Мастер зашифрованной философии

806

За ними стоят сотни и тысячи исковерканных человеческих судеб и изломанных жизней: от голода в далекие 1929–1933 годы погибло 40% коренного населения нашей страны. Эти белые пятна истории, несмотря ни на какие исторические привязки, почти в каждой своей картине пытается по-своему воскресить, провести авторские символические параллели Жумахмет. Уроженец Кызылординской области, в Алматы он обосновался в 1980-е годы. Член Союза художников Казахстана, участник персональных и коллективных выставок республиканского и международного уровня. Его работы видели в Англии, Латинской Америке, Турции, Франции и других точках земного шара. Чем он отличается от других мастеров кисти? Он – один из немногих художников в нашей стране, кто специализируется на социальных пейзажах, и не случайно разговор с Жумахметом начался именно с темы голодомора.

– Эту боль носит в себе почти каждая казахстанская семья, чьи предки пережили те тяжелые годы, – говорит художник. – Нашим современникам никогда не стоит забывать о том, сколько испытаний, лишений выпало на долю казахского народа…

Под влиянием именно этой темы он пришел к своеобразному авторскому знаку – штрих-коду, который изображает в целой серии работ. Через этот трехцветный символ он передает всю тоску, всю боль родного народа, сумевшего выжить в такие непростые годы.

– Художник отличается тем, что обращается к социальным темам, – говорит о Ж. Мырзахметове искусствовед Мария Жумагулова. – За 20 лет независимости этого практически никто не делал. Потому что очень сложно одним полотном подробно высказаться на эту тему. Особенно через такой жанр, как пейзаж, когда мастер любуется природой и просто передает свои ощущения. Но у художника пейзаж превращается в драматичный социальный конфликт.

По мнению М. Жумагуловой, истоки символичности работ Ж.  Мырзахметова нужно искать в менталитете нашего народа:

– Казахи изобразительным искусством практически не занимались, – рассказывает она. – А свою философию, свои нравственные представления передавали через условный язык – орнаменты, знаки, цвета, через тамгу, к примеру. Так

Жумахмет пришел к своему штрих-коду, который выражает собой связь трех поколений.

И действительно, стоит только приглядеться к работам из этой серии, как шаг за шагом замечаешь знаки автора, заставляющие возвращаться к истории родного народа, находить параллели с современной действительностью, прислушиваться к своим внутренним ощущениям. Несмотря на всю трагичность, которой пронизана тема голодомора и, соответственно, работы художника Ж. Мырзахметова, – это опрокинутый казан, разоб­ранные уыки и шанырак, уходящий за горизонт «лес» пней – олицетворение сваленного с ног, раздавленного, униженного народа. Но зритель все же продолжает верить в жизнь. Об этом говорит изображение на полотне шырака – зажженного светильника…

Ж. Мырзахметов берется за сложные темы, поэтому и читать его пейзажи нужно не торопясь, вдумчиво, рассуждая вместе с художником. Он писал об исчезновении Арала, знакомого еще с детских лет, брался за изображение проблем Семипалатинского полигона. Сейчас он занят серией работ, посвященных 99 именам Аллаха. Написал уже около 17 работ. Художник признается, что ему помогает Всевышний в работе над этим важным циклом. Я попросила искусствоведа М. Жумагулову оценить и это неоднозначное направление, в котором пытается реализовать себя автор:

– Мы долгое время считали себя атеистами, – рассказывает она. – А сейчас пытаемся в себе возродить обращение к Богу, и это очень важно. Как известно, у Бога очень много ипостасей: он охраняет, защищает, дает благодать, покой, и в связи с этим в исламе Богу приписываются 99 имен. Жумахмет и здесь заявляет о себе достаточно смело, ведь изображение арабской вязи – это элемент древнего искусства эпиграфика, и до него в современном отечественном искусстве никто не обращался к нему. Он пытается выразить в этой серии не просто имена Аллаха, но и дать нравственные понятия о добре и зле, о тьме и свете. Каждый компонент на его картине не случаен и несет на себе глубокую смысловую нагрузку, здесь мы также встретим его авторский штрих-код.

По мнению искусствоведа М. Жумагуловой, художник совершил огромный рост в своем творчестве, когда от элементарной фиксации окружающей природы перешел к социальным пейзажам и стал вводить компоненты, раскрывающие обозначенные темы с новой силой. По-моему, его работы с первого взгляда не удастся обуздать, и понять устремления художника только по одной его картине невозможно: нужно смотреть, смот­реть и еще раз смотреть. И только потом, через некоторое время, ловишь себя на мысли, что начинаешь понимать ход мыслей мастера, искусно зашифрованных в авторском языке символов.

Асемгуль БАКЫТОВА, Алматы

Популярное

Все
Новоселье у подножия Хан-Тенгри
Четверть века на страже южных рубежей
Диалог будет продолжен
Невероятное из простого
Рекорд в честь юбилея
Прошли тропою снежных барсов
Там, где любовь и поддержка
Растет интерес к исследованию тюркской цивилизации
Первый шаг в большое кино
Тревожный сигнал
Уже не молод, но еще не стар: фильм о любви, которая не знает возраста
Не роскошь, а средство передвижения
Комфортная среда – основа доступности
Так судьба распорядилась
В штатном режиме
Дорога к знаниям открыта!
Цифровые хищники: охота на доверчивых продолжается
Обратная связь как основа доверия
Чтобы специалисты оставались в селах
В тандеме
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Началось возведение энергоблока
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Началось строительство плодоконсервного завода
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
В Отбасы банке разьяснили вопрос по выдаче денег из ЕНПФ на лечение зубов
Обсужден проект строительства ТЭЦ
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
На Кубе полный блэкаут
День кино отмечают в Казахстане
«Маскарад» в Шымкенте
Инфляция в пределах 10-11%: тарифы на комуслуги останутся стабильными
15 сентября заканчивается срок подачи декларации о доходах
Телеканал Euronews показал международной аудитории комплекс «Байконур»
Сентябрь – время основных уборочных работ в зерносеющих регионах республики
Права и возможности женщин с инвалидностью обсудили на конференции в Астане
Токаев: Ключевая цель – трансформация Казахстана в технологически продвинутую нацию
АЗРК подготовило список предприятий для приватизации
Потребителей кофе в Казахстане становится все больше
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Представитель ЮНЕСКО прибыла для ознакомления со скальными …
Невероятное из простого
Новый взгляд на старые фасады
Духовный центр Жетысу

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]