Каким должен быть университет XXI века?

1165
Раушан Шулембаева

Монография, в подготовке которой принимали участие 12 университетов и 45 авторов, а также эксперты из Литвы, России, Грузии, Великобритании, США, Словении, Гонконга, представила образ казахстанского университета в XXI веке и, по сути, стала руководством по обновлению вузов. При этом научный труд, по словам ее научного редактора, DBA, президента AlmaU Асылбека Кожахметова, не претендует на энциклопедичность. Одной из новых возможностей трансформации, предлагаемой им, может стать система лиг, что позволит определять степень академической свободы для каждого вида вузов.

Так, к первой лиге вузов (10% от общего числа) будут относиться учебные заведения, соответствующие национальным и международным требованиям по обеспечению качества образования, прошедшие международную аккредитацию, занимающие топовые места в международных рейтингах, внедрившие корпоративное управление и являющиеся некоммерческими. Такие вузы должны иметь полную автономию, целевую финансовую поддержку и свободу от проверок МОН РК.

Вторую лигу составят вузы из топ-10 национальных рейтингов, в том числе по направлениям подготовки (12% от общего числа). Им будут предоставлены частичная автономия и целевая финансовая поддержка.

Третья лига – это вузы, которые привлекают абитуриентов из своего региона, но не являются конкурентными на уровне страны. Их надо подвергать постоянному мониторингу и профилактическим проверкам, в то же время консультируя и обеспечивая повышение квалификации руководства и преподавателей. Особое значение, по мнению президента AlmaU, для трансформации государственных вузов имеет согласование программ их развития при назначении руководителей этих учебных заведений.

Трансформация вузов неизбежна: как драйверам изменений в обществе и экономике в целом, им отводится глобальная роль, в том числе в образовании. Развитие технологий, по прогнозам Всемирного экономического форума, скоро оставит без работы 75 млн человек в мире. Однако 133 млн новых ролей могут возникнуть в результате более гибкой адаптированности людей с машинами и алгоритмами. В связи с чем монография стала очередным шагом к диалогу о том, какие знания и компетенции будут востребованы завтра, каковы роль и влияние вузов на общество?

– Новым изданием мы хотим внести свой вклад в ознаменование 30-летия страны и поставили задачу написать книгу для Казахстана, которая станет инструментом для трансформации вузов в соответствии с требованиями XXI века, – сказал на презентации монографии Асылбек Кожахметов.

За прошедшие три десятилетия в стране успешно развивается частное образование, набирает обороты автономия вузов, выпускники программы «Болашақ» вносят достойный вклад на благо страны. Отечественное образование выдержало трудности переходного периода и по ряду параметров опережает некоторые бывшие республики Союза и даже страны Восточной Европы.

Покорение мира вузами идет в геометрической прогрессии, начиная с VIII века. Только в июле этого года в Ranking WEB of universities было включено уже более 31 тыс. высших учебных заведений. «По данным ОЭСР, зарплата работников с высшим образованием в возрасте 25–34 лет на 40% больше, чем у их сверстников со средним образованием, – пишет один из авторов монографии – президент международного университета «Астана» Серик Ирсалиев, посвятивший научную статью трансформации высшего образования, основанную на пяти признаках. – А в возрасте 55–64 года зарплата обучившихся в вузе уже больше на 73%».

Далее он указал на такой признак трансформации, как массификация, и в качестве примера привел данные ЮНЕСКО о том, что в 2016 году в вузах мира обучались 216 млн, а к 2050-му прогнозируется 600 млн человек.

В Казахстане массификация высшего образования выглядит так: в 1991 году обучалось 288,4 тыс. студентов, а в 2005-м – 775,8 тыс. Начиная с 1991 по 2001 год, число вузов выросло в три раза: с 61 до 182. Но за эти 10 лет, по словам Серика Ирсалиева, не произошло адекватного увеличения числа профессоров, доцентов, учебных площадей, оборудования, библио­тек, научной и публикационной активности. Восстанавливавшееся после экономического коллапса производство и новый рынок труда не могли дать четких ориентиров по спектру, количеству и квалификации специалистов. Вследствие чего вузы не могли найти свою нишу в исследованиях в условиях отсутствия инновационной экономики.

