Не выходя из чата Статьи 16 января 2020 г. 8:12 1618 Бота Женискызы Забывшие о магазинахЕсли каждый закажет, скажем, по кило красной рыбы или одному лыжному костюму, то сто человек смогут запросто купить центнер семги или партию спортивной одежды и получить хорошую скидку. При этом предоплата за товар производится на банковскую карту организатора чата. Когда набирается определенное число покупателей, необходимое для получения скидки, организатор, являющийся также владельцем чата, объявляет «стоп» на дальнейшую запись. Параллельно в другом чате может вестись набор пользователей на другой товар. Жительница столицы Гульмира Нурпеисова состоит в WhatsApp-чате совместных покупок около года. На этой площадке торгуют продовольствием.– Покупаю сыры, масло, иногда сладкую выпечку, мороженое. В целом меня устраивает. Не нужно ходить по магазинам – я просто делаю заказ и позже забираю готовый набор. В чате все прозрачно, организатор обговаривает даты доставки, сроки изготовления. Размещаются фотографии тары, в которой привезли товар. Помнится, однажды нам доставили яйца, и на коробке была указана дата производства – 1-е число, а нам привезли 2-го. То есть яйца были чуть ли не из-под куриц, можно сказать. Кроме того, продукты получаются дешевле, чем в магазинах. Я, например, покупала сыр в группе за 2 100 тенге, а в ближайшем магазине он продавался по 2 700. Но есть ли уверенность в том, что организатор покупок соблюдает санитарные нормы, например взвешивает тот же сыр чистыми руками, на чистых весах?По словам Гульмиры, их организатор не смешивает процессы взвешивания сырой и готовой продукции. Сливочное масло и мороженое, например, изначально упаковано. Сейчас идет сбор желающих на индейку. Она продается в вакуумной упаковке. Разумеется, не внакладе от процесса электронных закупок остается организатор сделки, поскольку при оптовом закупе он экономит сам. Плюс многие поставщики предоставляют оптовикам бонусы. Примечательно, что в совместных покупках участвуют самые разные люди. По словам Гульмиры, помимо многодетных матерей в «WhatsApp-торге» заинтересованы пенсионеры и студенты. Интернет-площадка, которой пользуется Гульмира, действует около 2 лет. Ее организатор наладил прямые и долгосрочные контакты со многими поставщиками. О размахе торговых операций можно судить по таким цифрам: участники чата совместно в состоянии заказать до 50 кило креветок или центнер рыбы... Причем цены на площадке действительно очень привлекательные. Заказанные продукты в условленный час можно забрать у организатора чата либо за отдельную плату их завезут заказчику на дом. И вот что характерно: за время существования площадки здесь установились правила доброжелательности и честности. Когда выставляется заявка в чат, все видят цену, изначально заявленную поставщиком. Оптовая «рапсодия»Готовя материал, нашла торговую площадку в WhatsApp, где можно купить одежду со скидкой. Чат работает в Караганде и открылся в августе 2019 года. – Я занялась организацией такого чата по примеру своей знакомой. Сначала в нем было около 40 человек, сейчас уже около ста, – рассказывает организатор совместных покупок из Караганды Ирина (ее фамилию мы договорились не раскрывать). – Ищем оптовые магазины либо склады, в основном алматинские, выбираем, что нравится, договариваемся об оплате, затем несколько дней собираем заявки и потом выкупаем заказ у оптовика. Покупаем в основном женскую и детскую одежду, обувь, игрушки, хозяйственные мелочи для дома. По мнению Ирины, такой вид покупок пользуется популярностью, поскольку удобен и экономичен. Организатор сделки берет за свои услуги небольшой процент от ее суммы. Что же касается доставки оптового заказа из Алматы, то затраты делятся на всех. – Мы создали эту торговую площадку изначально для того, чтобы самим иметь возможность приобретать некоторые вещи дешевле. И в основном для себя, – признается модератор чата из Караганды. – О качестве товара узнаем по сарафанному радио или от других групп, кто-то скидывает ссылки. Трудно назвать это бизнесом. Тут не столько зарабатываешь, сколько выгодно приобретаешь для себя. Единственное – приходится тратить немного больше времени, чем остальным участникам коллективных покупок, поскольку приходится вести поиск товара, договариваться с поставщиками. В Караганде мне известны около 20 подобных групп, но их может быть и больше...Из всемирной истории покупок Оказывается, такой вид маркетинга не нов. Как сообщает Википедия, первое известное объединение покупателей относится к 1860-м годам. Придумал новый способ продаж Джордж Гилман, основатель Great Atlantic & Pacific Tea Company. Это старейшая сеть супермаркетов в мире. А начиналась ее история с магазинчика колониальных товаров в Нью-Йорке. Накануне Великой депрессии компании принадлежало уже свыше 15 тыс. магазинов. К 1949 году их число снизилось до 4 682, а в декабре 2010 года компания, не выдержав жесткой конкуренции на розничном рынке, объявила о банкротстве.Так вот, Джордж Гилман рассылал клиентам предложения организовывать «клубы покупок» среди своих соседей. Такой клуб мог делать совместные заказы чая и кофе, получая хорошую скидку. Доставка производилась еженедельно. Организаторы получали дополнительную упаковку товара за свои усилия – прообраз современных бонусов для оптовиков.