Не выходя из чата

1860
Бота Женискызы

Забывшие о магазинах

Если каждый закажет, скажем, по кило красной рыбы или одному лыжному костюму, то сто человек смогут запросто купить центнер семги или партию спортивной одежды и получить хорошую скидку. При этом пред­оплата за товар производится на банковскую карту организатора чата.

Когда набирается определенное число покупателей, необходимое для получения скидки, организатор, являющийся также владельцем чата, объявляет «стоп» на дальнейшую запись. Параллельно в другом чате может вестись набор пользователей на другой товар.

Жительница столицы Гульмира Нурпеисова состоит в
WhatsApp-чате совместных покупок около года. На этой площадке торгуют продовольствием.

– Покупаю сыры, масло, иногда сладкую выпечку, мороженое. В целом меня устраивает. Не нужно ходить по магазинам – я просто делаю заказ и позже забираю готовый набор. В чате все прозрачно, организатор обговаривает даты доставки, сроки изготовления. Размещаются фотографии тары, в которой привезли товар. Помнится, однажды нам доставили яйца, и на коробке была указана дата производства – 1-е число, а нам привезли 2-го. То есть яйца были чуть ли не из-под куриц, можно сказать. Кроме того, продукты получаются дешевле, чем в магазинах. Я, например, покупала сыр в группе за 2 100 тенге, а в ближайшем магазине он продавался по 2 700.

Но есть ли уверенность в том, что организатор покупок соблюдает санитарные нормы, например взвешивает тот же сыр чистыми руками, на чистых весах?

По словам Гульмиры, их организатор не смешивает процессы взвешивания сырой и готовой продукции. Сливочное масло и мороженое, например, изначально упаковано. Сейчас идет сбор желаю­щих на индейку. Она продается в вакуумной упаковке.

Разумеется, не внакладе от процесса электронных закупок остается организатор сделки, поскольку при оптовом закупе он экономит сам. Плюс многие поставщики предоставляют оптовикам бонусы.

Примечательно, что в совместных покупках участвуют самые разные люди. По словам Гульмиры, помимо многодетных матерей в «WhatsApp-торге» заинтересованы пенсионеры и студенты.

Интернет-площадка, которой пользуется Гульмира, действует около 2 лет. Ее организатор наладил прямые и долгосрочные контакты со многими поставщиками. О размахе торговых операций можно судить по таким цифрам: участники чата совместно в состоя­нии заказать до 50 кило креветок или центнер рыбы... Причем цены на площадке действительно очень привлекательные.

Заказанные продукты в условленный час можно забрать у организатора чата либо за отдельную плату их завезут заказчику на дом.

И вот что характерно: за время существования площадки здесь установились правила доброжелательности и честности. Когда выставляется заявка в чат, все видят цену, изначально заявленную поставщиком.

Оптовая «рапсодия»

Готовя материал, нашла торговую площадку в WhatsApp, где можно купить одежду со скидкой. Чат работает в Караганде и открылся в августе 2019 года.

– Я занялась организацией такого чата по примеру своей знакомой. Сначала в нем было около 40 человек, сейчас уже около ста, – рассказывает организатор совместных покупок из Караганды Ирина (ее фамилию мы договорились не раскрывать). – Ищем оптовые магазины либо склады, в основном алматинские, выбираем, что нравится, договариваемся об оплате, затем несколько дней собираем заявки и потом выкупаем заказ у оптовика. Покупаем в основном женскую и детскую одежду, обувь, игрушки, хозяйственные мелочи для дома.

По мнению Ирины, такой вид покупок пользуется популяр­ностью, поскольку удобен и экономичен. Организатор сделки берет за свои услуги небольшой процент от ее суммы. Что же касается доставки оптового заказа из Алматы, то затраты делятся на всех.

– Мы создали эту торговую площадку изначально для того, чтобы самим иметь возможность приобретать некоторые вещи дешевле. И в основном для себя, – признается модератор чата из Караганды. – О качестве товара узнаем по сарафанному радио или от других групп, кто-то скидывает ссылки. Трудно назвать это бизнесом. Тут не столько зарабатываешь, сколько выгодно приобретаешь для себя. Единственное – приходится тратить немного больше времени, чем остальным участникам коллективных покупок, поскольку приходится вести поиск товара, договариваться с поставщиками. В Караганде мне известны около 20 подобных групп, но их может быть и больше...

Из всемирной истории покупок

Оказывается, такой вид маркетинга не нов. Как сообщает Ви­кипедия, первое известное объединение покупателей относится к 1860-м годам. Придумал новый способ продаж Джордж Гилман, основатель Great
Atlantic & Pacific Tea Company.

Это старейшая сеть супермаркетов в мире. А начиналась ее история с магазинчика колониальных товаров в Нью-Йорке. Накануне Великой депрессии компании принадлежало уже свыше 15 тыс. магазинов. К 1949 году их число снизилось до 4 682, а в декабре 2010 года компания, не выдержав жесткой конкуренции на розничном рынке, объявила о банкротстве.

Так вот, Джордж Гилман рассылал клиентам предложения организовывать «клубы покупок» среди своих соседей. Такой клуб мог делать совместные заказы чая и кофе, получая хорошую скидку. Доставка производилась еженедельно. Организаторы получали дополнительную упаковку товара за свои усилия – прообраз современных бонусов для оптовиков.

К началу XX века покупатели начали сами создавать клубы для совместных покупок как в США, так и в странах Европы. Чаще всего такие сообщества формировались соседями по району для оптового закупа продовольствия.

Как явствует из Википедии, уже на начальном этапе проявилась характерная особенность этого метода потребительской кооперации: совместная покупка либо опиралась на влиятельное местное сообщество – своеобразное коммерческо-потребительское местничество, либо со временем превращалась в обычную систему дисконтных распродаж, либо угасала.

Появление Интернета вывело старую идею на новый уровень. В конце 1990-х в США появилось сразу несколько крупных сайтов групповых покупок. Все они выс­тупали в качестве посредников, договариваясь с поставщиками и предлагая посетителям каталог товаров.

«Такие площадки, возникшие в США, стыковались с идеей аукциона – на цену товара влияло количество людей, принявших участие в конкретной покупке. Постепенно они были вытеснены обычными интернет-магазинами», – пишет vc.ru.

В 2008 году в Америке стартовал бизнес Groupon, позицио­нировавший себя как сервис групповых покупок. Он опирался на уникальную североамериканскую культуру купонаторов – локальных газет, с 50-х годов минувшего века издававших «простыни»-развороты, целиком состоявшие из купонов на скидку в пригородных супермаркетах и моллах.

Groupon и подобные ему площадки по факту используются как доска объявлений об акциях на товары и услуги, далеко не идеально вписывающиеся в формат классической интернет-торговли, считает vc.ru.

В России и Китае совместные покупки начали осуществляться в середине 2000-х годов объединениями пользователей интернет-форумов. Нередко основными участниками сделок выступали молодые мамы, которым необходимо было покупать множест­во различных детских вещей, а деньги приходилось экономить.

Через некоторое время самые активные участницы стали заниматься организацией покупок на постоянной основе, взимая за свои услуги небольшой процент.

– Я считаю, что такой торговый инструмент, как совместные закупки, возникает на рынке при определенных обстоятельствах. Главная причина их появления – ограниченные бюджеты покупателей. Вторым фактором может быть неразвитая розничная торговля, – отмечает администратор WhatsApp-чата Гульмира Нурпеисова.

Нишевый тренд

На сайте blizzard.kz утверждается, что сайты-купонаторы и сайты скидок тоже можно считать аналогами площадок для совместных покупок. Такие веб-ресурсы берут на себя роль связующего звена между продавцом и потребителем в системе коллективного закупа.

В Казахстане, к слову, уже несколько лет существует множест­во сайтов, для которых проведение и организация совместных покупок стали основной деятельностью. В частности, в Алматы в числе первопроходцев можно выделить Сhocolife и besmart.kz (в данное время они объединены). Blizzard.kz тоже относится к сайтам-купонаторам.

Наверное, подобный закуп в Интернете можно считать нишевым трендом. И он вряд ли захватит все население. Немалая часть потребителей все-таки предпочитает традиционный ритуал – с осмот­ром товара, примеркой и так далее. Да и сама процедура покупки может быть скучной и долгой для тех, кто хочет заплатить и сразу все получить, а не ждать, пока наберется определенное число покупателей, необходимое для предоставления оптовой скидки.

– К тому же в такой торговле исключен личный контакт. В эту сферу не придут любители импульсивных приобретений. Они предпочтут не тратить время на наши кооперативные процедуры. К тому же их вряд ли прельстит разница в цене в 20–50%, – считает Гульмира Нурпеисова.

А что скажут юристы?

Могут ли при таких покупках произойти факты мошенничест­ва, например, некий субъект соб­рал деньги, а товар не поставил? Председатель общественного объединения по защите прав потребителей «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов считает, что мошенничество при подобной схеме покупок маловероятно, поскольку их организаторы выкладывают в чат все свои данные.

– Я просмотрел группу участников таких совместных покупок, – говорит юрист. – Там указывается ИИН организатора, размещена его фотография, есть четкая информация, на что и как расходуются деньги. Если вдруг произойдет обман, то у людей останутся доказательства для того, чтобы привлечь злоумышленника к уголовной ответственности или взыскать с него деньги в гражданском порядке.

Организатор, по словам Жас­лана Айтмаганбетова, достаточно долго и последовательно завоевывает доверие социума. Это не схема для случайного сию­минутного заработка.

На мой прямой вопрос, подходит ли для него лично такой вид покупок, глава «Гаранта» ответил отрицательно. Ему гораздо предпочтительнее вариант, когда можно сразу поехать и купить.

Популярное

Все
Казахстан стал победителем регбийного турнира в Омане
Республиканский диктант по финансовой безопасности прошел в Астане
Абзал Нукенов освобожден от должности в АП
Премьеру хореографических миниатюр представили в «Астана Балет»
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
Семь дней отдохнут казахстанские школьники на осенних каникулах
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Мемориальную доску Акиму Тарази открыли в Астане
Путь к независимости через верховенство права: 35-летие Декларации о государственном суверенитете
В Мангистау на службу заступил новый корабль береговой охраны
Президент назначил нового посла Казахстана в США
В Китае тестируют самый высокоскоростной поезд в мире
День работника сферы общественного питания впервые отмечают в Казахстане
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа
Триллионы мимо своих: кто получает реальный эффект от госинвестиций?
Правительство расширило перечень приоритетных IT-направлений
Премьера фильма о подвиге Газиза Байтасова стартует в казахстанских кинотеатрах
Пенсионерам вход бесплатный
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Чем может гордиться Темиртау?
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Лювак для бодрости
Синоптики рассказали о погоде в Казахстане на октябрь

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]