Казахстан имеет огромный потенциал для постоянного развития высшего образования, но при этом его влияние на социальный и экономический рост остается низким. То есть мы много учим, однако это не дает достаточных компетенций для позитивного вклада в социум. Так, по данным рейтинга Deloitte Global Human Capitel-2017, у нашей страны высокий показатель объема человеческого капитала (охват населения разными уровнями образования), что позволило ей в 2018 году занять 2-е место среди 128 стран. И в этом же рейтинге достичь только 64-го места по параметрам реального использования навыков в трудовой деятельности. Для сравнения: Австрия стоит на 44-м месте по первому показателю и на 4-м – по второму.

Поворот к новой модели университета стал знаковым и рубежным событием в 30-летней истории Казахстана. Такая постановка воп­роса вытекает из материалов монографии, которая будет полезна и интересна для всех, кого волнует будущее высшего образования.

Популярное

Все
Бибисара Асаубаева стала второй на Гран-при ФИДЕ в Тбилиси
В Экибастузе до сих пор не могут побороть гнус
Основатель Telegram Павел Дуров задержан во Франции
Новое общественное пространство открыли в Астане
Участок улицы Сыганак в столице частично перекрыт
На сколько вырастет пенсия в 2025 году
В ЕС назвали необоснованным объявление результатов выборов президента Венесуэлы
В ФРГ арестован подозреваемый в нападении в Золингене
Экипаж Starliner застрял на МКС до 2025 года
Казахстанский десантник завоевал «золото» на ЧМ по гиревому спорту
Как государство сокращает свое присутствие в экономике
Двое водителей устроили драку на дороге в Павлодаре - ВИДЕО
Школьники и льготники смогут ездить без карточек в автобусах Астаны
Создание новых квазигоскомпаний временно запретят в Казахстане
28 августа жители Земли увидят парад из шести планет
Впервые за 10 лет Капчагайское водохранилище наполнили на 100%
Жумангарин выехал на поля Акмолинской области
В Казахстане обсуждают порог репродуктивного возраста женщин
Макрон высказался об аресте Дурова
Большое путешествие на маленьких авто
Ренессанс Центральной Азии: На пути к устойчивому развитию и процветанию
Какие тайны знал Рашид ад-дин?
Стали известны имена обладателей грантов на 2024-2025 учебный год
Гражданин США Мелвин Граф отправился в Северный Казахстан, чтобы восстановить историю жизни своего отца
Непростая жизнь одной песни. «Қарағым-ай» стала учебным пособием для многих вокалистов
Всемирные игры кочевников: какие состязания пройдут во Дворце единоборств им. Ж. Ушкемпирова в Астане
Несколько участков дорог перекроют в Астане
Казахстанский тренер принес две медали для Туниса на Олимпиаде
Страны Центральной Азии укрепляют позиции на мировой арене
Пострадавшие от паводка в ЗКО получили жилье
Важно постоянно находить новые точки соприкосновения
Консультативные встречи показывают высокую эффективность
Появится парк на «Колесных рядах»
В Костанае прошел региональный «Форум сельских женщин Казахстана»
Землетрясение в 6,8 баллов произошло у берегов Филиппин
Интеграция отвечает общим целям
Кайрату Сатыбалды смягчили приговор
Круглосуточную охрану приставили к дому девочки, попавшей в секс-рабство в Кызылорде
Премьер Индии призвал Украину и Россию к переговорам
Рыбалка закончилась трагедией

Читайте также

Как ты счастье назовешь...
В Семее завершается строительство IT-колледжа
В центре внимания – человек: Конституционные реформы укрепл…
Современный стиль жизни – в села

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]