К началу XX века покупатели начали сами создавать клубы для совместных покупок как в США, так и в странах Европы. Чаще всего такие сообщества формировались соседями по району для оптового закупа продовольствия.Как явствует из Википедии, уже на начальном этапе проявилась характерная особенность этого метода потребительской кооперации: совместная покупка либо опиралась на влиятельное местное сообщество – своеобразное коммерческо-потребительское местничество, либо со временем превращалась в обычную систему дисконтных распродаж, либо угасала. Появление Интернета вывело старую идею на новый уровень. В конце 1990-х в США появилось сразу несколько крупных сайтов групповых покупок. Все они выступали в качестве посредников, договариваясь с поставщиками и предлагая посетителям каталог товаров. «Такие площадки, возникшие в США, стыковались с идеей аукциона – на цену товара влияло количество людей, принявших участие в конкретной покупке. Постепенно они были вытеснены обычными интернет-магазинами», – пишет vc.ru.В 2008 году в Америке стартовал бизнес Groupon, позиционировавший себя как сервис групповых покупок. Он опирался на уникальную североамериканскую культуру купонаторов – локальных газет, с 50-х годов минувшего века издававших «простыни»-развороты, целиком состоявшие из купонов на скидку в пригородных супермаркетах и моллах. Groupon и подобные ему площадки по факту используются как доска объявлений об акциях на товары и услуги, далеко не идеально вписывающиеся в формат классической интернет-торговли, считает vc.ru.В России и Китае совместные покупки начали осуществляться в середине 2000-х годов объединениями пользователей интернет-форумов. Нередко основными участниками сделок выступали молодые мамы, которым необходимо было покупать множество различных детских вещей, а деньги приходилось экономить. Через некоторое время самые активные участницы стали заниматься организацией покупок на постоянной основе, взимая за свои услуги небольшой процент.– Я считаю, что такой торговый инструмент, как совместные закупки, возникает на рынке при определенных обстоятельствах. Главная причина их появления – ограниченные бюджеты покупателей. Вторым фактором может быть неразвитая розничная торговля, – отмечает администратор WhatsApp-чата Гульмира Нурпеисова. Нишевый тренд На сайте blizzard.kz утверждается, что сайты-купонаторы и сайты скидок тоже можно считать аналогами площадок для совместных покупок. Такие веб-ресурсы берут на себя роль связующего звена между продавцом и потребителем в системе коллективного закупа. В Казахстане, к слову, уже несколько лет существует множество сайтов, для которых проведение и организация совместных покупок стали основной деятельностью. В частности, в Алматы в числе первопроходцев можно выделить Сhocolife и besmart.kz (в данное время они объединены). Blizzard.kz тоже относится к сайтам-купонаторам. Наверное, подобный закуп в Интернете можно считать нишевым трендом. И он вряд ли захватит все население. Немалая часть потребителей все-таки предпочитает традиционный ритуал – с осмотром товара, примеркой и так далее. Да и сама процедура покупки может быть скучной и долгой для тех, кто хочет заплатить и сразу все получить, а не ждать, пока наберется определенное число покупателей, необходимое для предоставления оптовой скидки. – К тому же в такой торговле исключен личный контакт. В эту сферу не придут любители импульсивных приобретений. Они предпочтут не тратить время на наши кооперативные процедуры. К тому же их вряд ли прельстит разница в цене в 20–50%, – считает Гульмира Нурпеисова. А что скажут юристы?Могут ли при таких покупках произойти факты мошенничества, например, некий субъект собрал деньги, а товар не поставил? Председатель общественного объединения по защите прав потребителей «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов считает, что мошенничество при подобной схеме покупок маловероятно, поскольку их организаторы выкладывают в чат все свои данные. – Я просмотрел группу участников таких совместных покупок, – говорит юрист. – Там указывается ИИН организатора, размещена его фотография, есть четкая информация, на что и как расходуются деньги. Если вдруг произойдет обман, то у людей останутся доказательства для того, чтобы привлечь злоумышленника к уголовной ответственности или взыскать с него деньги в гражданском порядке. Организатор, по словам Жаслана Айтмаганбетова, достаточно долго и последовательно завоевывает доверие социума. Это не схема для случайного сиюминутного заработка. На мой прямой вопрос, подходит ли для него лично такой вид покупок, глава «Гаранта» ответил отрицательно. Ему гораздо предпочтительнее вариант, когда можно сразу поехать и купить.
10:00 Церемония открытия Олимпиады в Париже: парад лодок по Сене, ливень, огонь у Лувра и Селин Дион, поющая Эдит Пиаф
00:01 Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
01:00 «Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
20 июля 2024 г. 11:06 Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
4 июля 2024 г. 4:53 Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
19 июля 2024 г. 21:21 Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота