Мастер зашифрованной философии

835

За ними стоят сотни и тысячи исковерканных человеческих судеб и изломанных жизней: от голода в далекие 1929–1933 годы погибло 40% коренного населения нашей страны. Эти белые пятна истории, несмотря ни на какие исторические привязки, почти в каждой своей картине пытается по-своему воскресить, провести авторские символические параллели Жумахмет. Уроженец Кызылординской области, в Алматы он обосновался в 1980-е годы. Член Союза художников Казахстана, участник персональных и коллективных выставок республиканского и международного уровня. Его работы видели в Англии, Латинской Америке, Турции, Франции и других точках земного шара. Чем он отличается от других мастеров кисти? Он – один из немногих художников в нашей стране, кто специализируется на социальных пейзажах, и не случайно разговор с Жумахметом начался именно с темы голодомора.

– Эту боль носит в себе почти каждая казахстанская семья, чьи предки пережили те тяжелые годы, – говорит художник. – Нашим современникам никогда не стоит забывать о том, сколько испытаний, лишений выпало на долю казахского народа…

Под влиянием именно этой темы он пришел к своеобразному авторскому знаку – штрих-коду, который изображает в целой серии работ. Через этот трехцветный символ он передает всю тоску, всю боль родного народа, сумевшего выжить в такие непростые годы.

– Художник отличается тем, что обращается к социальным темам, – говорит о Ж. Мырзахметове искусствовед Мария Жумагулова. – За 20 лет независимости этого практически никто не делал. Потому что очень сложно одним полотном подробно высказаться на эту тему. Особенно через такой жанр, как пейзаж, когда мастер любуется природой и просто передает свои ощущения. Но у художника пейзаж превращается в драматичный социальный конфликт.

По мнению М. Жумагуловой, истоки символичности работ Ж.  Мырзахметова нужно искать в менталитете нашего народа:

– Казахи изобразительным искусством практически не занимались, – рассказывает она. – А свою философию, свои нравственные представления передавали через условный язык – орнаменты, знаки, цвета, через тамгу, к примеру. Так

Жумахмет пришел к своему штрих-коду, который выражает собой связь трех поколений.

И действительно, стоит только приглядеться к работам из этой серии, как шаг за шагом замечаешь знаки автора, заставляющие возвращаться к истории родного народа, находить параллели с современной действительностью, прислушиваться к своим внутренним ощущениям. Несмотря на всю трагичность, которой пронизана тема голодомора и, соответственно, работы художника Ж. Мырзахметова, – это опрокинутый казан, разоб­ранные уыки и шанырак, уходящий за горизонт «лес» пней – олицетворение сваленного с ног, раздавленного, униженного народа. Но зритель все же продолжает верить в жизнь. Об этом говорит изображение на полотне шырака – зажженного светильника…

Ж. Мырзахметов берется за сложные темы, поэтому и читать его пейзажи нужно не торопясь, вдумчиво, рассуждая вместе с художником. Он писал об исчезновении Арала, знакомого еще с детских лет, брался за изображение проблем Семипалатинского полигона. Сейчас он занят серией работ, посвященных 99 именам Аллаха. Написал уже около 17 работ. Художник признается, что ему помогает Всевышний в работе над этим важным циклом. Я попросила искусствоведа М. Жумагулову оценить и это неоднозначное направление, в котором пытается реализовать себя автор:

– Мы долгое время считали себя атеистами, – рассказывает она. – А сейчас пытаемся в себе возродить обращение к Богу, и это очень важно. Как известно, у Бога очень много ипостасей: он охраняет, защищает, дает благодать, покой, и в связи с этим в исламе Богу приписываются 99 имен. Жумахмет и здесь заявляет о себе достаточно смело, ведь изображение арабской вязи – это элемент древнего искусства эпиграфика, и до него в современном отечественном искусстве никто не обращался к нему. Он пытается выразить в этой серии не просто имена Аллаха, но и дать нравственные понятия о добре и зле, о тьме и свете. Каждый компонент на его картине не случаен и несет на себе глубокую смысловую нагрузку, здесь мы также встретим его авторский штрих-код.

По мнению искусствоведа М. Жумагуловой, художник совершил огромный рост в своем творчестве, когда от элементарной фиксации окружающей природы перешел к социальным пейзажам и стал вводить компоненты, раскрывающие обозначенные темы с новой силой. По-моему, его работы с первого взгляда не удастся обуздать, и понять устремления художника только по одной его картине невозможно: нужно смотреть, смот­реть и еще раз смотреть. И только потом, через некоторое время, ловишь себя на мысли, что начинаешь понимать ход мыслей мастера, искусно зашифрованных в авторском языке символов.

Асемгуль БАКЫТОВА, Алматы

Популярное

Все
Гендерное равенство должно быть системным
Познавать эпоху через творчество
Посеяли хлопок, вырастили… кластер
«Әділет мектебі»: правовая культура начинается в школе
Образ жизни – участие в экспедициях
Жилищная сфера: необходимо совершенствование законодательства
Патриотизм берет свое начало с родного очага
В учебном центре Погранслужбы прошел день открытых дверей
Соревновались юные спасатели
Армия усиливает подготовку допризывников
В Приаралье приступили к выпуску зеркал
Капля речку сбережет
В стране растет производство мяса
Большая трансформация требует большой ответственности
Ждем побед нашей сборной
«Жас сарбаз» объединяет сотни тысяч ребят
Более 1 300 поездов прошли по вторым путям Достык – Мойынты
Ахмади уже в полуфинале
Европейский вектор
Исход дела решают детали
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Ключевой ориентир – человекоцентричность
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Партию «запрещёнки» пытались доставить в уральскую колонию
Различают только по погонам
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Каменные идолы острова Пасхи оказались результатом соперничества независимых общин
В основе успеха – кооперация науки и производства
Атака на КТК наносит ущерб двусторонним отношениям Казахстана и Украины – МИД РК
Отважного школьника наградили за поимку автоугонщика
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Актюбинская школьница победила в республиканском конкурсе по профилактике мошенничества
Правила аттестации педагогов будут пересмотрены
Стартовал отбор в элиту Нацгвардии
Началось строительство сталелитейного завода
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

В Алматы открылась уникальная выставка, отражающая судьбы ж…
Драмтеатр имени Бикен Римовой в области Жетысу получил стат…
Золотой столп духовности
Оперная певица Айгерим Алтынбек покорила знаменитый миланск…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]