюбинская школьница победила в республиканском конкурсе по профилактике мошенничества
Индустриальную зону создают в Сатпаеве
Не только помощь, но и образ жизни
Экономика Жамбылской области вошла в топ-3 по республике
Первую красавицу Казахстана выбрали в Алматы
Жанибека Алимханулы лишили боя за три титула: WBO сделала заявление
Началось строительство сталелитейного завода
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]