​Не «качать», но – отстаивать

626
Жубаныш Байгуринов, Актобе

Нарушения прав потребителей сегодня, увы, не редкость: они происходят в общественном транспорте, на автозаправочных станциях, рынках, в супермаркетах... Вот свежий пример: в департамент Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК по Актюбинской области обратился возмущенный покупатель, который приобрел в магазине копченую сельдь, а придя домой, обнаружил в ней червей.

Жалобу гражданина ведомство перенаправило в региональный департамент охраны общественного здоровья при Минздраве (раньше он назывался СЭС). Конфликт, к счастью, удалось разрешить без судебного разбирательства. Владелец магазина согласился с претензией, заменил продукт, а недоброкачественную рыбу с продажи снял.

В другой раз поступила жалоба на обвес. Ее в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях передали на рассмотрение в органы внутренних дел.

Сам Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, по словам руководителя областного департамента этого ведомства Гулнур Масиной, сейчас рассмотрением большинства дел, связанных с защитой прав потребителей, не занимается. Он выступает лишь в качестве главного координатора по обеспечению взаимодействия с госорганами.

По своей части ведомство может рассмотреть действия той или иной торговой компании лишь на предмет недобросовестной конкуренции или, скажем, когда имеются факты ущемления потребительских прав со стороны субъектов естественных монополий, нап­ример тех же коммунальных служб.

– Безусловно, департамент реа­гирует на любые обращения, – говорит Гулнур Жайлаубаевна. – В частности, мы помогаем потребителям составлять претензии. Только вот нередко наших граждан подводит менталитет: сталкиваясь с тем или иным нарушением, они не всегда изъявляют желание написать заявление или жалобу. Но при этом чуть ли не требуют, чтобы их права защитили.

Однако есть и такие, кто, купив за 1 000 тенге какую-то мелочь, скажем, домашние тапочки, и обнаружив в них изъян, готовы судиться, доказывая свою правоту. А иногда потребители просто злоупотребляют своим законным правом. Покупают платье для какого-нибудь торжества, сохраняют на нем этикетку, а на следующий день требуют возврата денег: мол, платье не понравилось. И пишут жалобы.

С подобными фактами приходилось сталкиваться и руководителю республиканского ОО «Национальная лига потребителей по Актюбинской области» Сафуре Тулькубаевой. Ее объединение работает в тесном контакте с департаментом Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, а также с подведомственными ему подразделениями.

В качестве медиатора Сафура Шариповна старается решать спорные вопросы, не доводя разбирательство до суда: идет на переговоры с той и другой стороной. И чаще всего конфликт разрешается мирно. По крайней мере в текущем году иски в суд никто не подавал.

Что касается нашего менталитета, то настойчивых потребителей действительно единицы, делает выводы руководитель общественного объединения, а это, безусловно, на руку нарушителям, и они нередко остаются безнаказанными.

В таких случаях Сафура Тулькубаева старается убедить потребителей, чьи права нарушены, в необходимости доказательств своей правоты. И те при ее содействии, чувствуя поддержку, не отступают.

Чаще всего поступают жалобы на низкое качество ремонта сотовых телефонов. Это бич. Много нарушений допускается централизованными сервис-центрами. Два месяца назад был такой случай: владелец одного из подобных центров наотрез отказался принять претензию у потребителя, который приобрел у него сотовый телефон, оказавшийся неисправным.

Пришлось отправлять «трубку» в Алматы в головной сервис-центр для подтверждения заводского брака. Потребитель оказался нас-тойчивым – отслеживал каждый шаг передачи и отправки изделия. И хотя продавец толком так и не предоставил соответствующего заключения о механическом пов­реждении мобильника, в Лиге пот­ребителей уверены: с помощью независимой экспертизы права покупателя будут восстановлены.

– Хотелось бы, чтобы умению грамотно отстаивать свои пот­ребительские права учили пов­семестно, начиная со школьной скамьи, – считает руководитель ОО. – Необходимо также развивать институт независимой экс­пертизы.

…Запомнился и такой случай, связанный с приобретением бракованной морозильной камеры. Покупательница оформила покупку, и ее доставили на следую­щий день. Грузчики выгрузили изделие, дали подписать бумагу о доставке. Хозяйка поставила подпись, не читая документа. А там было написано, что видимых повреждений у товара нет и покупатель не имеет никаких претензий.

Морозильная камера простояла в нераспакованном виде чуть ли не месяц, поскольку женщина заселилась в квартиру недавно и делала ремонт. Затем она решила подключить бытовой прибор, но у него не закрывалась крышка. Позвонила в магазин, а там ответили, мол, прошел месяц, срок претензии истек.

Начались хождения по мукам. Пришлось обращаться в Лигу по защите прав потребителей. Там направили покупку на независимую экспертизу, которая и подтвердила заводской брак. Решением суда хозяйке вскоре ущерб был возмещен.

– Грамотный потребитель мог бы обнаружить изъяны в товаре еще у прилавка магазина, – говорит Сафура Шариповна. – Поэтому хотелось бы предостеречь граждан, чтобы они были всегда внимательны. Как бы там ни было, в крупных торговых точках зачастую прибегают к уловкам: стараются выдать к товару дополнительно оплачиваемый сертификат на гарантию, и если кто-то от него отказывается, угрожают не оформлять покупку в кредит. Это фейк для неосведомленных: сейчас все банки работают в рассрочку на 3–6 месяцев без всяких процентов и дополнительных платных гарантий.

Ежемесячно в Лигу по защите потребителей поступает по ­несколько обращений граждан, и большая их часть разрешается положительно.

Популярное

Все
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Опубликован полный текст выступления Главы государства на военном параде в Астане
Бессмертный подвиг девушки-снайпера
60,8% респондентов оценивают перспективы Казахстана положительно - КИСИ
Тягач стоимостью 100 млн тенге разобрали на запчасти на штрафстоянке в Алматинской области
«Ұлы дала жорығы»: 80-летию Великой Победы посвящается
Профессионал, с которым повезло работать
7 мая — день силы и чести: Казахстан отмечает День защитника Отечества
Башкирская группа Ay Yola поблагодарила казахстанцев за теплый прием
Человек-легенда
Сервис для проверки утечек персональных данных появился в eGov Mobile
В Астане определились победители скачек с призовым фондом 120 млн тенге
Баранина из Акмолинской области отправляется в Катар
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Казахстан увеличил шансы на выход в стыки Евро-2026 по футзалу
Как убивали Шерзата Болата
Астана становится центром ивент-туризма
Нет дружбы крепче фронтовой
Говорят правнуки солдат Победы
Граждан Китая вызволили из солончаковой западни в Костанайской области

Читайте также

Забота о ветеранах – приоритет социальной политики государс…
Неоценим вклад Казахстана
Незабываемые огненные годы
В Семее открылась выставка «Ерлік – елге мұра, ұрпаққа ұран»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]